|
|||
Технология критического мышления.
2. Характеристика одной из современных образовательных технологий 1.Понятие педагогической технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. В различных источниках даются десятки определений. Предлагаю ограничиться двумя, но очень авторитетными. «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)». «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: 1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. 2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). 3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач Краткая характеристика современных образовательных технологий на примере технологии развивающего обучения. Развивающее обучение– этобольше, чем технология, это дидактическая система. Но именно она дала толчок к активному применению нашими педагогами различных инновационных технологий. Авторы - Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов. Это пионеры российской развивающей школы, пропагандирующие активное участие обучаемых в процессе обучения. Организация учебного процесса осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация. Основными положениями развивающего обучения являются: развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением; активное участие обучаемых в процессе обучения; обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом; осознание обучаемым значимости изучаемого материала; ведущая роль отводится теоретическим знаниям; стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Примеры других образовательных технологий: 1. Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение). Авторы - Т.К.Донская, В.В.Фирсов, И.Э.Унт, А.С.Границкая. 2. Технология проблемного обучения.Самые популярные разработки этой теории предоставили следующие авторы - Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов, В.Оконь и др. 3. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Разработчики - М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина, Захарова И.Г. 4. Технология формирования ключевых компетентностей (метод проектов) Авторы - Дж. Дьюн, Гузеев В.В., Пахомова Н.Ю. 5. Технологии тьюторства.Технология разработана Дж. Ланкастером, А.А.Ремневым, С.В.Федотовой. 6. Технология критического мышления. 7. Тренинги как виды интерактивных технологий.Разработчики-Курт Левин, Е.В.Сидоренко, А.П.Ситников. 8. Технология «портфолио». 9. Кейс-технологии (метод анализа ситуаций).Для российской школы эту технологию адаптировал В.Д.Киселев 10. Технология педагогических мастерских. Авторы - П.Ланжевен, Анри Валлон, Э.С.Соколова, Жан Пиаже и др. 11. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.Автор - Г.С.Альтшуллер. 12. Технология интеллект-карт.В основе майндмэпинга лежит теория радиантного мышления, предложенная Т.Бьюзеном
|
|||
|