Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга Юбилеев 8 страница



И Израиль жил в стране Египте семнадцать лет, и всей его жизни было три юбилея, сто сорок семь лет. И он умер в четвертый год пятой седмины сорок пятого юбилея. И Израиль благословил своих сыновей пред своею смертью, и сказал им все, что случится с ними в последние дни; все возвестил он им, н благословил их. И он дал Иосифу две части в стране. И он почил с своими отцами, и был погребен в двойной пещере в земле Ханаанской, рядом с своим отцом Авраамом, в могиле, которую он выкопал для себя, в двойной пещере, в стране Хеврон. И он отдал все свои книги и книги своих отцов сыну своему Левию, чтобы он хранил их и возобновлял их для своих детей до сего дня.

XLVI И было, после того как Иаков умер, умножились сыны Израиля в стране Египетской и сделались многочисленными; и они были все единодушными в своих мыслях, так что брат любил своего брата, и каждый помогал своему брату; и они умножились чрезмерно. И было всей жизни Иосифа десять седмин, которые он прожил после своего отца. И Иосиф не имел зложелателя, и не случилось с ним чего-либо худого во все время его жизни, которую он прожил после отца своего Иакова. Ибо все Египтяне почитали сынов Израиля в продолжение всего времени, пока жил Иосиф. И Иосиф умер ста десяти лет; семнадцать лет он пробыл в стране Ханаанской, и десять лет был слугою, и три гада пробыл в темнице, и восемьдесят лет у царя управлял всею страною Египетскою, И он умер, и все его братья, и весь тот род.

И он завещал сынам Израиля перед смертью, чтобы они взяли с собою его кости, когда они выйдут из Египта. И он взял с них клятву относительно костей своих; ибо он знал, что Египтяне не отнесут его тело и не похоронят его в свое время в стране Ханаанской, так как Ханаанский царь Мемкерон, владевший страною Ассур, сражался в долине с царем Египетским, и убил там его, и преследовал Египтян до ворот Эромона. Но он не мог вступить в Египет, ибо восстал другой новый царь над Египтом для управления, и был могущественнее его. И он возвратился в страну Ханаанскую, а ворота Египта были заперты, и никто не приходил в Египет.

И Иосиф умер в сорок шестой юбилей в шестую седмину во второй год, и они похоронили его в стране Египетской. И все братья его умерли после него. И царь Египетский выступил, чтобы сразиться с царем Ханаанским, в сорок седьмой юбилей во вторую седмину во второй год. И сыны Израиля вынесли кости всех сыновей Иакова, кроме Иосифа, и похоронили их на поле, в двойной пещере на горе. И большинство возвратилось в Египет; и только немногие из них остались на горе Хеврон, и твой отец [Амрам] остался с ними. И царь Ханаанский победил царя Египетского, и запер ворота Египта.

И он (царь Египетский) замыслил недоброе дело против сынов Израиля — притеснять их, и сказал египтянам: “Вот народ сынов Израиля возрос и сделался многочисленнее нас; употребим же против них хитрость, прежде чем они слишком размножатся, и будем притеснять их рабскою работою, прежде чем нас постигнет поражение и они победят нас в битве. А не то они вступят в союз с врагами и выйдут из нашей страны; ибо их сердце и лицо обращено к стране Ханаанской”. И он поставил над ними смотрителей за работами, чтобы они притесняли их рабскою работою. И они должны были строить крепкие города для Фараона — Питофо и Рамзе, и должны были строить всякие стены и оплоты, которые обрушились в городах египетских, и они сильно притесняли их. Но чем хуже поступали они с ними, тем больше умножались и увеличивались они. И египтяне считали сынов Израиля нечистыми.

XLVII И в седьмую седмину в седьмой год сорок седьмого юбилея пришел отец твой из страны Ханаанской, и ты родился в четвертую седмину, в шестой год, в сорок восьмой юбилей, когда были дни преследования сынов Израиля. И царь Фараон Египетский дал повеление относительно них, чтобы детей их — всякое дитя мужеского пола, которое родится, — бросали в реку. И они бросали их в течение семи месяцев до того месяца, когда ты был рожден. И твоя мать скрывала тебя три месяца, и на нее донесли. Тогда она сделала для тебя корзину, и осмолила ее смолою и асфальтом, и положила ее в траву на берегу реки, и клала тебя в нее в течение семи дней. И мать твоя приходила ночью и кормила тебя грудью; и днем тебя стерегла от птиц сестра твоя Мария.

