|
|||
Глава восемнадцатая⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Глава восемнадцатая
Шри Нарада сказал: «О дорогие брахманы, путь беспримесной преданности Шри Хари - самый верный и безопасный способ достижения конечной цели жизни по сравнению с другими системами, поскольку тому, кто следует по нему, Сам Господь Шри Нараяна дарует духовное благополучие, и для него не остается ничего недостижимого. Чтобы обрести духовное благополучие, ум должен быть полностью под контролем. Каким образом преданные (вайшнавы) покоряют его, сейчас я расскажу вам, пожалуйста, послушайте. Разумный практикант регулярно совершает предписанные обязанности, занимая свой ум в преданном служении Господу. И, ограниченный таким способом от мирских грубых наслаждений, ум поддается контролю. Как приручают дикое животное, также и ум постепенно приучают к служению без всяких особых способов. Если у него есть склонность к пению, тогда его занимают в нектарной нама-санкиртане. Когда он любит слушать приятные слова, тогда позвольте ему слушать или обсуждать хари-катху. Если он жаждет красоты, направьте его искать трансцендентную красоту Шримати Господа Нараяны, украшенную редкими драгоценностями и прекрасной одеждой. Получив даршан Шримати Господа, ум, несомненно, будет очарован. Ум всегда неустойчив, неуправляем, изворотлив и склонен к греховной деятельности. Он так непостоянен, что никогда не остается на одном месте или на одном объекте. Поэтому раз умный человек всегда держит его, занимая темами о Шри Хари потому, что нет ничего более привлекательного и очаровывающего, чем Господь. Если ум проявляет к Нему интерес, он не побежит больше никуда. Шри Хари - единственная сила притяжения. Его нектарные игры - праздник для души. Под надзором Господа существует все живое и неживое в упорядоченной системе. Чтобы протестировать ум людей, кладут им одежду или украшения, пищу и напитки, которые им нравятся. Поэтому, если все эти материалы, заработанные тяжелым трудом, человек использует в служении Господу Шри Хари, его жизнь достигает успеха. Разумные люди предлагают все вкусные блюда Божествам и, почитая Их остатки (маха-прасадам), они легко побеждают иллюзорную энергию майю. Человек, наделенный интуитивной мудростью, разумно следует по пути духовного прогресса. Все материальные объекты - ни что иное как яд и иллюзия, но искренне и с преданностью предложенные Шри Хари, они становятся нектаром, и, принимая их как остатки пищи Господа, человек достигает бессмертия. Таким образом, должна ли разумная личность поклоняться какому-то другому богу, кроме Шри Хари? Человек, обладающий устойчивой преданностью к Шри Хари, спокоен и миролюбив. Поэтому он не нуждается в особых аскезах, суровых покаяниях или мучительных постах, поскольку его чувства всегда находятся под контролем. Теперь я расскажу о созерцании Шри Хари в уме. Однажды ум обретет вкус к нектарным играм Шри Хари и не захочет отвлекаться ни на что другое. Это правильный источник достижения пятой конечной цели жизни. Сидя в позе Падмасаны и повторяя Пранаву «ОМ», преданный должен почувствовать в своем чистом сердце лунный свет интуитивной мудрости, который рассеет иллюзию трех гун осьминога майи. Ум берет свое начало из элементов махаттаттвы, основой которой является знание, а Пракрити или майа - ее сознание. Восемь основных сиддхи, такие как Анима, Лагхима и другие представляют вознаграждение возвышенному уму. Поэтому, пересекая океан материального существования, аспирант должен созерцать в своем лотосном сердце Верховного Господа Шри Нараяну. Оно будет освещено лучезарным сиянием огня, солнца и луны, который не обжигает подобно лучам солнца. Он увидит сияющий золотой трон, покрытый изумрудом и драгоценными камнями, на котором восседает Господь Шри Нараяна во всем Своем великолепии, держа в красивых четырех руках раковину, диск Сударшану, булаву и лотос. Его сияние подобно свету осенней полной луны. Каждый член Его тела безупречно прекрасен. Его сияние превосходно и затмевает излучение луны, солнца, огня и других источников света. Он - Господь всего великолепия. Корона Господа, украшенная жемчугом, драгоценными