|
|||
Трудно птицам зимовать». Подготовила библиотекарь: Берендакова Т.Е.. п. Володарка
ГКОУ «Максатихинская школа-интернат»
Экологическая беседа «Трудно птицам зимовать»
Подготовила библиотекарь: Берендакова Т.Е. п. Володарка Беседа «Трудно птицам зимовать». Цели: · формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; · развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; · воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Ход беседы. Беседа с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.) В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода. - Жалко? (Очень жалко.) - Послушайте стихотворение Н.Грибачева. Ну, морозы, ну, морозы, Нос наружу – ой-ой-ой! Даже белые березы В серой корке ледяной. Даже белки – непоседки В ожидании тепла Не снуют на ветку с ветки, Не вылазят из дупла. И голодная синица Тихо плачет у окна: «Негде греться и кормиться, Ни козявки, ни зерна. День дымит морозной далью, Ночи стылы и темны, Замерзаю, голодаю, Не дожить мне до весны!
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! - Послушайте продолжение стихотворения. И сказал Сережа: «Ладно! Потерпи недолгий срок…» И достал он из чулана Длинный гвоздь и молоток. Похрустев по снежной корке, Где петлял следами лис, Закрепил у старой елки На пеньке фанерный лист. А на лист – зерна, А на лист – пшена, Конопли две горсти – Собирайтесь, гости! - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? - Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Библиотекарь предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, какую с воспитателями, где поместили, какие птицы прилетели, каким кормом кормили птиц. - Ребята, на нашем школьном участке развешены кормушки. Я знаю, что многие из вас подкармливают птиц. - Давайте с вами вспомним, чем же кормить птиц? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб. - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила: - во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки; - подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени; - кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; - корма класть не много, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Библиотекарь говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы? - Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн. - Ребята, послушайте стихотворение А.Яшина.
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д. - Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, снегири, дятлы, свиристели и т.д.) Дети рассматривают плакат «Зимующие птицы». Библиотекарь: 15 января в России отмечается День зимующих птиц. История этой экологической даты связана с именем поэта Александра Яшина и писателя Евгения Носова. В 1964 году советский прозаик и поэт Александр Яшин написал стихотворение «Покормите птиц зимой…». Вдохновившись стихотворением, писатель – фронтовик Евгений Носов написал рассказ «Покормите птиц» и в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки. В 2003 году Союз охраны птиц России предложил 15 января – день рождения Евгения Носова – объявить Днём зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь. И вот с зимы 2002 – 2003года проводится ежегодная Всероссийская эколого – культурная акция «Покормите птиц». В заключение нашей беседы я предлагаю присоединиться к этой акции, пройти к кормушкам и покормить наших пернатых друзей. И очень надеюсь, что делать это вы будите регулярно. - Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и … По небу весело скользя, Летят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!» (К.Мухаммали)
|
|||
|