И в те дни пришла дочь Фараона Фармуф искупаться в реке. И она услышала твой голос, когда ты плакал, и сказала своей служанке, чтобы она принесла тебя. И она принесла тебя к ней. И она вынула тебя из корзинки, и сжалилась над тобою. А сестра твоя сказала ей: “Не пойти ли мне, и не призвать ли к тебе одну из евреек, чтобы она воспитала это дитя для тебя и кормила грудью?” И она пошла, и призвала твою мать Ийокабиф, и она дала ей плату, чтобы она ходила за тобою. И после сего ты возрос, и тебя привели в дом Фараона, и ты сделался отроком. И твой отец (Амбран) научил тебя писанию. И после того как ты окончил три седмины, он привел тебя в царский дворец, и ты был при дворе три седмины до того времени, когда ты вышел из царского дворца и увидел египтянина, который бил твоего друга из сынов Израиля. И ты убил его и скрыл его в песке. И в следующий день ты встретил двоих из сынов Израиля, которые ссорились, и сказал обидчику: “Зачем ты бьешь своего брата?” И он разгневался, и озлобился, и сказал: “Кто поставил тебя начальником и судьею над нами, разве ты хочешь убить меня, как ты убил египтянина?” И ты испугался и убежал вследствие этих слов.

XLVIII И в шестой год третьей седмины сорок девятого юбилея ты ушел и оставался (вне Египта) шесть седмин и один год. И ты возвратился в Египет во вторую седмину во второй год в пятидесятый юбилей. И ты знаешь, что Он говорил с тобою у горы Синай, и что высший Мастема хотел сделать с тобою на пути, когда ты возвращался в Египет, в праздник кущей. Не хотел ли он всеми силами умертвить тебя и спасти египтян от рук твоих, когда увидел, как ты был послан совершить над египтянами суд и мщение? И я спас тебя от руки его и совершил знамения и чудеса, которые ты был послан совершить в Египте пред Фараоном, и всем его домом, и рабами его, и его народом. И Господь совершил мщение над ними, тяжкое мщение за Израиля, и поражал, и умерщвлял их чрез кровь, и чрез жаб, и мошек, и песьих мух, и злокачественные воспалительные нарывы, и их скот Он поразил смертию, и градом — чрез это Он истребил все, что росло у них, — и саранчой, которая поела остаток, оставшийся от града, и тьмою; и их первенцев из людей и скота Он истребил. И всем их идолам отметил Господь и сожег их огнем. И все это послано было чрез твою руку, чтобы ты совершил это, [...]. И ты говорил с царем египетским, и пред всеми его служителями, и пред его народом; и все случилось по твоему слову; десять великих и страшных наказаний пришли на страну Египетскую, чтобы чрез них отмстить за Израиля. И все это совершил Господь за Израиля и согласно завету, который Он заключил с Авраамом, чтобы отметить им, ибо они жестоко притесняли их. И высший Мастема восстал против тебя, и хотел предать тебя в руки Фараона, и содействовал египетским волхвам, и помогал им, чтобы и они сделали это пред твоими глазами. Хотя мы и допустили их произвести зло, но, однако, не позволили им врачебных средств, чтобы они воспользовались ими своими руками. И Господь поразил их (волхвов) злокачественными нарывами, чтобы они не могли противостоять ему; ибо мы погубили их, чтобы они не могли совершить ни одного знамения. Но несмотря на все знамения и чудеса, высший Мастема не смутился, ибо он приложил все силы и воззвал к египтянам, чтобы они преследовали тебя всеми силами Египта, с своими колесницами и конями, и со всем множеством народов Египта. И я встал между тобою и ими, между египтянами и израильтянами, и спас израильтян от руки их, от руки египтян. И Господь провел их чрез море, как по сухой земле; и всех людей, которые выступали для преследования Израиля, Господь Бог наш ввергнул в море, в глубину бездны, вместо детей Израиля, за то, что египтяне бросали их в реку сотня за сотней; за это совершено над ними мщение, и тысяча сильных мужей [...] была истреблена за одного погибшего младенца из детей твоего народа, брошенного ими в реку. В четырнадцатый, и в пятнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый и восемнадцатый дни высший Мастема был связан и заключен позади сынов Израиля, чтобы он не мог обвинять их (пред египтянами). А в девятнадцатый день мы освободили его, чтобы он помогал египтянам и чтобы они преследовали сынов Израиля. И он очерствил сердце их, и ожесточил их, и стал могущественным над ними по воле Господа, Бога нашего, чтобы поразить египтян и ввергнуть их в море. И в пятнадцатый день мы связали его, чтобы он не обвинял сынов Израиля, в тот день, когда они требовали у египтян утварь и одежды, утварь серебряную, золотую и медную, чтобы обобрать египтян за то, что когда они служили им, они сильно притесняли их; и мы не допустили, чтобы сыны Израиля вышли из Египта с пустыми руками.