камнями, изумрудами сверкает как осенняя полная луна, а Его лучезарная красота подобна блеску снежного покрова гор на солнце. Его красивое лотосное лицо становится еще прекрасней в обрамлении черных вьющихся волос, напоминающих рой жужжащих пчел, вьющихся вокруг Него. Его лоб с высокоподнятыми бровями, украшенный полукругом луны, особенно очарователен, а лотосные глаза милостиво излучают благословения. Красивый нос и шея Господа сияют очаровательным отражением Его серы в ушах. Улыбающееся лицо Господа показывает как Он сострадателен к Его возвышенным преданным. Руки богини Лакшми, подобные лозам, счастливо обвивают Его шею. Его могучие плечи подобны львиным, а руки длинные, крепкие и сильные. Драгоценный камень Каустубха на Его груди и драгоценные браслеты на руках ослепительно сверкают. В одной руке Он держит раковину молочного цвета подобную лебедю, которая является олицетворением божественной мудрости и дарит все благоприятное. Она освещает сердце подобно лучам полной луны. Эта раковина представляет собой Пранаву или «Ом». Диск Сударшана является источником золота, солнца, луны, огня и всех светил и сияет во всем своем великолепии. Он - огонь для жертвенного алтаря и сила, уничтожающая асуров. Асуры абсолютно незначительны перед Господом, но являются разрушительной силой для мира, поэтому, чтобы избавиться от них, Он держит в руке массивную булаву. Он носит драгоценный камень Каустубху, который ярко сияет подобно солнцу и освещает сердца Его преданных. Этот камень также является источником всех драгоценных металлов. С одной стороны груди Он держит этот драгоценный камень, а с другой - Шри Лакшмидеви, которая очень дорога Ему. Он испытывает удовлетворение в обществе Своих возвышенных переданных. Ожерелье на груди Господа в обрамлении драгоценных камней с круглым медальоном в центре, очень привлекает Его преданных. На Его пупке, из которого растет лотос, дающий рождение Брахме, сияет пояс из драгоценных камней, и Он одет в желтые шелковые одежды. Его лотосные стопы, прекрасная грудь, колени, бедра изумительно красивы. Его лотосные стопы - сокровище для провидцев и единственное их прибежище. Его ногти - место сидения луны, они затмевают ее сияние. Более того, как может луна с ее черными пятнами, временами подвергающаяся затмению, порой увеличивающаяся, а порой уменьшающаяся, сравниться с безупречным сиянием ногтей на стопах Господа? Возвышенные преданные предлагают Туласи Его лотосным стопам. Вдыхая ее аромат, их сердца наполняются пикантностью любви. Подобно пчелам они пьют этот поток нектара с Его лотосных стоп. Богиня Лакшми жаждет предложить служение этим лотосным стопам и поэтому умащает Его лотосные ладони, надеясь прикоснуться к Его лотосным стопам, где пребывают возвышенные преданные Господа, подобные драгоценным камням. Даже само памятование об этих лотосных стопах рассеивает иллюзию майи. Господь сидит на этом троне, держа Свои стопы, проливающие поток нектара, на подставке из кристаллических драгоценных камней кошачьего глаза. Касаясь окрашенных красной краской стоп Господа, она еще больше сияет. Хотя Его свет - самое высочайшее и не подлежит никакому сравнению, поскольку к нему нечего добавить, каждое украшение, отражая славу этой Личности, еще больше сияет. Тем не менее, Его умащают кумкумом, шафраном, сандаловой пастой, красивыми гирляндами и украшениями. Таким образом, смотреть на Него - праздник для души. Для лучшего йоги Он - объект медитации в его чистом сердце, но преданные, видя Его, испытывают духовное волне ние и утопают в океане блаженства. Он - праздник для глаз и пища для души. Преданные-мистики, которые лишены Его даршана, наслаждаются Его присутствием, слушая хари-катху о Его возвышенных играх и погружаясь в океан блаженства, в экстазе громко воспевают его божественные Имена и игры. По Своей собственной воле Он проявляет различные пришествия ради благополучия вселенной. Он обладает бесчисленными энергиями. Он - вездесущий, всемогущий и всезнающий и единственное прибежище для возвышенных преданных. Он - Бог всех богов и единственный объект медитации и поклонения для преданных. О брахманы, те, кто следует этим