|
|||
Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Здоровьесберегающие педагогические технологии У разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Так, Н.К. Смирнов (2003) утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействии на здоровье ребенка и педагога. Среди данных технологий Н.К. Смирнов выделяет: - здоровьесберегающие организационно-педагогические технологии (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний); - психолого-педагогические технологии (связанное с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса); - учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек; - социально адаптирующее и личностно-развивающие технологии - технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности; - лечебно-оздоровительные технологии (лечебная физкультура и лечебная педагогика). В.А. Деркунская (2005) также отмечает, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: - медико-профилактические технологии - технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (технология организации мониторинга здоровья дошкольников, технология организации и контроля за питанием детей, технология организации профилактических мероприятий в ДОУ, технология организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и др.); - физкультурно-оздоровительные технологии - технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (технология развития физических качеств, технология закаливания, дыхательной гимнастики и др.); - здоровьесберегающие образовательные технологии (технологии воспитания культуры здоровья дошкольников; технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ); - технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни. Таким образом, к здоровьесберегающим педагогическим технологиям (технологиям, которые используются педагогами в процессе деятельности с детьми) можно отнести указанные автором группы технологий: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (используемые совместно с психологами). По мнению A.M. Сивцевой (2007), здоровьесберегающие технологии - это «система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития Автор предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих педагогических технологий: - технологии сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр; гимнастика (для глаз, дыхательная и др.); стретчинг; ритмопластика; динамические паузы; релаксация; - технологии обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий; коммуникативные игры; система занятий из серии «Уроки здоровья»; проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия); самомассаж); - коррекционные технологии (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.) (A.M. Сивцева, 2008). Т.С. Грядкина (2008) разделяет педагогические технологии формирования здорового образа жизни дошкольников на здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Автор определяет здоровьесберегающую технологию как качественную характеристику среды жизнедеятельности, здоровъеформирующую технологию - как «комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры, который понимаегся как интегральная качественная характеристика личности, проявляющаяся через состояние общественного здоровья (уровень и характер заболеваемости), физического здоровья (физическое развитие, функциональное состояние систем организма, физическая работоспособность и подготовленность) и мотивацию к здоровому образу жизни и двигательной активности» (Т.С. Грядкина, 2008). По мнению В.К. Бальсевича здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей. К таким условиям и факторам могут быть отнесены: стимулируемое развитие двигательных качеств (особенно выносливости), развитие внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность интеграции в разные социальные группы и толерантность в общении с другими людьми. Актуальность использования технологий доктора В.Ф.Базарного. Анализ ситуации, предшествующей реализации здоровьесберегающих технологий по методике В.Ф.Базарного. По мнению В.Ф.Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка. Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия. Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей. В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение. Отмеченные виды напряжённости угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость. Дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Умственная же работоспособность и успешность овладения детьми школьной программой напрямую зависит от показателей здоровья. Тем более что с каждым годом число детей – первоклассников, имеющих различные патологии, увеличивается.
Здоровьесберегающая деятельность не может быть основной целью образовательного процесса, а может быть только условием, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Здоровьесберегающая педагогика- это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья субъектов образования. Это гарантия того, что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью. Учитель в современных условия должен помнить, что он обучает и воспитывает нездоровых детей. Здоровьесберегающие техннологии • это технологии, основанные на познавательной деятельности детей, • обучение на оптимальном уровне сложности, • вариативность методов и форм обучения, • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок • обучение в малых группах, • комбинирование различных форм предоставления информации, • создание благоприятной атмосферы, • формировании положительной мотивации • к учебе (педагогика успеха).
С чего начинается здоровье? 1. Здоровье начинается с правильного питания; 2. С постоянного физического тренинга; 3. С оптимального режима труда и отдыха; 4. С психической удовлетворенности; 5. С хорошего медицинского обслуживания; 6. С хорошей экологической обстановки; 7. С хорошей зарплаты; Другие мнения –
Образ жизни зависит: 1) от возраста; 2) энергетического обеспечения 3) отдыха; 4) отказа от ВП; 5) сна; 6) физической активности; 7)психического комфорта; 8) мировоззрения. Образ жизни должен быть: v аскетичным (отказ от лишнего) v эстетичным (фигура, одежда, лицо) v нравственным v творческим v волевым v мудрым
Виды деятельности по организации здоровьесберегающей среды: • Эффективные формы организации УВП с учетом психолого-физиологического воздействия на учащихся • Организация в школе оздоровительных и медицинских мероприятий для коррекции нарушений здоровья • Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм • Психологическая помощь учителям и учащимся • Двигательная активность, соблюдение режима дня • Профилактика всех форм зависимостей. •
|
|||
|