XLIX      Вспомни заповедь, которую дал тебе Господь относительно пасхи, чтобы ты соблюдал ее в свое время, в четырнадцатый день первого месяца, чтобы ты заколол его (агнца), прежде чем наступит вечер, и чтобы ели его ночью, в вечер пятнадцатого дня, с солнечного захода. Ибо день этот есть первый праздник и первый день пасхи. И вы ели пасху в Египте, в то время как все силы Мастемы были освобождены, чтобы умерщвлять всякого первенца в стране Египетской, от первенца фараонова до первенца пленной рабыни на мельнице и до скота. И вот знамение, которое дал им Бог. В каждый дом, у которого дверной косяк был обрызган кровью агнца, в этот дом они не должны были входить для избиения находящихся в нем, так что все, бывшие в этом доме, спаслись, потому что на двери был знак крови. И силы Господни сделали все, что только Господь повелел им, и прошли мимо всех сынов Израиля. И на них не простерлось бедствие, чтобы погубить из них чью-либо душу, ни на скот, ни на человека, ни даже на собаку. В Египте же бедствие было очень велико, и не было дома, в котором не было бы умершего, и плача, и сетования. И весь Израиль спокойно вкушал пасхальное мясо, и пил вино, и хвалил, и благодарил, и прославлял Господа, Бога отцов своих, и приготовлялся к исходу из-под ига рабства и из злого Египта. И ты помни этот день во все дни твоей жизни, раз в год, в свой (определенный) день, согласно со всем законом относительно сего, и не смешивай этого дня с другими и этого месяца с другим. Ибо это — вечное установление, и оно начертано на небесных скрижалях для сынов Израиля, чтобы они каждый год соблюдали праздник, один раз в год, во все свои роды; и нет предела времени сему, но он (праздник) утвержден навек. И муж, если он чист и не придет совершить его в назначенный день, чтобы принести дар, угодный Господу, в день Его праздника и чтобы есть и пить пред Господом в день Его праздника, тот муж должен быть истреблен, если он чист и находится недалеко, ибо не принес дар Господень в назначенное время. И грех примет на себя тот муж. Сыны Израиля, грядущие, должны праздновать пасху в назначенное для нее время, в четырнадцатый день первого месяца вечером, в третью часть дня до третьей части ночи. Ибо две части дня назначены для света и третья — для вечера. Вот то, что повелел Господь, чтобы ты совершал это в исходе вечера. И не должно совершаться это утром в какой-либо час света, но в вечернее время. И они должны вкушать его в вечернее время до третьей части ночи, и что останется от всего мяса после третьей части ночи, они опять должны сожечь огнем. И они не должны варить его в воде, и не должны его есть сырым, но тщательно испекши на огне и изжарив на огне. Его голову, со внутренностями и ногами его, они должны изжарить на огне и не раздроблять ему костей. Ради сего Господь повелел сынам Израиля, чтобы они праздновали пасху в назначенный для нее день и не раздробляли у него (агнца) костей; ибо это праздничный день и назначенный для празднования день, и нельзя уклоняться от него на день или на месяц, но в свой праздничный день он должен праздноваться. И ты скажи сынам Израиля, чтобы они соблюдали пасху в ее день, ежегодно, один раз в год, в определенный день, чтобы это было воспоминанием, которое будет приятно для Господа, и чтобы не случилось с ними в том году никакого бедствия и они не были бы умерщвлены и поражены. Если они будут праздновать пасху в свое время, соблюдая все, как заповедано, то они не должны вкушать ее вне святилища Господня; пред всем народом общества Израилева должны соблюдать ее в свое время все люди, которые явились в день ее, чтобы вкушать пред Господом в святилище вашего Бога, кто имеет двадцать лет и выше. Ибо так написано и определено, чтобы ели ее в доме святилища Господня. И когда сыны Израиля придут в страну, которою они будут владеть, в страну Ханаанскую, и устроят скинию Господню в сей стране, в одном из своих отрядов (колен), так что святилище Господа будет устроено в стране, то они должны приходить и праздновать пасху среди скинии Господней, и закалать ее пред Господом из года в год. И во дни, когда будет устроен дом во имя Господне в стране их наследия, они должны ходить туда и закалать пасху вечером, когда зайдет солнце, в третью часть дня, и должны окропить кровью порог алтаря, и тук положить на огонь, который на жертвеннике, мясо же его, изжаренное на огне, есть в преддверии дома святилища во имя Господне. И они не должны совершать пасху в своих городах и в своих местах, а только пред скиниею Господнею, или пред Его домом, так как имя Его живет в нем, дабы им не согрешить пред Господом. И ты, Моисей, скажи сынам Израиля, чтобы они соблюдали постановление о пасхе, как повелено тебе, что вы должны соблюдать ее ежегодно в день ее и также праздник опресноков, чтобы они ели пресное в продолжение семи дней, соблюдая праздник Его и принося для Него ежедневно дар, в те семь пасхальных дней, пред Господом, на жертвеннике вашего Бога. Ибо этот праздник вы праздновали с боязливою робостию, когда вы вышли из Египта, пока не перешли чрез море в пустыню Сур; ибо на берегу моря вы окончили его.

