Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организация деятельности на уроке



 

Организация деятельности на уроке

Этапы урока Деятельность воспитателя Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) Использование медиаресурсов
1. Орг.момент  Почти 75 лет назад закончилась Великая Отечественная война, которая началась 22июня 1941года. О том, как советские люди громили германских фашистов, вы конечно же знаете. Об этом вы читали книги, смотрели фильмы, слышали из рассказов людей старшего поколения.   Звучит музыка «Священная война» Слайд 1  
2.Сообщение темы Сегодняшнее наше мероприятие посвящено одному из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. 8 сентября 1941года враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. - Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы.   Слайд 2
3.Основная часть Давайте откроем книгу памяти «Блокадного Ленинграда» и вспомним, как это было…      
3.1 Первая чтраница Первая страница «В тисках холода и голода» Положение осажденного города было чрезвычайно тяжелым. Об этой странице нам расскажут уч-ся 9кл.   В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные - по 150г. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.       Ежедневные налёты вражеской авиации и многочасовые обстрелы города артиллерией стали настоящим бедствием для ленинградцев. После одной из таких бомбёжек была уничтожена самая крупная продовольственная база города – Бадаевские склады. В городе стало не хватать продуктов питания. А с ноябрьскими морозами в город пришёл голод, страшный голод! Война шла везде и везде умирали люди. Но от голода и холода умирали только в Ленинграде. Умирали по дороге на работу, в очереди за хлебом, умирали в своих холодных постелях, не имея сил встать. И так 900 дней и ночей. . Чтец: Крепчал мороз, дымился небосклон, И вой сирен на каждой баррикаде, И смерть в наш город шла со всех сторон… Всё это было, было в Ленинграде! Глоток воды – дороже серебра, Нет света, нет и дров на лесоскладе. Возили трупы с каждого двора… Всё это было, было в Ленинграде! «Живой осталась в доме я одна» - Писала девочка в тетради. «Нет крошки хлеба, печка холодна…» Всё это было, было в Ленинграде! Дорогой Жизни шли грузовики, Где лёд трещал при близкой канонаде. Жестокий бой вели фронтовики… Всё это было, было в Ленинграде! Чтец: Наш город в снег до пояса закопан, И, если с крыш на город посмотреть, То улицы похожи на окопы, В которых побывать успела смерть. Луна скользит по небу одиноко, Как по щеке холодная слеза. И тёмные дома стоят без стёкол, Как люди, потерявшие глаза. Но в то, что умер город наш, - не верьте! Нас не согнут отчаянье и страх! Мы знаем от людей, сражённых смертью, Что означает «смертью смерть, поправ». Мы знаем, клятвы говорить не просто, Но, если в Ленинград ворвётся враг, Мы разорвём последнюю из простынь, Лишь на бинты, но не на белый флаг!   Слайд 3
3.2. страница2. Вторая страница «Блокадный хлеб» Слово предоставляется уч-ся 6класса     Хлеб выдавали по карточкам, при утере карточка не возобновлялась, хлеб больше не давали, это было равнозначно смертельному приговору. Ребята из 6 класса приготовили для вас инсценировку – пантомиму по мультфильму «Воробушек» Этот мультфильм был сделан школьниками 4класса, г.Санкт –Питербург в память о блокаде Ленинграда.   - Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу.     В декабре население стало получать самую низкую норму за всё время блокады – рабочие получали 250г .и 125г –дети и служащие. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер. Послушайте стихотворение  «Блокадный хлеб», которое написала Лидия Хямелянина. Плачинта Патрина: Я вспоминаю хлеб блокадных лет Который в детском доме нам давали Не из муки он был – из наших бед. И что в него тогда только не клали! Плачинта Миша: Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет дёсна. Тяжёлый, горький – с хвоей, лебедой, На праздник, очень редко – чистый просто. Но самый сильный голод был, когда Хлеб мы по два три дня не получали. Белов Рустам: Мы понимали, что война - это беда, Но каждый день с надеждой хлеба ждали. Не дни мы голодали, а года Хоть раз наесться досыта мечтали. Кто видел, не забудет никогда, Как с голоду детишки умирали.         (Инсценировка)    