безопасным путем, приняв Шри Хари как начало и конец их жизни, без сомнения смогут легко достичь высочайшего благословения, суммум бонум. Для созерцания Господа преданному не требуется особый период времени или специальная поза. Это происходит непрерывно: его ум ни на мгновенье не отвлекается от мысли о Господе. Животное привязывают к шесту веревкой, но это не означает, что оно потеряно, также и ум привязывают веревкой преданности к лотосным стопам Господа, и это не разрушает его. При любых обстоятельствах ни на мгновенье нельзя забывать Господе Шри Хари, как человек, наделенный мудростью, живя в уединенном месте, может забыть о ней? О брахманы, по моему убеждению, это - духовная истина, что человек может вести чистую и аскетичную жизнь, но тот, кто лишен преданности к Шри Хари, никогда не сможет освободиться от иллюзии майи. Когда карма посвящается Шри Хари и удовлетворяет Его, Он дарует ее исполнителю нектарный поток блаженства Своих лотосных стоп. Это величайшее достижение человеческой жизни, суммум бонум. Ах, как Он беспредельно привязан к Своим преданным. Эта привязанность не знает границ. Поэтом у разумный человек с устойчивой преданностью, находясь в обществе возвышенных Парамабхагавата преданных, всегда любыми способами предлагает беспримесное служение Шри Хари. Преданные поклоняются установленному Шри Мурти Верховного Господа Шри Хари телом, умом и речью (кайа-мана-вакйа), предлагая Ему все, чем обладают, или то, что способствует развитию хари-бхаджана. Делая это, они приносят благополучие не только себе, своим семьям, но и всему миру. Шри Мурти Верховного Господа - это древо желаний. Оно исполняет желания Своих искренних преданных. Служа Шри Мурти, преданный достигает величайших духовных заслуг, которые вытесняют все накопленные мирские заслуги. Тот, кто с устойчивой преданностью поклоняется Шри Мурти Господа Шри Хари, после смерти не входит в лоно матери. Он преодолевает цикл перерождений. Преданный, полностью занятый в любовном служении Шри Мурти Шри Вишну, становится инструментальной причиной, смывающей все грехи и нечистоты мира. Обе его руки - защитная сила от разрушения мира. Если невинный и не совершающий оскорблений человек, ничего не знающий о Боге, с преданностью предлагает Шри Мурти святую воду, либо Туласи, Шри Хари настолько удовлетворен, что дарует ему обитель мира и награждает вечным служением Его лотосным стопам. Что тогда говорить о высочайшем вознаграждении, которого можно достичь с помощью беспримесной преданности Ему? Запах благовоний, горящих напротив Шри Мурти, становится панацеей от мирских болезней. Тот, кто освещает храм Шри Вишну, рассеивает темноту своего сердца и обретает духовное просвещение. Человек, предлагающий с преданностью Шри Мурти определенное количество ламп на гхи, избавляется от невежества, - поэтому он больше не привязан к иллюзии майи. Любую маленькую или незначительную вещь, предложенную Господу с устойчивой преданностью, Он с удовольствием принимает, давая взамен нектарную пищу для души. Будь это одежда, украшения, гирлянды или цветы, предложенные Шри Мурти с преданностью, такое подношение вознаграждает человека безграничными заслугами и исполняет его желания таким образом, что приводит его к конечной цели жизни. Обходя храм Шри Вишну трижды, он завершает процесс рождения и смерти. Простираясь перед Шри Мурти, аспирант смывает все грехи, которые больше не могут войти в его сердце. Если, получив тело человека, маленький мальчик воспевает гимны Шри Нараяне, Господь испытывает большее удовлетворение, чем от молитв полубогов. Когда крошечный ребе нок, полностью зависящий от молока матери, подползает к ее стопам, она с особой любовью сажает его на колени. Точно также, если нуждающийся человек смиренно прославляет Господа, милостивый Шри Нараяна особенно благодарен ему. Шри Хари чрезвычайно доволен тем, кто смиренно воспевает Его славу, поэтому какой разумный человек откажется от прославлений Господа? Будь то брахман или небожитель, он абсолютно бесполезен, если воздерживается от воспевания славы Господу. Если человек родился в семье неприкасаемых и воспевает божественные Имена, он достоин