L      И потом после сего закона я возвестил тебе о субботних днях в пустыне Синая, которая находится между Еломом и Синаем. И также о субботах земли я сказал тебе на горе Синай и о юбилейных годах вместе с субботними годами.

Но год его мы не сказали тебе, пока ты не придешь в страну, которою вы будете владеть. Тогда и страна должна праздновать свои субботы, когда они будут жить в ней, и они узнают год юбилея. Посему я определил тебе седмины и юбилейные годы: сорок девять юбилейных годов от дней Адама до сего дня и одна седмина и два года. И еще предлежат тебе сорок лет, чтобы узнать заповеди Господа, пока они не переправятся чрез Иордан к западу. И юбилеи прекратятся, когда Израиль очистится от всякого блуда, и вины, и нечистоты, и осквернения, и греха, и злодеяния, и спокойно будет жить во всей стране, и против него не восстанет более ни сатана, ни какой-либо ненавистник, и земля будет с тех пор чистою всегда.

И вот я записал тебе также повеление относительно суббот, и все установления законов относительно них: шесть дней делай дела, и в седьмой день суббота для Господа Бога вашего. Вы не должны делать в нее никакого дела, вы, и ваши сыновья, и ваши рабы, и служанки, и весь ваш скот, и чужеземец, который у тебя. И человек, который делает какое-либо дело, должен умереть. Всякий, кто оскверняет этот день, кто спит с своею женою, и кто говорит о том, что он хочет предпринять в нее (в субботу) путешествие или о разного рода купле и продаже, и кто черпает воду, не приготовив ее себе в шестой день, и кто поднимает ношу, чтобы перенести ее из своего шатра или из своего дома, тот должен умереть. Вы не должны делать никакого дела в субботу, которого вы не приготовили себе в шестой день, чтобы есть, и пить, и покоиться, и соблюдать субботу от всякого дела в этот день, и прославлять Господа Бога вашего, Который дал ее вам в праздник. И днем святым, и днем святого царства для всего Израиля должен быть этот день в вашей жизни непрестанно. Ибо велика честь, которой Господь удостоил Израиля, чтобы они ели, и пили, и насыщались в этот праздничный день, и отдыхали от всякого дела, которое относится к человеческим делам, кроме воскурения фимиама и принесения даров и жертв пред Господом в субботы. Только это дело пусть совершается в субботы, во дни дома святилища Господа Бога вашего, чтобы приносить в умилостивление за Израиля непрестанно и ежедневно дары в воспоминание, которое приятно и которое делает их угодными пред Господом, каждый день года, как повелено тебе. Но каждый человек, который совершает дело, и предпринимает путешествие, и ухаживает за своим скотом, будь это дома или в другом месте, и кто зажигает огонь, или едет верхом на каком-нибудь животном, или путешествует на корабле по морю, и каждый, кто убивает и умерщвляет кого-либо, и кто закалывает животное или птицу, и кто ловит зверя, или птицу, или рыбу, и кто постится, и кто ведет войну в субботний день; всякий, кто делает что-нибудь из этого в субботний день, тот должен умереть, чтобы дети Израиля хранили субботу по заповедям о субботах земли, как это списано с небесных скрижалей, которые Он дал мне в мои руки, дабы я написал тебе законы времени и время по делению его дней.

