Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политические последствия



 

 

     Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «История»

 

1)Славянские племена и их расселение, концепции образования государственности у славян.

Накануне Великого переселения в VI в. н.э. славяне занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер.

Создание территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности.

Формирование Киевской Руси произошло как образование в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен “рос” или “рус”. В VIII-IX вв. произошло объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве. В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь Олег (879 – 912) осуществляет поход на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу Древнерусского государства в Киев. Возникло единое государство – Киевская Русь.

 

2) Язычество славян. Крещение Руси и его значение.

Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система, по мнению князя Владимира Святославовича, оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. "Языческая" реформа Владимира 980 года имела задачу реорганизации язычества с целью придания ей более широкого общественно-политического звучания. Утверждение общерусского культа "дружинного бога" Перуна, должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства.

Однако киевский князь очень скоро отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями.

Принятие христианства сразу поставило Русь в один уровень с передовыми государствами того времени, облегчило дипломатические связи, так как люди средневековья придавали очень большое значение религии, а христианство охватило к этому времени примерно три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока.

Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся на века. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями.

 

3)Феодальная раздробленность Руси. Основные политические и культурные центры.

Древнерусское государство не миновало тех процессов феодального дробления, которые в это время происходили во многих государствах Европы и Азии. Уже в середине XI в. Древняя Русь – огромная территория с разнообразным в экономическом, этническом и культурном отношении населением, объединенная под властью Киева, стала постепенно распадаться, что в конечном итоге привело к созданию целого ряда самостоятельных государственных образований – своеобразной федерации княжеств, возглавляемой киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель.

В начале ХII в. на месте единого государства возникло около полутора десятков независимых княжеств. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская боярская республика.

Каждое из независимых княжеств оказывало решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах. Князья в них обладали всеми правами суверенных государей.

 

4)Политические и культурные последствия татаро-монгольского завоевания.

Политические последствия

Политические последствия нашествия в большей степени заключались в усилении феодальной раздробленности и нарушении процесса объединения русских земель, ослаблении княжеской власти. Русские князья попали в зависимость к монгольским ханам, так как были вынуждены получать ярлык - ханскую грамоту на правление. Вместе с ярлыком князь получал политическую и военную поддержку со стороны Орды. Процедура получения ярлыка была унизительной, многие князья погибали.

 

Монгольские ханы контролировали деятельность князей, получали подати, но, несмотря на это, русские княжества сохраняли автономию и администрацию.

 

Нарушение торговых связей между городами способствовало децентрализации русских земель. Выдача ярлыков на княжение так же негативно сказалась на дальнейшей политической жизни страны. Ханы пытались всячески поссорить русских князей, разжечь внутренние войны, что приводило к разобщенности земель и отсутствию связей между ними.

 

Монголо-татарское нашествие нанесло ущерб международному положению русских княжеств. Были насильно разорваны древние связи Руси с соседними странами. После нашествия Русь оказалась отрезана от Центральной и Западной Европы. Под воздействием монгольских ханов русские князья принимали участие в походах на Литву. Литовцы, в свою очередь, пользовались ослаблением Руси и совершали набеги на приграничные территории.

 

В результате монголо-татарских завоеваний были нарушены отношения Руси с Византией. Прекратились поездки русских людей в Константинополь, ослабла торговля. Только с середины 14 века отношения были возобновлены и в Москве появились «гости-сурожане» - купцы, связанные с черноморской торговлей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.