прославления людей из касты брахманов. Даже лишенные риторики сочинения, описывающие божественные игры Шри Хари, удовлетворяют Господа. Поэтому может ли разумный человек не воспевать Его славу? Три гуны майи боятся приближаться к тому, кто воспевает божественные Имена. Более того, занимая свой язык громким воспеванием святых Имен и игр Шри Хари, человек не только обеспечивает себя духовным благополучием, но избавляется от иллюзии майи и позволяет другим слушать божественную хари-киртану и освящает весь мир. Когда преданные в экстазе громко прославляют божественные Имена и игры Шри Хари, это приносит благо всему миру подобно тому, как приближающиеся дождевые облака смягчают усталость земли. Преданные-мистики Парамабхагаваты всегда пребывают в океане нектарного блаженства, озвучивая Трансцендентные игры Шри Хари. Просто слушая о славе этих игр, каждый утопает в потоке блаженства, и поэтому смягчается усталость земли. Хвалебные гимны, повторение божественных Имен и громкое воспевание Славы и игр Шри Хари - истинный источник всего счастья и мира. Их громкое воспевание в экстатическом восторге дарует людям сокровища божественного Царства. Когда преданный-мистик Парамабхагавата величественно танцует и в экстатическом восторге воспевает Божественные Имена и игры Шри Хари, его глаза наполняются радостным потоком слез и омывают его водами всех священных рек. Лишь один его взгляд смывает все грехи тех, кто вступает с ним в контакт. Те, кто серьезно сокрушается о даршане Господа, избавляются от всех грехов нечистоты. Глядя вверх и, подняв высоко руки, преданные в экстатическом танце прославляют божественные Имена и игры Шри Хари. Таким образом, они уничтожают все неблагоприятное на земле, во всех сторонах света и в небесных мирах. Маха-прасадам, священная вода, в которой омывали божества и их гирлянды уничтожают все грехи и нечистоты человека. Даже памятование о священных водах Ганги, которая берет начало от стоп Шри Вишну, избавляет от всех грехов, тогда что говорить о могуществе священной воды, в которой омывали Шри Мурти Шри Хари? Кто может знать или измерить это? Огонь тройственных страданий майи невозможно погасить, омывшись в водах всех морей, но лишь одна капля святой Тиртха-воды, омывавшая божества, может сделать это. Наше понимание о священной силе Тиртх не адекватно. Она превосходит сверхземную священную силу. Поэтому лесной пожар мирского существования невозможно погасить никакими индуктивными процессами, но священная Тиртха - панацея, которая излечивает все мирские болезни. Поэтому ее почитают, выпивая глоток, брызгают на голову и другие верхние члены тела. Если человек каждый день пьет святую Тиртху, он получает все удовольствия жизни от небесных богов. Более того, тот, кто пьет ее с духовной верой, в конечном итоге, достигает освобождения или спасения. Тот, кто обсуждает божественные игры Шри Хари, полностью избавляется от страха и иллюзии майи. Разве может обладатель самых драгоценных камней жить в нищете? Там, где святые брахманы восхваляют святость священных Тиртх, преданные, коровы и брахманы живут счастливо, потому что никакие мирские несчастья не могут нарушить их владения. Тот, кто смазывает двор в храме Шри Вишну коровьим навозом или рисует благоприятные знаки напротив храма, получает благословения жителей обители Шри Вишну, потому что доставляет им удовольствие, и они благодарны за это. Таким образом, вся деятельность преданного Господа связана с хари-бхаджаном, который является высочайшим до стижением жизни. Нет другого способа, с помощью которого можно достичь высшего блага жизни, кроме устойчивой преданности Шри Хари. Служение Шри Хари с устойчивой преданностью - это начало и конец всего. Огромное богатство, красивая одежда, драгоценные украшения, вкусная пища, напитки и все, что производит современный мир, не смогут сделать его счастливым. Но, занимая тело, ум и речь в беспримесном служении Господу, он чувствует, что Его благословения - единственное счастье для него. Таким образом, если он предлагает преданное служение Шри Хари с кайа-мана и вакйа, во время смерти святое Имя естественно будет танцевать на кончике его