Приложение

Отрывки из Книги Юбилеев, сохранившиеся у греческих церковных писателей

1. Св. Епифаний Кипрский

Но в Книге Юбилеев, называемой также и Малым Бытием, можно найти, что эта книга содержит имена жен Каиновой и Сифовой, чтобы всяким образом были посрамлены эти слагатели басен для жизни (т. е. Сифияне). Когда Адам родил сынов и дочерей, было необходимостью в то время, чтобы его сыновья вступили в брак с собственными сестрами; ибо это не было беззаконным, потому что иного рода не было. Да и сам Адам, можно сказать, был в супружестве почти с собственной дочерью, образованною из его тела и созданною Богом для супружества с ним, и это не было беззаконным. Так и сыновья его вступили в брак — Каин с старшею сестрою, так называемой Савою, а Сиф, третий сын, рожденный после Авеля, с сестрою своею, называемой Азурою. У Адама родились, как описывает Малое Бытие, и другие девять сыновей, после тех трех, так что у него было две дочери, а детей мужеского пола двенадцать: один убитый, а одиннадцать оставшихся в живых. Ты имеешь указание на это в Бытии мира и первой книге Моисеевой, где говорится так: “и поживе Адам лет девятьсот тридесять, и роди сыны и дщери, и умре”. (Ср. Кн. Юбил., IV).

2. Иоанн Зонара   

Действительно я знаю записанное в Малом Бытии, что в первый день и небесные силы прежде прочего были созданы Творцом вселенной; но так как это Малое Бытие не отнесено к книгам еврейской мудрости, написанным божественными отцами, то я ничего, что в ней написано, не считаю достаточно твердым и не соглашаюсь с этим учением (ср. Кн. Юбил., II).

3. Георгий Синкелл

В первосозданные сутки, по-еврейскому, в первый день первого месяца Нисана, как указано прежде, по-римскому, в двадцать пятый день месяца марта и, по-египетскому, в двадцать девятый день Фаменофа, в день божественный, именно в первую неделю, Бог сотворил небо и землю, мрак и воды, дух и свет, и сутки, всего семь творений. Во вторые сутки явилась твердь — одно творение. В третьи сутки было четыре творения — появление земли и осушение ее, рай, многоразличные деревья, травы и семена. В четвертый день Бог сотворил солнце, и луну, и звезды. В пятый день Бог сотворил пресмыкающихся и всех плавающих, великих морских животных и рыб, и все, что в водах, а также пернатых — всего три творения. В шестой день Бог сотворил четвероногих и пресмыкающихся на земле, зверей и человека — четыре творения. Вместе всех творений — двадцать два, соответственно двадцати двум еврейским буквам, затем двадцати двум еврейским книгам и наконец двадцати двум генерациям от Адама до Иакова, как говорится в Малом Бытии, которое называют иные откровением Моисея. Эта же книга говорит, что небесные силы были сотворены в первый день (Кн. Юбил., II).

Необходимость побудила меня сообщить нечто и из того, что и другими историками, записавшими иудейские древности и христианские повествования, заимствуется о сем из Малого Бытия и так называемой Жизни Адама — хотя она и не считается божественною, — чтобы исследующие это не впали в нелепейшие вымыслы. Итак, в известной под именем Жизни Адама указывается число дней, когда было наименование животных, и образование жены, и вход Адама в рай, и заповедь Божия к нему о пище с дерева, и вход Евы после сего в рай, также обстоятельства преступления заповеди и последствия преступления, как далее следует.