3.3 страница 3 Следующая страница «Дети блокады» 4кл. Ученик: Дети Ленинграда, Девчонки и мальчишки. Им играть бы в куклы И читать бы книжки. Всё перечеркнула Фашистская громада, Рано повзрослели Дети Ленинграда. Ученик: Началась бомбёжка, И они узнали, Как заклеить стёкла, Чтоб не вылетали. И какой в убежище Ведёт теперь маршрут Сколько завтра хлеба По карточкам дадут. Ученик: И уже от холода Не спасают валенки… Дети Ленинграда, Мученики маленькие. Дети Ленинграда, Девчонки и мальчишки Им играть бы в куклы   Слайд -5
3.4 страница 4 Четвёртая страница книги памяти познакомит вас с девочкой блокадного Ленинграда – Таней Савичевой. – 5класс   А в Ленинграде в это время все еще много детей. Надо было спасти их, увезти в тыл, где нет войны. Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям Уч – ся: Савичевы жили большой и дружной семьей. Отец работал пекарем, но он умер еще до войны, в 1936 году. Мать Мария Игнатьевна была вышивальщицей. В семье было 5 детей. Старший брат Леонид ( в семье его ласково называли Леня) работал строгальщиков, Евгения – обмотчица, Нина – чертежница, Михаил – слесарь – сборщик и Таня – школьница. Помогала вести хозяйство бабушка. Все вместе они жили на первом этаже, а на втором этаже жили два брата отца – дядя Миша и дядя Вася. Когда началась Великая Отечественная война, Таня училась в третьем классе тридцать пятой школы на берегу Невы. На третьем этаже этой школы на одной из дверей висит табличка: «В этом классе училась Таня Савичева. Здесь и создан своеобразный и интересный музей девочки блокадного Ленинграда. На стене большой портрет Тани, горит вечный огонь. На всю стену фотография памятника детям блокадного Ленинграда «Цветок жизни. Белый цветок тянется к солнцу. На его венчике веселое лицо мальчугана и детским почерком начертаны слова. Пусть всегда будет солнце. Рядом с цветами на камне запечатлены слова из дневника Тани. И каждый, кто заходит сюда с волнением читает: Женя умер 17 марта в 5 часов утра1942 года Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года Дядя Леня – 10 мая в 4 часа дня 1942 года Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года И три последние строчки заключают ее дневник: Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» В центре музея обычная школьная парта, за которой сидела Таня Савичева. Здесь в этом классе научилась читать и писать. Сегодня на ее парте вместо учебников – книги о блокадном Ленинграде и поэмы С.В.Смирнова «Сердце и дневник – посвященная Тане. Послушайте стихотворение о Тане, написанное выпускницей этой школы Женей Губиной: Она училась в нашей школе, была такая же, как все, Но имя девочки, как ветер, Как вздох, промчалось по земле. Как быстро летят в мае белые ночи … Но лучше бы та была подлиней, В ту ночь только Таня с измученной мамой Осталась в остывшей квартире своей. А утром дрожащею детской рукою В своем дневнике записала она, Что мама … А дальше – число. Рядом с мамой Она написать «умерла» не смогла. А после, как крик, вся душа нараспашку, Что умерли все, что осталась одна А там за стеной, надрывалась сирена, Шел сорок второй, бесновалась война   Слайд 6
3.5 страница 5 О следующей странице, которая называется «дорога жизни» нам расскажут ребята 7класса.   Слайд 7
    Уч – ся:Несмотря на тяжёлую обстановку на всех фронтах, страна помнила о Ленинграде и ленинградцах. В кратчайшие сроки по льду Ладожского озера была построена дорога. Над ней постоянно кружили вражеские самолёты, сбрасывая свой смертоносный груз, она день и ночь обстреливалась из орудий. Машины уходили под лёд вместе с продуктами и теми, кто пытался спасти ленинградцев. Первое её название «Дорога смерти», но ленинградцы называли её «Дорогой Жизни». Ведь только по ней можно было доставить продукты умиравшим горожанам, только по ней вывезти людей из блокады. Песня о Ладоге Сквозь шторм и бури, через все преграды Ты, песнь о Ладоге, лети! Дорога здесь пробита сквозь блокаду, Родней дороги не найти! Эх, Ладога, родная Ладога! Метели, штормы, грозная волна... Недаром Ладога родная Дорогой жизни названа. Пусть ветер Ладоги поведает народу, Как летом баржу за баржой Грузили мы и в шторм и в непогоду, Забыв про отдых и покой. Зимой машины мчались вереницей, И лед на Ладоге трещал, — Возили хлеб для северной столицы, И радостно нас Ленинград встречал. И знаем мы, кровавая блокада Исчезнет скоро, словно тень: Растут и крепнут силы Ленинграда, Растут и крепнут каждый день! Когда пройдут года войны суровой, Залечит раны город мой, Народ вздохнет и песню с силой новой Споет о Ладоге родной.    
