Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оборудование: компьютер, презентация ,текст песни  Г. Струве « Песенка о гамме» - видео https://www.youtube.com/watch?v=YG8n6OlcTY4. https://www.youtube.com/watch?v=kA21MkOSDBc. Ход занятия



 

 

Предмет Музыка

Класс 2

Тема. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности интервалов С. Прокофьев « Любовь к трем апельсинам» - фрагмент.

Г. Струве « Песенка о гамме» - исполнение.

Цель урока:

Основная – знакомство с интервалом в музыке, его образно – эмоциональное восприятие.

Сопутствующая - развитие творческих способностей, музыкального кругозора детей посредством усвоения музыкальной грамоты.

 

Задачи:

  • образовательная: формировать  знания об интервале, закрепить знания о разновидностях музыкального интервала в пределах октавы;
  • развивающая: развивать эмоционально-образное восприятие музыкального интервала, творческие и познавательные способности –память, внимание, гармонический и мелодический слух;
  • воспитательная: формировать взгляды и убеждения, воспитывать целеустремленность, стремление к достижению ситуации успеха.

Оборудование: компьютер, презентация ,текст песни  Г. Струве « Песенка о гамме» -   видео https://www.youtube.com/watch?v=YG8n6OlcTY4

С. Прокофьев « Любовь к трем апельсинам» - фрагмент. Краткое содержание.

https://www.youtube.com/watch?v=kA21MkOSDBc

Педагогические технологии:

  • обучение в сотрудничестве;
  • личностно-ориентированная технология.

Методы реализации поставленных задач:

  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • наглядно-зрительный;
  • эвристический (частично-поисковый);
  • практический;
  • творческий.

Ход занятия

1Этап учебного занятия: Организационный момент Объяснение темы занятия. Слайд № 1
– Тема занятия – «Интервалы в пределах октавы ».
: Что означает слово интервал в переводе с латинского?
Ответ: Промежуток, расстояние, интер – между.
Вопрос: Приведите примеры интервала в жизни.
Ответы: интервал движения автобусов, разметка на линейке с любым интервалом, например в 1 см, перемена – интервал между уроками и т. д. Интервал может быть как во времени, так и в расстоянии.
Слайд № 2
Вопрос: Что называется интервалом в музыке?
Ответ: Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (друг за другом) или одновременно.
2 этап – подготовительный

Давайте еще раз прочитаем названия интервалов в пределах октавы.
Слайд № 3
Слайд № 4 (Таблица находится на доске на протяжении всего занятия)
Повторим название интервалов и количество ступеней, которые включают эти интервалы.
По порядку слайды № № 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12
Предлагаю закрепить материал, заполнив этот кроссворд. – А теперь давайте пропоем эти интервалы!
1) поем звукоряд с возвращением через 1 ступень вверх и вниз – помощница показывает по таблице
Слайд № 4
2) делимся на две группы – поем в качестве распевки двухголосно русскую народную песню «Как пошли наши подружки», меняемся составом – определяем интервальный состав двухголосия;
3) поем в квинту – характеризуем ее звучание (пустое, холодное).
(Г. Струве «Раз, два, раз, два, раз вверх – нижний голос, пять, шесть, пять, шесть, пять, вверх и обратно).
– Но сегодня я хочу, чтобы мы отошли от подсчета количества ступеней в интервале и услышали его совершенно по – новому, чтобы его интонация, его образно-эмоциональное воздействие стало главным.
И я предлагаю вам в ходе нашего занятия согласиться или опровергнуть образное определение интервала американского композитора, дирижера и пианиста Леонарда Берстайна.
Леонард Берстайн писал: «Вот нота. Сыграйте ее на своем рояле, она может оказаться приятным звуком (сыграть). Но музыка ли это? Ничуть. Одна простая нота сама по себе еще не музыка, даже не атом (потому, чтобы получился атом нужно две частички) … и вам нужно хотя бы две ноты, прежде чем вы сможете получить атом музыки. Потому что с одной одинокой нотой, обособленной ничего не может случиться.
Но как только у вас оказываются две ноты, вы внезапно чувствуете родство между ними, нечто подобное электрическому напряжению. Вот уже начало музыкального смысла. А с тремя нотами смысл тем более увеличивается.
Итак, получается, что музыкальный атом отнюдь не отдельная нота, как вы могли подумать, а, по крайней мере, две ноты. Это двухнотное соотношение и есть наш ИНТЕРВАЛ. Очень важное слово «интервал», потому что оно составляет сердце и душу музыки».
3 этап. Практическая часть.

– Музыка обладает выразительными и изобразительными средствами.
Угадываем на слух интервалы, характеризуем их звучание,
Привожу примеры известных произведений, дети угадывают интервалы и разбирают образ, например:
1. Прима – повторение одной ступени.
2. Секунда, взятая гармонически (одновременно два звука) звучит резко, неблагозвучно.
(На фортепиано воспроизводятся начало музыкальных произведений, которые начинаются с интервала секунда)
Примеры:
«Пусть бегут» – В. Шаинский
3. Терция звучит приятно, благозвучно.
«Как пошли наши подружки» – первые две фразы поются в терцию.
«Маленькой елочке…» – нисходящее движение в первой фразе.
4. Кварта – призывно, резко,
«В траве сидел кузнечик»
5. Квинта – пустое, холодное звучание – музыкальная характеристика тевтонских рыцарей в кантате С. Прокофьева «Александр Невский»
6. Секста звучит благозвучно, широко. «В лесу родилась елочка…»
7. Септима звучит резко, неблагозвучно, широко.
Вывод: звучание интервалов рисует образ, помогает выразить характер музыки – то есть ее душу и сердце.

 

Слушание музыки. С. Прокофьев « Любовь к трем апельсинам» - фрагмент.

                     



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.