Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дисциплина: Экология. Дата проведения занятия 12.01.2021. Преподаватель Блюменштейн Е.Г. . Контакты: https://vk.com/im. электронная почта: eblum65@mail.ru. Группа ТТ 119. Срок сдачи до 17.01.2021. Перечень рекомендуемой литературы и иных источников. Лекци



 Дисциплина: Экология

Дата проведения занятия 12.01.2021

Преподаватель Блюменштейн Е.Г. 

Контакты: https://vk.com/im

электронная почта: eblum65@mail.ru

Группа ТТ 119

Срок сдачи до 17.01.2021

Тема:«Объект изучения экологии»

План 

1.Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем.

2.История развития экологии.

3.Методы, используемые в экологических исследованиях1.

3.Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

4.Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего

Занятие проводятся на образовательной платформе в Zoom с последующим выполнением задания самостоятельно с предоставлением результата преподавателю в контакте. Составить опорный конспект (форма представления: опорный конспект в рабочей тетради)/

профессионального образования.

 

         Контрольные вопросы и задания

Задание 1

Ответить на вопросы.

1.  Объект изучения экологии?

2. Основателем экологии считают?

3. Экология изучает?

4. Полевые экологические исследования…..

5. Предназначение дисциплины?

Задание 2

Составить таблицу:

 

ФИО ученого Даты жизни Вклад в науку
     

 

 

Перечень рекомендуемой литературы и иных источников

Основная литература (название учебника) https://www.book.ru/view5/dde90e438235009715616e31777dec12 CИ.Колесников Экология КНОРУС Москва 2020 стр.152-160
Дополнительная литература(при наличии) Экология (базовый уровень). 10—11 классы. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Москва 2014, издательский центр «Академия».стр-90
Интернет ресурсы(при наличии) https://vk.com/club199291453

 

Лекция

Лекция № 1 Введение

1. Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем.

2. Методы, используемые в экологических исследованиях.

3. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

4. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

 

6. Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем

 

Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».

Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:

- популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;

- экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;

- биосфера - область распространения жизни на Земле.

 

7. Методы, используемые в экологических исследованиях

 

Экология, как любая наука использует разнообразные методы исследований. В экологии этих методов очень много, так как экология - это междисциплинарная наука, которая базируется, кроме биологических основ, на основах географических, технических, экономических и социальных наук, математических, медицинских, метеорологических и т.д.. В связи с этим в экологии используются как общие методы, которые нашли свое применение во многих науках, так и специфические, которые обычно используются только в экологии.

Все экологические методы можно разделить на три основные группы:

- Методы, с помощью которых собирается информация о состоянии экологических объектов: растений, животных, микроорганизмов, экосистем, биосферы,

- Обработки полученной информации, свертывание, сжатия и обобщения,

- Методы интерпретации полученных фактических материалов.

В экологии используются следующие методы исследований: химические, физические, биологические, методы экологической индикации, метеорологические, метод экологического мониторинга, мониторинг бывает локальным, региональным или глобальным.

Полевые экологические исследования обычно подразделяются на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.

- Маршрутные методы используются для выяснения присутствия тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов и т. п., их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории. Основными приемами являются: прямое наблюдение, оценки состояния, измерение, описание, составление схем и карт.

- К стационарным методам относятся приемы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же объектами, требующие неоднократных описаний, замеров, измерений наблюдаемых объектов. Стационарные методы включают полевые и лабораторные методики. Характерным примером стационарного метода является мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) состояния окружающей среды.

- Описательные методы являются одними из основных в экологическом мониторинге. Прямое, непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, фиксирование динамики их состояния во времени и оценка регистрируемых изменений позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.

- Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов. Производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения свойств объекта обязательно сопоставляются с его же свойствами в условиях, не задействованных в эксперименте (фоновый эксперимент).

- В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе. Так, в "модельных условиях" были осуществлены многие химические реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. В некоторых областях биологии и экологии широко применяются так называемые "живые модели". Несмотря на то, что различные организмы отличаются друг от друга, многие физиологические процессы в них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более простых существах. Они-то и становятся живыми моделями. Например, в качестве модели для изучения обмена веществ может служить зоохлорелла - одноклеточные микроскопические водоросли, которые быстро размножаются в искусственных условиях, а для исследования внутриклеточных процессов используются гигантские растительные и животные клетки и т. д.

- В настоящее время все шире используется компьютерное моделирование экологических ситуаций.

8. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей

 

На сегодняшний день роль экологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий. Дальнейшее развитие и даже существование современной цивилизации возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей, широкого использования биотехнологии.

 

9. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

 

Изучая экологию микроорганизмов, необходимо иметь в виду, что они не только обитатели, но и созидатели современной биосферы, и сами служат экологическим фактором практически для всех живых организмов, с которыми они взаимодействуют как косвенно, через процессы круговорота элементов, так и непосредственно, являясь комменсалами, симбионтами или паразитами. При изучении экологии патогенных микроорганизмов внимание ученых привлечено к вопросу о возможности их размножения, а, следовательно, и обитания в окружающей среде. Построенные на новых данных обобщения способствовали возврату в эпизоотологию и эпидемиологию представлений об особой группе инфекций.

Предназначение дисциплины «Экология» обосновано необходимостью сохранения экологического благополучия на Земле, которое всецело зависит, прежде всего, от уровня экологических знаний. Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы.

На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и не желая этого. Дисциплина призвана сформировать у обучающихся экологическую позицию, активизировать творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций и содействовать в овладении навыками проведения самостоятельных научных исследований. Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «Экология» состоит в том, чтобы дать студентам понятие «экологически чистой продукции животноводства и растениеводства».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.