Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧЕСНОКОВ Николай Федорович



 

Северодви́нск (до 12 сентября 1957 года — Молотовск) — город в Архангельской области России, административный центр муниципального образования «Северодвинск». Основан в 1936 году как рабочий судостроительный посёлок, получил статус города в 1938 году.

В 2016 году получил статус Города трудовой доблести и славы[3].

Распоряжением правительства РФ от 16 апреля 2015 года № 668-р «Об утверждении перечня моногородов» город Северодвинск включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) со стабильной социально-экономической ситуацией»[4]. Северодвинск официально отнесён к районам Крайнего Севера.

Бьярмия (Биармия) впервые упоминается в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда, состоявшемся в период между 870 и 890 годами. Чтобы разведать, какие края лежат за Лапландией, Оттер отправился вдоль берега на север, несколько дней ждал попутного ветра, чтобы плыть на восток, а затем повернул на юг, где его корабль вошёл в устье большой реки. Там жили не лапландцы, а бьярмы, язык которых похож на финский, и поэтому Оттер и его спутники могли с ними объясняться. Бьярмы жили оседло, занимались земледелием и были богаты. Известны также рассказы о ещё нескольких путешествиях в эти земли около 920, 1026 и 1090 годов.

В 1217 году сюда прибыли два норвежских судна, одно из которых проследовало далее через Русь в Святую землю, чтобы участвовать в пятом крестовом походе. Экипаж второго судна был уничтожен местными жителями. Для мести король Хакон IV в 1222 году послал двух своих военачальников на четырёх больших судах с сильным войском. Они опустошили берега, вернувшись с богатой добычей. После этого Бьярмия перестала упоминаться в скандинавских источниках.

С начала XII века земли по берегам Северной Двины являлись владениями Новгорода Великого.

Освоение приморских северных земель Поморья ускорилось вследствие нашествия Батыя и разорения Южной Руси.

Постепенная колонизация Поморья новгородскими переселенцами с ассимиляцией местного финно-угорского населения привела к формированию особого субэтноса русского народа — поморов.

В. Н. Татищев в своей «Истории Российской» даёт такое определение поморских земель: «Общее имя Поморие, а по уездам: Архангельский, Колмоград, Вага, Тотьма, Вологда, Каргополь, Чаронда и Олонец»… «Есть северная часть России, в которой всё по берегу Белого моря и Северного моря от границы Карелии с финнами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские поначалу часть по части овладевали и к Руси приобсчали. Ныне же всё оное и есче с немалою прибавкой под властью Поморской губернии состоит».

Английские и норманские корабли заходили в устье Северной Двины вплоть до XIII века, после чего из-за наступления малого ледникового периода ходить по Северному морскому пути стало невозможным.

В 1419 году в исторических летописях Руси впервые упоминается как монастырь и обитель Николо-Корельский монастырь[5].

24 августа 1553 года в Двинском заливе Белого моря у селения Нёнокса бросил якорь один из английских кораблей, искавших северо-восточный морской путь в Китай и Индию, под командованием капитана Ричарда Ченслера. Затем англичане ошвартовались в бухте св. Николая, недалеко от Николо-Корельского монастыря. После установления первого контакта с местными жителями Ченслер отправился в Холмогоры (в то время столицу Русского Севера), а оттуда, после ледостава, на санях в Москву, на аудиенцию к русскому царю Ивану Грозному. После встречи с русским царём, впервые в истории, были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, а в Лондоне основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя. Позже Ченслер стал английским послом при Иване Грозном. Сейчас в честь Ричарда Ченслера названа одна из улиц города на острове Ягры. Для обеспечения морской торговли была оборудована якорная стоянка со складами и жилыми домами напротив монастыря, на острове Ягры. Там разгружались морские суда и товары перегружались на мелкие речные суда, которые везли его в Холмогоры, а оттуда — вглубь России. Сюда же приходили русские товары из Холмогор, отсюда и уходили многие английские экспедиции. Порт в иностранных источниках был известен как Святой Николай («рейд Св. Николая»)[6].

В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, позднее ставший настоящим главным морским портом Русского Севера, и постепенно, с ростом Архангельска, Николо-Корельский монастырь и его порт стали терять своё прежнее торговое значение.

Основой хозяйства монастыря в XVII веке стали рыбный и соляной промыслы, а также разведение скота.

В Смутное время, уже после освобождения Москвы, польские войска Яна Ходкевича разорили северные земли, нанеся большой урон и Николо-Корельскому монастырю.