языка, и, помня о Шри Хари до последнего вздоха, преданный отправится в Его обитель, где царит вечный покой и счастье. Но тот человек, который не был преданным Шри Хари, не предлагал Ему служения и не повторял святые Имена, во время смерти будет помнить о своей жене, детях и объектах привязанности. Обманутый майей и, не достигнувший цели жизни, он будет плакать, страдая и печалясь. Как такой человек, утопающий в пучине майи, может помнить о Шри Хари? Увы, он оказался бесполезен. Таким образом, получив человеческую форму жизни, нужно постоянно предлагать преданное служение Верховному Господу, который всегда благодарен Своим слугам. Никто кроме Шри Хари не может даровать высочайшую цель человеческой жизни. Шри Хари настолько благодарен, что очищает от грехов даже тех, кто поклоняются Ему с мирским тщеславием, шутливым почтением или в притворном настроении. Какие бы похвальные дела не совершались, но если они не посвящены Шри Хари, в конце концов, они принесут вред и станут причиной запутанности в мирском существовании, и поэтому они не служат реальной цели жизни. Может ли кто-нибудь другой, кроме Шри Хари, стать истинным доброжелателем вселенной? О святые брахманы, в прошлом своем рождении я был сыном служанки. Так случилось, что моя мать оставила меня в хижине, где я мог общаться с возвышенными преданными Парамабхагаватами. Мне выпала большая удача слушать их обсуждения божественных Имен и трансцендентных игр Господа Шри Хари, благодаря чему я получил милость Шри Хари и поэтому проникся преданностью к Нему. Слушая и воспевая с устойчивой преданностью славу Шри Хари, я, естественно, полностью избавился от всей грязи и нечистот в сердце. По Своей собственной воле Господь Шри Хари проявился в моем сердце. Увидев Его, я стал возносить следующую молитву: Я молился: «О благословенный Господь, упав в ловушку майи, я подвергался перерождениям, но теперь по Твоей безграничной милости я привязался к Твоим лотосным стопам. И поэтому я молю Тебя, Господь, в каком бы состоянии я не оставался или в каких бы видах жизни не рождался, позволь мне обладать устойчивой преданностью к Твоим лотосным стопам». О святые брахманы, вы пьете нектар хари-катхи, который недоступен даже небожителям. В должное время она одарит вас конечной целью жизни. Нет сомнений в ее могуществе и воздействии. О прославленные возвышенные муни! Общение с великими преданными Шри Хари мгновенно одаряет человека устойчивой преданностью к Господу. Ах, как вы удачливы! Тот, кто наделен такой преданностью, обладает интуитивной мудростью. Такие люди достигают трансцендентной обители вечного блаженства, благодаря беспримесному любовному служению Шри Вишну, Верховному Господу. Таким образом, человек побеждает печаль и страдания. Не существует больше майи, и он преодолевает круговорот рождения и смерти. Просветив муни Шри Наймишараньи прославлением возвышенных божественных игр Шри Хари, величайший Парамабхагавата преданный-мистик Шри Нарада покинул их. Тот, кто с искренней верой и устойчивой преданностью слушает или обсуждает Шри Хари-бхакти-судходаю, полностью избавляется от всей грязи и нечистот в сердце и в должное время достигает конечной цели жизни. Глоссарий А Авадхута — аскет, который зачастую игнорирует правила поведения в обществе. Аватара — (буквально, «тот, кто нисходит») полное или частичное воплощение Господа, предсказанное в писаниях. Аватара нисходит из духовного мира в материальную вселенную с определённой целью. Амла — индийский крыжовник. Артха — «выгода», «польза», «богатство»; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств Скамы). Аскеза — преднамеренное самоограничение, исполнение обетов, с целью достичь определённых духовных целей. Асур — демон. 