![]()
|
|||
Мир красочный и мир звучащий.. Паустовский и Моцарт»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1 им. П.И. Чайковского»
Классный час из цикла «Человек творит искусство» «Мир красочный и мир звучащий. Паустовский и Моцарт» Преподаватель Билинкис Л.К. Мир искусства создан человеком с незапамятных времен. В этом мире человек создал себе величайший памятник, и в нем по праву царит как творец. Это его мир, мир красок и звуков, объемов и форм архитектуры, мир оживших чувств и мыслей, мир, живущих в слове и поэтических образах. Много создано человеком в искусстве, где он предстал живописцем и музыкантом, скульптором и графиком, архитектором и актером, поэтом и прозаиком, творцом кино и телевидения. И во всем этом человек открывает для себя все богатство жизни, он познает и переживает ее, любит и ненавидит, страдает и радуется, возвышается над прозой бытия и возносится в причудливый мир фантазии. Наш классный час посвящен двум ипостасям в мире искусства: литература и музыка – писатель Паустовский и композитор В.А. Моцарт. Рассказ «Старый повар» Звучит начало сороковой симфонии Моцарта Из первых звуков рождается начало рассказа: «В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик…» История старого повара, решившего исповедаться перед смертью первому встречному, чтобы снять со своей души страшный грех. Старик признается незнакомцу, которого встретила у его дома его дочь Мария, что единственный раз в своей жизни согрешил - совершил кражу. И не для себя. У него не было другого способа попытаться спасти свою больную жену Марту. - «Как вас зовут?» - спросил незнакомец. - «Иоганн Мейер, сударь» - «Так вот, Иоганн Мейер, - сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика. – Вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви». - «Аминь!» - прошептал старик. - «Аминь» - повторил незнакомец. - «А теперь скажите мне вашу последнюю волю» -«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» -«Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: - «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости, увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это не возможно, сударь». И тут свершается чудо. Незнакомец садится за старый разбитый старый клавесин и начинает играть. Звучит «Фантазия» d-moll Моцарта Все пространство заполняется удивительными звуками, заставляющими поверить фантазии писателя. Да, такая музыка могла слепого старика воскликнуть: «Я вижу!» Моцарт…- это имя стало символом музыки. Щедрый творческий гений его подарил человечеству шедевры, которые стали эталоном музыкального искусства всех времен и народов. С двух лет родители Вольфганга заметили у него удивительную реакцию на музыку, он мог часами слушать игру отца и сестры. С трех лет отец начал обучать его игре на клавесине. С пяти лет Вольфганг начал сочинять и уже через полгода пораженная Вена восторженно приветствовала чудо-ребенка, виртуозно игравшего на инструменте.
Моцарту не было еще и семи лет, когда отец повез его в Париж. Парижская пресса писала в то время: «Для мальчика не составляет никакого труда сыграть своими ручонками, еле-еле берущего сексту, труднейшие пьесы. Но еще невероятнее то, что он может целый час импровизировать, погружаясь в образы восхитительных мелодий… Он, шутя, читает с листа. Пишет со сказочной легкостью, не присаживаясь к инструменту и не выискивая аккорды. Действительно при виде этого чудо-ребенка теряешь голову». Среди огромного количества написанного за свою короткую жизнь (композитор прожил всего 36 лет) – оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», симфонии, скрипичные и фортепианные концерты, дивертисменты, сонаты, наконец, «Реквием». Рихард Вагнер писал о Моцарте»: «Он вдохнул в свои инструменты взволнованное сладостное дыхание человеческого голоса, к которому его гений питал особую склонность. Неиссякаемый поток гармонии он направил к сердцу мелодии, озабоченный тем, чтобы придать ей, исполняемой одними лишь инструментами, глубину чувства и страстность, свойственные человеческому голосу, этому неисчерпаемому источнику выразительности, основы которого в глубинах сердца. Моцарт создал гимн человеку в музыке, и все его творчество явилось наиболее ярким проявлением величайшей способности человечества к музыке, к музыкальному искусству вообще. Действительно, что влечет людей к музыке? Почему так сильно завораживают мелодии, ритмы? Очевидно, в музыке есть нечто такое, что объединяет всех людей и выражает их самое сокровенное, самое существенное. Музыка – это мироощущение человека в мелодии, ритмах; она выражение состояния его души, пульс сердца, дыхание его груди. Музыка – течение жизни, звучание чувств. Она сама как жизнь.
|
|||
|