В 1808—1809-х годах вблизи монастыря возводились укрепления против возможного прихода английских кораблей. После Тильзитского мира отношения России и Англии были на грани войны. Английские корабли захватывали в северных морях русские торговые суда и, более того, даже захватили город Колу.

В 1854—1855-х годах, во время Крымской войны, англо-французская эскадра блокировала Архангельск, промышляя вблизи Николо-Корельского монастыря и на всём Белом море[7].

К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нём жили всего 6 монахов и 1 послушник.

В 1921 году монастырь был ликвидирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников «Коммунар», а в 1929 году в нём была образована сельхозкоммуна «Искра»[8].

Посёлок Судострой и город Молотовск[править | править код]

Архангельская агломерация в дельте Северной Двины

Пароход «Иван Каляев», привёзший первых градостроителей в 1936 году.

31 мая 1936 года Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Строительство было названо Судостроем.

Иван Тарасович Кирилкин (стоит справа) среди первых строителей Молотовска (ныне Северодвинск) прибывших на пароходе «Иван Каляев». Фото 1936 года.

Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.

1 апреля 1937 года Постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938 году Судострой получил статус города и имя «Молотовск» в честь советского партийного деятеля В. М. Молотова.

Приказом наркома тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе от 29 мая 1936 года начальником строительства судостроительного завода и рабочего посёлка Судострой был назначен Иван Тарасович Кирилкин.

Построены две улицы посёлка Судострой, построены подсобные предприятия: бетонный завод, арматурный цех, механические мастерские, кирпичный завод, дизельные электростанции.

Посёлок Судострой, и далее город Молотовск строились и расширялись одновременно с ростом строительства и производственной деятельности судостроительного завода (Судостроительный завод № 402).

В 1938—1953 годах существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Первоначально он размещался на острове Ягры, что дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях. В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тыс. человек (по некоторым данным до 50 тыс.). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тыс. человек. Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности[9].

Во время Великой Отечественной войны[править | править код]

В военные годы город Молотовск совместно с Архангельском и Мурманском являлся одними из главных портов, принимавших грузы стран-союзниц по ленд-лизу[10].

История северных конвоев долгие годы связывались лишь с Мурманском и Архангельском. Северодвинск (Молотовск) при этом оставался как бы в тени. О городе в СССР, в силу характерной деятельности основных промышленных предприятий, старались упоминать как можно реже.

А между тем, Молотовский порт нёс большую тяжесть тех военно-транспортных операций.

Первая военная зима выдалась суровой и навигация началась очень тяжело. Подготовка и обустройство причалов в Молотовске шли спешным порядком. В Молотовске появился представитель Государственного комитета обороны И. Д. Папанин, срочно возведённый к этому времени в ранг контр-адмирала.

В декабре в Архангельск прибыли представители военно-морских сил США, чтобы организовать на местах приёма грузов постоянные американские миссии. В Молотовске отделение миссии разместилось по адресу: ул. Парковая 13. Возглавил его работу помощник атташе Филипп Уорчелл.

23 декабря 1941 года линейный ледокол «Иосиф Сталин» с большим трудом провёл в Молотовск транспорты конвоя PQ-6. Конвой PQ-6 оказался последним союзным конвоем, пробившимся через льды к причалам Архангельска и Мурманска в 1941 году.

В первый день лета 1942-го в Молотовск пришли два транспорта PQ-16. Они доставили танки, самолёты, взрывчатку, бензин и продовольствие.

Молотовск, как и Архангельск, принял уцелевшие остатки разгромленного конвоя PQ-17. К сожалению, сегодня мы пока не можем перечислить все суда PQ-17, ставшие на его рейде и к причалам. Тяжелейшие последствия трагедии PQ-17 известны.

К зиме 1942—1943 годов положение на северных направлениях резко ухудшилось. Противник стремился перерезать Кировскую железную дорогу — сухопутная связь с Мурманском тогда бы прервалась.

По указанию правительства и наркома ВМФ основными «грузополучателями» ленд-лиза стали Архангельск и Молотовск. Причём Молотовску (из-за тяжёлых льдов на Северной Двине и мелководья её русел) теперь отводилась главная роль в период зимних навигаций. Тем более, что к этому времени по инициативе И. Д. Папанина завершилось совершенствование Молотовского порта и близлежащей нефтебазы. За лето 1942 года в Молотовском порту появился мощный кран для выгрузки «тяжеловесов», увеличены глубины на его акватории, выросла и линия причалов, один из которых оборудовали для бункеровки ледоколов и пароходов углём.

В послевоенные годы[править | править код]

В 1950-е годы завод решено было перевести на строительство атомных подводных лодок, и в скором времени он стал главным советским предприятием по производству стратегических подводных лодок.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск[11].