1) человек, не следующий предписаниям шастр, единственной целью в жизни которого являются все большие материальные наслаждения. Чем больше он привязывается к материи, тем больше проявляется в нем демоническая природа, и тем больше он отвергает существование Господа; 2) человек, прямо противопоставляющий себя принципам религии и Богу. Атма — душа. Атмарама — тот, кто самоудовлетворен, полностью погруженный в медитацию на себя. Ачит-джагат — материальный мир. Ашрам — обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника. Б Бхаджан — 1) преданное служение, исполненное любви к Шри Кришне; 2) в общераспространенном значении: духовная практика, особенно слушание, воспевание и созерцание имени, образа, качеств и игр Шри Кришны. Брахманы (в ед. ч. брахман) — представители сословия интеллектуальных людей и священнослужителей. Брахмастра — оружие, описываемое в древних писаниях. По свойствам сравнима с современным ядерным оружием. Бхакта — преданный Господа. Тот, кто совершает бхакти. Бхакти — любовное преданное служение Господу. В Ваидхи-бхакти — преданное служение, основанное на предписаниях шастр. Вайшнав — преданный Вишну (Кришны). Виграха — 1) индивидуальная форма, образ или воплощение; 2) образ Кришны в виде Божества. г Гопи — юные девушки - пастушки, возглавляемые Шримати Радхикой, которые служат Шри Кришне в настроении Его возлюбленных, а также старшие гопи, возглавляемые мамой Яшодой, которые относятся к Кришне с родительской любовью. Гуна-аватары — личности, контролирующие определенную гуну материальной природы. Гуны (в ед. ч. гуна) — качества материальной природы. Разделяют три гуны: саттва-гуна (добродетель), раджо-гуна (страсть) и тамо-гуна (невежество). Речь идет о различных видах влияния, которое осуществляет иллюзорная материальная энергия на живые существа; они кроме всего прочего определяют образ жизни, мышления и деятельности души, которую они обусловливают. Благодаря их взаимодействию происходят творение, поддержание и уничтожение вселенной. Гуру — духовный учитель. Гхи — топленое масло. Гьяни — тот, кто практикует гъяну - философский путь познания Абсолюта, цель которого - слияние с безличным аспектом Господа. Д Даршан — видеть, встречаться, посещать или созерцать (особенно по отношению к божеству, священному месту или возвышенному вашинаву). Дживы (в ед. ч. джива) — вечные индивидуальные живые существа, которые, находясь в обусловленном состоянии, воплощаются в материальных телах, принадлежащих к той или иной из бесчисленных форм жизни. Джива-джагат — место проявления джив. Дживан-мукта — джива, достигшая освобождения, еще находясь в материальном теле. Дхарана — концентрация. Дхарма — религия; религиозные обязанности. Дхьяна — медитация. Й Йог — тот, кто практикует систему йоги с целью осознать Сверхдушу или раствориться в теле Господа. Йога — духовная дисциплина, связывающая человека со Всевышним. Йоджана — мера длины, равная 13,824 км. К Кальпа — единица измерения времени, равная 4,32 миллиардам лет. Кама — стремление к материальному наслаждению. Карма — 1) деятельность тех, кто ведет материальное существование; 2) корыстная деятельность; благочестивая деятельность, приносящая материальные блага в этой жизни или на райских планетах после смерти; 3) судьба; предыдущая деятельность, которая приносит неизбежные последствия. Кумкум — порошок, используемый для нанесения различных символов. л Лилы (в ед. ч. лила) — божественные развлечения. Деяния Господа, которые Он совершает при сотворении материального мира, либо в трансцендентных любовных отношениях со Своими преданными и которые никогда не попадают под влияние материальной природы. М Майа — иллюзия; материальная энергия. Майик-джагат — мир майи. Мантра — священные звуки, способные пробудить духовное сознание; ведическая молитва. Махат-таттва — компоненты материального творения. Мокша — освобождение от материального рабства. Мукти — освобождение из круговорота рождений и смерти. Муни — мудрец, аскет или знаток духовной науки. Мурти — Сам Господь, явивший Свой образ в камне, дереве, металле, живописи или в уме. Этот образ полностью духовен. Н Нама — Святое Имя Господа, повторение которого является важнейшей составляющей преданного служения. Нитишастра — древний трактат, руководство к житейской мудрости. Нияма — принятие, культивирование, выполнение духовных принципов. п Пандит — ведический ученый, чье знание основано на писаниях. Пранаяма — управление дыханием, применяемое в практике йоги. Прасад — освященная пища, предложенная Господу. Према-бхакти — высшая стадия преданности, на которой