Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кривая предложения



 

1. Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

          Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

Эк. Теория выполняет несколько функций: 1.позновательная- эк. Теория занимается изучением законов и закономерностей действующих в сфере материального производства.

2.Методологическая- т.е. эк. Теория формирует основные понятия и категории, которыми в последствии пользуются другие эк. Науки.

3.Практическая- эк. Теория формирует свои рекомендации для органов управления страны.

Для выполнения своих функций эк.теория использует определенный набор методов:

1.Описательный

2.Метод статистической и математической обработки информации.

3.Метод анализа на микро и макро уровне. (микро ур.- анализ эк. Теории на уровне отдельного предприятия (фирмы)). Макро ур.- анализ эк.теории на ур. Всей страны.

4.Метод анализа и синтеза. 1)анализ предполагает что предмет исследования делится на части, а затем изучается каждая часть по определенности.

2)синтез представляет обратный процесс ,все предметы объединяются в одно целое, а затем изучается как единое целое.

5.Метод дедукции и индукции. 1)дедукция предполагает ситуцию, когда из общего положения делается частный вывод. 2)Индукция- когда из частного факта делается общ. Выводы.

6.Метод научного эксперимента и т.д.

2. Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества.

       Потребность — нужда в чем-либо необхо­димом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние не­удовлетворенности, преодолеваемого путем использования опре­деленных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества не­возможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в за­коне возвышающихся потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага явля­ются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Бла­го - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэко­номические и экономические блага. Неэкономические (бесплат­ные) блага — блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть при­своены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую оче­редь явления природы — воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага — результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их коли­чество не может удовлетворить потребности всех желающих. Та­кими благами являются мебель, автомобили, юридические услу­ги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и тео­ретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар — продукт труда, предназначенный для обмена путем куп­ли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовле­творить потребности людей и предлагается рынку. Услуга — лю­бое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг.

Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

Проблема выбора в экономике. Так как потребности безграничны, а ресурсы ограничены появляется проблема выбора. Необходимость выбора выливается в 4 основных вопроса экономики: 1) Что производить и в каком количестве. 2) Как производить (вопрос о методах производства, технологии) 2) Для кого производить ( вопрос о распределении и перераспределении произведенного продукта). 4) Какие ресурсы использовать сейчас, а какие оставить для будущих поколений.

 

3. Экономический кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

Домохозяйства рассматриваются как собственники всех ресурсов: труда, капитала, земли и предпринимательских способностей. За ресурсы, поставляемые на рынок ресурсов, домохозяйство получает денежный доход (заработную плату за труд, арендную плату за землю, процент за капитал, прибыль за предпринимательские способности). Денежный доход расходуется на приобретение товаров и услуг на рынке продуктов. Следовательно, домохозяйства формируют спрос на продукты и услуги и предложение на рынке ресурсов.

Фирмы организуют производство товаров и продают их на рынке продуктов. Выручка от продаж используется для покупки ресурсов, то есть превращается в издержки производства товаров. Фирмы формируют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг на рынке продуктов.

В процессе кругооборота формируются два потока:

1) против часовой стрелки - поток экономических ресурсов;

2) по часовой стрелке - поток денежных доходов, потребительских расходов и издержек производства.

Вмешательство государства в рыночную экономику существенно видоизменяет схему кругооборота.

4. Рынок- место встречи продавцов и покупателей. Рынок существовал не всегда, а возник на определенном этапе человечества.

Можно выделить существование основных функций рынка:

1) Связь производства и потребления

2) Функция ценообразования

3) Стимулирование эффективного производства и разорение неэффективного.

4) Уничтожение оптимальных пропорций в экономике.

5. СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

 В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

· цена блага;

· цены других благ;

· доходы покупателей;

· общее количество покупателей данного блага;

· предпочтительные вкусы покупателей;

· инфляционные ожидания;

· экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

ФАКТОРЫ СПРОСА(детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на спрос в соответствии с законом спроса.

1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

2. Вкусы покупателей. Они могут изменяться под воздействием рекламы, модификаций моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.

3. Рост общего числа покупателей. Он также вызывает увеличение спроса.

4. Цены на сопряженные товары. Есть товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). Пример первых - чай и кофе. При повышении цен на кофе спрос на него падает, и потребители больше покупают чай. Итак, между ценой на один из товаров – субститутов и спросом на другие существует прямая зависимость. Пример вторых - фотоаппараты и фотопленка. При повышении цены на фотоаппараты спрос на фотопленку снижается, значит между ценой на один из товаров – комплементов и спросом на другой - обратная связь.

5. Потребительские ожидания. Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году, какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени и т.д. Ожидание увеличения цены побуждает покупателя проявлять повышенный спрос на данный товар, ожидание увеличения дохода будет побуждать его меньше ограничивать свои текущие расходы

6. Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.

Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. Новый посевной материал, более эффективный трактор, лучшая компьютерная программа севооборота — всё это позволяет фермеру снизить затраты производства и изменить предложение своего товара. Производственные затраты — ключевой элемент долговременного действия на «кривую предложения».

7. Спрос– это платежная способность (потребность), т.е. это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

На рынке всегда действует объективный закон - экономический закон спроса.

Экономический закон спроса можно представить в виде формулы в которой показана функциональная зависимость спроса от цены на товар:

 

Q – спрос; P – цена на товар.

Теоретически экономический закон спроса можно трактовать следующим образом: Если цена на рынке на товары и услуги растет, то спрос на них будет снижаться.

Если цены на товары и услуги растет, то предложение их на рынке будет увеличиваться. Экономический закон предложения может быть изображен в виде линии предложения на графике.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.