В первый день недели, который был третьим от сотворения Адама, восьмой первого месяца Нисана, первый месяца апреля и, по-египетскому, шестой месяца Фармуфи, Адам по некоему божественному благоизволению наименовал диких зверей; во второй день второй недели он дал имена скотам; в третий день второй недели он наименовал пернатых; в четвертый день второй недели он наименовал пресмыкающихся; в пятый день второй недели он наименовал плавающих. В шестой день второй недели, который, по-римскому, был шестой день апреля, а по-египетскому, одиннадцатый месяца Фармуфи, Бог, взявши некую часть ребра Адамова, образовал жену. В сорок шестой день от сотворения мира, в четвертый день седьмой недели, четырнадцатого Пахона, девятого мая, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна против созвездия Скорпиона, в восход Плеяд, Бог ввел Адама в рай в сороковой день после его сотворения. В пятидесятый день от сотворения мира, в сорок четвертый от сотворения Адама, день божественный, восемнадцатого Пахона, тринадцатого мая, через три дня после входа его в рай, когда Солнце было в знаке Тельца и Луна в знаке Козерога, Бог заповедал Адаму не вкушать от древа познания.

В девяносто третий день творения, во второй день четырнадцатой недели, во время летнего поворота Солнца, когда и Солнце и Луна были в созвездии Рака, в двадцать пятый день месяца июня, первого Епифи, введена была Богом в рай помощница Адама Ева, в восьмидесятый день по сотворении ее. Взяв ее, Адам дал ей имя — Ева, что значит жизнь. Посему Бог повелел чрез Моисея в книге Левит, именно, ради дней пребывания их вне рая по сотворении, чтобы она (женщина) оставалась нечистою при рождении мальчика сорок, а при рождении девочки восемьдесят дней; посему и Адам в сороковой день по сотворении введен был в рай, ради чего и новорожденных в сороковой день приносят в храм по закону. При рождении же девочки она должна быть нечистою восемьдесят дней, ради того, что она (Ева) вошла в рай в восьмидесятый день, и ради женской нечистоты в отношении к мужу; даже и находящаяся в месячном очищении не входит в храм до семи дней по божественному закону.

Это я ради любознания в сокращении заимствовал из так называемой Жизни Адама (Кн. Юбил., III).

Из Малого Бытия: 

В седьмой год он согрешил, и в осьмой они были изгнаны из рая, как говорит (Малое Бытие), чрез сорок пять дней после падения, в восход Плеяд.

Пробыл же Адам в раю седмину трехсот шестидесяти пяти дней; и изгнан был с женою Евою за преступление заповеди в десятый день месяца мая.

Звери, и четвероногие и пресмыкающиеся, говорит Иосиф и Малое Бытие, до падения говорили одним языкам с первосотворенными; посему, говорит, змей беседовал с Евою человеческим голосом, что, кажется, невозможно.

В восьмой год (говорит) Адам познал Еву, жену свою.

В восьмидесятый год родился у них первородным сын Каин.

В семьдесят седьмой год, говорят, родился праведный Авель.

В восемьдесят пятый год родилась у них дочь, и они дали ей имя Асуам.

В девяносто седьмой год Каин принес жертву.

В девяносто девятый год Авель принес жертву Богу, имея от роду двадцать два года, в полнолуние седьмого еврейского месяца, то есть в праздник кущей.

Достойно примечания, что Писание называет жертву Каина принесением плодов, а жертву Авеля дарами, обозначая сим настроение каждого.

В тот же девяносто девятый год Каин убил Авеля, и первозданные оплакивали его четыре седмины, то есть двадцать восемь лет.

В сто двадцать седьмой год Адам и Ева прекратили свой плач. В сто тридцать пятый год Каин взял собственную сестру Асавнан, которой было пятьдесят лет; а сам он был шестидесяти пяти лет (Кн. Юбил., III, IV).

В двести тридцать четвертом году он родил дочь, которой дал имя Азуран (Кн. Юбил., IV).

В четыреста двадцать пятом году Сиф взял в жены собственную сестру Азуран; Сиф же был девяносто одного года (Кн. Юбил., IV).

В том же девятьсот тридцатом году умер и Каин от обрушившегося на него дома; ибо и сам он камнями убил Авеля (Кн. Юбил., IV).

В этом 2251 году, как говорят, Ной насадил виноградник на горе Лувар в Армении (Кн. Юбил., VII).

    Ангел, говоривший с Моисеем, сказал ему: я научил Авраама еврейскому языку, каким он был от начала творения, чтобы он говорил на нем, как на природном, о чем говорится в Малом Бытии (XII).

