|
|||
Рынок: Понятие, функции, классификация рынков.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Рынок: Понятие, функции, классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Рынок-это многоуровневый институциональный экономический механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов для взаимной купли-продажи товаров. На рынке обмен товаров происходит с помощью денег, следовательно, регулятором экономических отношений выступают цены. Рынок выполняет важные функции; а именно: 1. Регулирующаяфункция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего- на производство. рынок дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить. Функционирование рынка невозможно без конкуренции, которая стимулирует снижение издержек, рост производительности труда, повышение качества, расширение перспективных отраслей. 2. Информационная функция заключается в том, что рынок через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки дает информацию производителю о соотношении спроса и предложения, о необходимом количестве товаров, их ассортименте, качестве и т. д. 3. Ценообразующая функция состоит в том, что рынок признает не любые затраты материальных и трудовых ресурсов, а лишь общественно необходимые затраты, так как только их согласен оплатить покупатель. 4. Посредническая функция рынка предполагает возможность выбора оптимального поставщика (по качеству, цене товара, сервису и т. д.) и покупателя. Рынок предосталяет возможность выбора. 5. Санирующая функция состоит в том, что с помощью конкуренции рынок "очищает" экономику от нежизненно способных хозяйственных единиц. Выживают сильнейшие, а слабые разоряются.
Итак, рынок- это механизм взаимодействия свободных экономических субъектов по поводу купли-продажи товаров. Основными чертами рынка являются: конкуренция, экономическая обособленность производителей на базе частной собственности и самостоятельность производителя, множество свободных экономических субъектов (покупателей и продавцов). Существует множество классификаций рынков. Приведем наиболее распространенные из них. 1) По соотношению спроса и предложенияразличают: - рынок продавца (спрос значительно превосходит предложение, в силу чего производитель "диктует" свои условия покупателю); - рынок покупателя(предложение значительно превосходит спрос, следовательно, покупатель имеет возможность выбора, а производители вынуждены под него подстраиваться) 2) По территориальному охватуобычно выделяют: - местный рынок (локальный, например, город); - региональный(внутри страны, например, Западная Беларусь); - национальный(вся страна как единый рынок); - региональный по группе стран (Например, стран Балтии) - мировой. 3)По назначению товаров (или по характеру их конечного использования) рынки подразделяют на: - рынок потребительских товаров; -рынок услуг; - рынок товаров производственного назначения; - рынок информации; - рынок технологий(патенты, лицензии, "ноу хау"); - финансовыйрынок. Каждый из них может быть классифицирован еще детальнее по типам товаров, товарным группам и подгруппам. 4)Классификация по качественной структуре: - потенциальный рынок (подразумевает покупателей, которые проявляют интерес к приобретению товаров); - освоенный рынок(образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия 5) По особенностям и содержанию маркетинговой деятельностивыделяют: - бесплодный рынок (не имеющий перспектив для реализации определенных товаров); - целевой рынок(на нем фирма собирается реализовывать свои цели, так как на нем минимум расходов обеспечивает максимум прибыли); -основной рынок (на нем реализуется основная часть товаров предприятия); - дополнительный рынок( обеспечивает продажу некоторого объема товаров фирмы.
|
|||
|