Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классный час. преподаватель Н.М.Лотошникова. Ход классного часа



 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

14.01.2021 г.

Классный час

«Сказочные и былинные герои на картинах В. М. Васнецова»,

преподаватель Н.М.Лотошникова

Цели:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова;

- раскрыть перед учащимися самобытность его таланта, любовь к Родине, способность выразить близость к народной жизни;

- заинтересовать учащихся умением художника по-своему изобразить сказочных персонажей.

Оборудование и материалы: автопортрет В. М. Васнецова, альбом «В. М. Васнецов», репродукции картин художника.

Ход классного часа

I. Слово классного руководителя.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами «пойдём в гости» к знаменитому человеку. Это непревзойденный талант, мастер своего дела. Мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

Перед вами автопортрет художника. Сухощавое лицо, впалые губы, глубокие глаза, вдумчивый, внимательный взгляд, белый чистый воротничок подчёркивает прямо посаженную голову. Рыжая бородка и усы. О чём задумался он сейчас?

Давайте отправимся вслед за его мыслями по тропинкам его творчества, откроем для себя страницы его удивительной жизни, внимательно рассмотрим и «прочитаем» живописные полотна, знакомые и незнакомые.

II. Рассказ о детстве В. М. Васнецова («На родине художника»).

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая (по новому стилю) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии.

Отец, Михаил Васильевич Васнецов, был сельским священником; мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В 1850 году отец получил новый приход, и семья переехала в небольшое село Рябово, где был построен из лиственницы уютный дом с мезонином. В нем Виктор провел свои детские годы, которые он вспоминал с благодарным чувством всю жизнь.

Дремучие, сказочные леса, поля и перелески, высокое, медленно меняющееся небо - все входило в детскую душу вместе с рассказами отца, человека не только глубоко религиозного, но и достаточно образованного, склонного к поэтическому восприятию мира. Семья жила бедно, карандаши и краски доставались с трудом. Мальчик рисовал, получая впечатления не только от родной природы, но и из старых журналов с картинками.

Эстетические чувства испытывал Виктор Васнецов, что с такой эмоциональной силой выразит позднее в стихах о детстве Иван Бунин:

Архангел в сияющих латах

И с красным мечом из огня

Стоял на клубах синеватых

И дивно глядел на меня.

лючить звук

Ребенок, я думал о Боге,

А видел лишь кудри до плеч,

Да крупные бурые ноги,

Да римские латы и меч.

 

Дух гнева, возмездия, кары!

Я помню тебя, Михаил,

И храм этот, темный и старый,

Где ты мое сердце пленил!

III. В сказочном мире В. М. Васнецова.

«Я всегда только жил Русью», - говорил о себе Виктор Михайлович Васнецов. Он и прославился такими картинами, как «Богатыри», «Витязь на распутье», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др. Они навеяны русскими народными сказками, былинным эпосом. Их можно назвать живописными поэтическими сказаниями о родном.

1. «Витязь на распутье».

В те годы, когда Васнецов задумывал свои сказочно-былинные сюжеты, в том числе «Витязя на распутье», в России развивался интерес к далекому прошлому страны, к ее культурному наследию. Васнецов был одним из первых, кто смело проникал в прошлое, как бы ощущая себя очевидцем событий. «Стремление к русской поэтической старине, к былинам, - писал критик В. Стасов, - глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, еще на родине, в Вятке».

Карандашные наброски и рисунки, эскизы к будущему «Витязю на распутье» относятся к началу 70-х годов, когда художнику было чуть больше двадцати лет. Замысел вынашивался долго. В 1877 году он пишет первый вариант картины «Витязь на распутье» и выставляет ее на VI Передвижной выставке. Стасов картину похвалил. Но Васнецов, по-видимому, остался ею неудовлетворен, в ней не было того нужного поэтического настроения, которое он искал и которое сумел передать позже, в работе, помеченной 1882 годом. Теперь сам облик витязя говорит о неизбежности выбора - путь только прямо, где «живу не бывати» - и готовности преодолеть любые превратности судьбы.

2. «Ковёр-самолёт».

Уже в преклонном возрасте Виктор Васнецов вновь вернулся к дорогой для него теме. Теперь, когда самолеты стали реальностью, Иван-царевич уже не победитель воздушного пространства, он сидит на ковре подле своей суженой.

«Ковер-самолет» - самая первая сказочная картина В. М. Васнецова, написанная им следом за известной картиной «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий, как сказочная птица, ковер- самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах и говорит о блестящих декоративных способностях молодого художника. Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства. Они плывут по утреннему небу на ковре-самолете, чуть грустные и утомленные. Очищается от утреннего тумана земля, открывается ее певучая неброская красота. В наши дни по небу плывет не чудо - мечта человека осуществилась.