В 3373 году от сотворения мира, когда Аврааму был 61 год, сожег Авраам идолов отца своего, и вместе с ними сожжен был Арран, хотевший тушить огонь ночью. И вышел Фарра с Авраамом, чтобы идти в землю Ханаанскую, и, переменив намерение, жил в Харране, предаваясь идолопоклонству до своей смерти (Кн. Юбил., XII).

В сто пятьдесят третьем году жизни Исаака, Иаков возвратился к нему из Месопотамии. И Исаак, возведя очи и увидя сыновей Иакова, благословил Левия, как первосвященника, и Иуду, как царя и начальника. Ревекка побудила Исаака, уже бывшего в старости, чтобы он внушил Исаву и Иакову любить друг друга. И он, увещевая их, предсказал, что если Исав восстанет на Иакова, то впадет в руки его. И вот после смерти Исаака, Исав, возмущаемый своими сыновьями, собрав людей, вышел войною против Иакова и его сыновей. Иаков, заперев ворота башни, увещевал Исава вспомнить родительские завещания. Когда же он не склонился на увещания, а напротив, стал оскорблять и поносить его, Иаков, побуждаемый Иудой, натянул лук и поверг Исава, поразив его в правый сосок груди. После его смерти сыновья Иакова, открыв ворота, перебили весьма многих. Это говорится в Малом Бытии (XXXVII, XXXVIII).

4. Михаил Глика

Не потому, что он (змий) имел прежде ноги, как говорит Иосиф и так называемое Малое Бытие, теперь Бог объявляет, что он будет ходить на чреве; но, как объясняет Златоустый Иоанн, прежде он благодаря прямому положению имел такую смелость, что приблизился к самому уху Евы и разговаривал с ней, а теперь осужден, и совершенно справедливо, ползать по земле (Кн. Юбил., III).

Малое Бытие говорит, что Адам неосмотрительно взял от древа и ел и не обратил полного внимания на слова Евы, потому что изнемог от труда и голода. Но об этом, возлюбленный, лучше умолчать, ибо, как сказано выше, бывает нечто достойное и молчания; разве только и ты хочешь говорить, что Адам взял жену, чтобы не обратиться на других животных. Змий стал пресмыкающимся из скота, и имел руки и ноги; но это было отнято ради того, что он дерзновенно вошел в рай и посему первый взял от древа и ел. Адам отгонял птиц и пресмыкающихся, собирал плод в раю и ел его с своею женою. Вот это-то, чтобы не сказать, и еще гораздо большее из подобного, содержит Малое Бытие. Но оставь это; ибо иначе относящимся к Священному Писанию (это) покажется, напротив, смешным и забавным (Кн. Юбил., III).

5. Георгий Кедрин

В Малом Бытии говорится, что Мастифат, начальник демонов, приблизясь к Богу, сказал Ему: если Авраам любит Тебя, пусть принесет Тебе в жертву сына своего (Кн. Юбил., XVII).

Ревекка, приготовив кушанье, отдала его Иакову и ввела его вместе с другими дарами для Исаака к Аврааму; взяв его на свое лоно и многообразно благословив его, Авраам, почивши, умер, на пятнадцатом году жизни Иакова (Кн. Юбил., IXX).

В Малом Бытии говорится, что израильские дети были бросаемы в реку только в течение десяти месяцев, пока Моисей не был поднят царицею. Посему на египтян были посланы десять казней в течение десяти месяцев, и наконец они были ввергнуты в море, по образу того, как они погубили в реке еврейских детей, — за одного израильского мальчика тысяча погубленных сильных мужей из египтян. Самого же Моисея дочь Фараона усыновила в царском достоинстве, но, конечно, не освободила израильтян от порученной им работы (ср. Кн. Юбил., XLVII, XLVIII).

Моисей первый написал законы для иудеев. Оставив занятия, соответственные Египту, Моисей в пустыне изучал мудрость, получая откровения от архангела Гавриила о происхождении мира и первого человека, о бывшем после него, о потопе, о смешении и многообразии языков, о событиях из жизни первого человека, о происшествиях до его времени, о законе, который он должен был дать народу иудейскому, также о положении звезд, о стихиях, арифметике, геометрии и всякой мудрости, как говорится в Малом Бытии (ср. Кн. Юбил., I).

Книга Юбилеев

Апокриф публикуется по изданию: Книга Юбилеев: Введ. и рус. пер. проф. прот. А. Смирнова: 2-й вып. апокрифов Ветхого Завета. — Казань, 1895.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.