Город Северодвинск начал стремительно развиваться. Численность населения резко возрастала, в том числе и за счёт местных и приезжих молодых специалистов. Активно работали судостроительные и общегородские предприятия, резко возрастало в Северодвинске строительство жилья для корабелов (всего за 30 лет в Северодвинске было построено и передано ВМФ в эксплуатацию с качественным эксплуатационно-ремонтным сопровождением около 130 атомных подводных лодок).

После распада Советского Союза Северодвинску было присвоен статус Государственного Российского центра атомного судостроения.

Судостроительные заводы «Севмаш», «Звёздочка», город и все предприятия центра атомного судостроения постепенно с трудом пережили кризис 1990-х, сумели приспособиться к современным рыночным условиям (активное участие в конкурсах по госзаказам, выполнение заказов других стран, разнообразие выпускаемой продукции) и вернуться к стабильному существованию.

Какие улица Северодвинска носят имена фронтовиков-героев Советского Союза?
- Пять улиц Северодвинска носят имена героев-фронтовиков: улица Коновалова, Торцева, Трухинова, Чеснокова и Юдина. И, конечно же, в память о подвиге моряков Северного флота в годы Великой отечественной войны названа улица Героев североморцев.

Коновалов Павел Васильевич родился в г. Астрахани. До войны работал в городе Молотовске (Северодвинске) на заводе инженером. В 1942 году ушёл на фронт, был танкистом. В 1945 г. капитан Коновалов одним из первых на своём танке прошёл минные поля и уничтожив артиллерийскую батарею противника, вместе с другими танками вышел к реке Пилице (Польша). Успешно переправившись через реку, его экипаж обеспечил переправу подоспевшим советским частям. В бою за город Скернивице Коновалов во главе своего батальона с боем прорвался в город. В ходе уличных боёв его экипаж уничтожил одну пушку и три пулемётные точки противника. Завершая освобождение Польши и вступая на территорию Германии. В бою за город Штольцберген П.В. Коновалов увидев, что пехота залегла, покинул свой танк и повел за собой атакующих. Не выдержав этого натиска, немцы начали отступать. В этом бою в схватке с врагом ПавелКоновалов погиб

 

 

Торцев Александр Григорьевич родился в Мезенском районе. Работал в колхозе. Учился в школе юнг Северного флота на Соловецких островах. Участник Великой Отечественной войны. Во время войны был заместителем командира роты стрелкового полка. Младший лейтенант особо отличился в бою за безымянную высоту. Во главе группы он зашёл в тыл противника, открыл по нему огонь из пулемётов и автоматов. Оставшись один, продолжал отбивать атаки врага. Когда кончились патроны, А. Г. Торцев пустил в ход гранаты. Он погиб в этом бою, до конца выполнив воинский долг. Похоронен в братской могиле недалеко от Мурманска.

 

ЧЕСНОКОВ Николай Федорович

ЧЕСНОКОВ Николай Федорович (1919 г., деревня Нокола Каргопольского района Архангельской области - 21.03.1982 г., Северодвинск).

Свою трудовую деятельность начинал в колхозе. В мае 1938 г. по комсомольской путевке приехал на строительство Северодвинска. В 1939 г. призван в армию. С декабря 1941 по май 1945 г. - на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском, Западном, Ленинградском и 2-м Украинском фронтах. Прошел путь от рядового до командира орудия.

6 января 1945 г. во время боев за город Будапешт противник, сконцентрировав на одном из участков фронта большие силы пехоты и танков, пошел в контратаку. Гвардии старший сержант Николай Чесноков, хладнокровно подпустив врага на 200 метров, открыл ураганный огонь из орудия. Артиллеристы уничтожили в тот день до взвода гитлеровцев и подожгли головной танк противника. Атака захлебнулась. За умелое командование орудием во время наступательных боев Н. Ф. Чесноков 15.05. 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Награжден также орденами Ленина, Красного Знамени, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны 2-й степени, многими медалями.

После войны Н. Ф. Чесноков вернулся в город Северодвинск. Окончив вечернее отделение техникума, долгое время работал мастером, старшим мастером, начальником участка на одном из предприятий г. Северодвинска. Именем Н.Ф. Чеснокова в 1986 году названа новая улица г. Северодвинска. На доме по улице Полярной, 2б, где жил герой, в его честь установлена мемориальная доска.

Евгений ОВСЯНКИН,
Почетный доктор Поморского
Государственного университета
имени М.В. Ломоносова,
кандидат исторических наук,
почетный гражданин г.Архангельска.

Источник информации:
"Во имя победы", Архангельск, 2005 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.