Особая лирическая, поэтическая интонация, славящая добро, истинное, непоказное, отличает вторую картину «Ковер- самолет».

3. «Алёнушка»,

После многочисленных набросков и эскизов летом 1881 года Васнецов приступил к картине «Алёнушка».

О красоте человека из народа говорит убедительно и задушевно знаменитая васнецовская «Алёнушка» - один из самых трогательных образов русской живописи, волнующий душу своим проникновенным лиризмом, созвучным сказке и народной песне о горькой судьбе беззащитной сиротинки.

Худенькая, хрупкая фигурка тоскующей над речкой Алёнушки, загрубевшие босые ноги, старенькая, местами выцветшая одежонка, казалось бы, малоприглядны, но для художника, сострадающего своей героине, здесь целый мир красоты, так же, как и в скромном русском пейзаже - темных елочках, бледном небе, обычных тонкоствольных осинках да березах, как будто оберегающих покой Алёнушки. В душе исстрадавшейся девочки-подростка таится глубокая скорбь, сквозящая и в бессильно поникшей фигурке, и в бледном лице с запекшимися губами, и в больших глазах, полных невыплаканных слез.

Алёнушка показана Васнецовым сидящей на сером «горючем» камне в окружении родной ей природы - на опушке леса. Этот скромный и простой пейзаж своей задумчивой, чуткой тишиной, нарушаемой лишь неясным шелестом пожелтевшей листвы осинок и берез, трепещущих при каждом движении воздуха, отвечает душевному состоянию девушки.

Грустят вместе с Алёнушкой птицы на ветке, небо, сливаясь в тихую задумчивую сказку. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России.

4. «Иван-царевич на Сером волке».

Васнецов избрал волнующий момент, когда Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони. Чудесно передал тревожность и загадочность момента. Природа вторит настроению беглецов - она словно чувствует опасность. Переливы серолилового неба, виднеющегося за великанами-деревьями, тьма болота впереди - настороженно-пугающи. Но юная яблонька на переднем плане, усыпанная бело-розовыми цветами, вносит иную, светлую поэтическую ноту, яблонька словно поддерживает сказочных героев. Они красивы истинно русской красотой. Особенно пленительна царевна. В картине Васнецов показал обобщенные черты сказочной красавицы, русской «лебедушки», которой посвящено в народе столько песен и сказок. Истинно прекрасна русская царевна в своем великолепном царственном убранстве. Васнецов выступает как блестящий колорист и тонкий психолог. Изящество, благородство, некая душевная сосредоточенность, очарование сквозят в этом чудесном образе. Картина и сейчас производит большое впечатление своей неподдельной искренностью.

Вечная женственность сквозит в облике Елены Прекрасной в картине «Иван Царевич на Сером волке». Сама царевна печальна, но ее костюм радостен, наряден. Герои мчатся по незнакомому лесу к своему будущему. На их лицах тревога, но их ободряет цветущая яблоня, которая символизирует неземную любовь.

5. «Спящая царевна».

В двадцатые годы XX столетия Васнецов напряженно работает над завершением «поэмы сказок», начатых им в основном в начале века.

«Спящая царевна» была задумана еще в 1882 году. Французская сказка Шарля Перро о спящей красавице послужила лишь первым толчком. Потому что картина совсем не о том. На открытой странице художник процитировал премудрые строки. Страницы загадочны, не дочитаны, хотя в самой песне есть на них ответ. Спит до лучших времен древнерусское царство-государство. Красные маки не увяли, еловые леса не засохли, зеленеют березки... Русь ждет своего часа.

IV. Викторина.

Вопросы:

1) Какие темы, мотивы были особенно любимы Васнецовым и оказались наиболее полно и широко раскрытыми в его творчестве? (Сказочные.)

2) Кого любил изображать на своих картинах В. М. Васнецов? (Простых людей.)

3) Каким настроением проникнута картина «Алёнушка»? (Грустным, печальным.)

4) Как называется опера Н. А. Римского-Корсакова, декорации к которой были изготовлены В. М. Васнецовым? («Снегурочка».)

5) Как называется сказочный домик, который был спроектирован художником? (Избушка на курьих ножках.)

6) Кто из известных собирателей произведений изобразительного искусства приобрёл несколько картин В. М. Васнецова для своей знаменитой галереи? (Павел Михайлович Третьяков.)

10) Какие ещё картины художника вы знаете?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.