пробуждается божественная любовь, тхрема. Пуджа — церемония поклонения Божеству или гуру. Р Рагануга-бхакти — бхакти, вызванная спонтанной привязанностью. Раджо-гуна — одно из трех качеств материальной природы, деятельность в страсти. Раджас — то же, что и раджо-гуна. Ракшас — демон-людоед. Раса — вкус определенных отношений с Господом, приносящий блаженство. Риши — мудрец-отшельник. с Садхана — практика, которой следует человек с целью достичь определённой цели, садхъи. Садху — святой. Самсара — круговорот рождения и смерти. Сат-чит-ананда — то, что состоит из cam (вечного бытия), чит (полного духовного знания) и ананды (духовного блаженства). Саттва — материальная гуна благости. Саттвика — то, что находится под влиянием гуны благости. Сверхдуша — аспект Верховного Господа Вишну, находящийся в сердце каждого живого существа рядом с индивидуальной душой (дживой), а так же в каждом атоме. Сиддхи — мистические способности, обретаемые в процессе практики йоги. Смрити — (буквально «то, что помнят») та часть ведической литературы, которую запоминают в отличие от шрути, ведической литературы, которая была непосредственно явлена великими риши или услышана ими. Сукрити — последствия благочестивой деятельности, которые, накопившись в достаточной степени, могут привести к появлению веры в слова священных писаний и святых, а также в путь преданного служения. Суммум бонум — высшее благо, или высшая цель всех действий. т Тамас — третья из гун материальной природы, соответствующая невежеству, темноте, косности, инертности. Тамо-гуна — то же, что и тамас. Тапасви — те, кто занимается тапасъей. Тапасья — добровольное принятие аскезы, чтобы отвлечь чувства от их объектов. Татастха-шакти — пограничная энергия Господа (живые существа). Тьяга — внутренняя свобода от желаний и привязанностей. X Хари-катха — повествования об имени, образе, качествах и играх Шри Хари (Кришны). Харинама — святое Имя Господа Хари (Кришны). Ч Чакора — птица, очарованная лунным светом и являющаяся символом любовного желания. Чандал — низший класс людей, собакоеды. Чит-джагат — духовный мир. Ш Шакти — энергия. Шастры (в ед. ч. шастра) — ведические богооткровенные писания. Шрути — (буквально «то, что слушают») непогрешимое знание, полученное от Брахмы или великих мудрецов в начале творения, нисшедшее от них по цепи ученической преемственности. Шудра — по ведической системе общественного деления в соответствии с родом деятельности - относящийся к классу рабочих. Ю Юги (в ед. ч юга) — четыре циклически повторяющиеся эпохи, через которые проходит в своем развитии вселенная. Один цикл из четырех юг называют дивья-югой. Я Ягья — 1) жертвоприношение, при котором божеству служат, вознося молитвы, повторяя мантры и вливая топлёное масло в жертвенный огонь; 2) любого рода большое усилие, направленное на достижение поставленной цели. Яма — определенные ограничения в практике йоги.
ХАРИ-БХАКТИ-СУДХОДАЙА .. Шри Нарады Муни .. Перевод с англ. Наянамани даси Редактор Наянамани даси Корректоры Наянамани даси, .. Атита Гуна даси, .. Шривас Пандит дас Художники Атита Гуна даси, .. Карунамайи Каини даси Дизайн Атита Гуна даси, .. Дивья лила даси Верстка Парамешвари даси .. Если Вас заинтересовали темы, затронутые в данной книге, Вы можете связаться с нами по адресу и телефону: .. vedicirk@gmail.com (3952) 681-481 .. УДК 233 ББК 86.33 Н12ха ISBN 978-5-91344-537-7 .. Шри Нарада Муни Хари-бхакти-судходайа. - Иркутск. 2013. - 208 с. Мы предлагаем эту небольшую, но ценную книгу, в которой великий святой Нарада -муни изложил всю суть Нарадия Пураны всем серьёзным и вдумчивым читателям. Словно путеводная звезда она указывает верное направление тем, кто поистине ищет прибежище у лотосных стоп Господа, поскольку жаждущий идти к Нему всегда получает необходимые условия. Вселенная может вывернуться наизнанку, нарушатся все законы, но тому, кто хочет идти к Богу всегда откроется дверь.
***
Поклоняясь Господу, люди становятся сильными, как удар грома, которым они легко побеждают демонов, предназначение, злых духов, физические и умственные страдания. Они идут дорогой, лишенной препятствий на их пути.
|
|||
|