3.6 страница 6 Писатели, артисты, музыканты, художники своим оружием – оружием литературы и искусства, своим дарованием помогали громить врага. Они выступали перед рабочими в цехах заводов, в воинских частях, на передовой, они читали свои произведения, звавшие к Победе. Шестая страница «А музы не молчали…. ». - 8класс   Уч- ся: Во время блокады город продолжал жить: работали библиотеки, проводились экскурсии по залам Эрмитажа, всю блокаду не прекращал работу театр музыкальной комедии. Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать. Стихи О.Берггольц. Чтец: В грязи, во мраке, в голоде, в печали, Где смерть, как тень, тащилась по пятам, Такими мы счастливыми бывали, Такой свободой бурною дышали, Что внуки позавидовали б нам… Чтец: Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, я жила. Чтец: Нас немцы называют: «мёртвый город». Но где, когда был мёртвым нужен стих? А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод – Он, славя павших, жить зовёт живых. Учащийся: Это строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. Её голос ежедневно звучал по радио. Он придавал ленинградцам силы В блокадном Ленинграде музы не молчали! Здесь начал писать свою седьмую симфонию композитор Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты падали в голодные обмороки, умирали прямо на сцене. В марте 1942 года они возобновились, но от оркестра, к тому времени, осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцы-музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов Теперь симфония называлась «Ленинградской».   9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, несмотря на светомаскировку, горели все хрустальные люстры. В зале сидели моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и ленинградцы – завсегдатаи филармонии. Исполнение длилось 80 минут. За это время на город не упало ни одного снаряда, не разорвалось ни одной бомбы. Орудия врага молчали – их подавила мощным огнём наша артиллерия, защищавшая город. Произведение Шостаковича потрясло слушателей. Музыка сумела выразить то, что в это в это трудное время объединяло ленинградцев: героизм, любовь к своему городу, вера в Победу Чтец: Какая музыка была! Какая музыка играла! Когда и души и тела Война проклятая попрала. Какая музыка во всём, Всем и для всех – не по ранжиру. Осилим… выстоим… спасём… Ах, не до жиру – быть бы живу… Солдатам голову кружа, Трёхрядка под накатом брёвен Была нужней для блиндажа, Чем для Германии Бетховен. И через всю страну струна, Натянутая трепетала, Когда проклятая война И души и тела топтала. Стенали яростно, навзрыд Одной – единой страсти ради На полустанке – инвалид И Шостакович – в Ленинграде. Учащийся: Исполнение транслировалось по радио. Его слышали не только жители города, но и, через громкоговорители, немецкие солдаты, осаждавшие город. Они обезумели от услышанного. Они считали, что перед ними мёртвый город, а он жил, он слушал симфонию Шостаковича!   Слайд 8     Звучит «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича. Музыка стихает до фона.
Заключение - Ленинградцы держались несмотря ни на что и выстояли в этой борьбе. И для всех выживших 27 января 1944 года прогремел праздничный салют. За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось... Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе — салют! Сегодня ленинградцы плачут... Ю. Воронов. 27 января 1944 года. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены торжественные и печальные слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: .“ Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внемлющий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто” - Самое малое, что мы можем сделать – это всегда помнить погибших за свою страну, за родной город Ленинград. Предлагаю почтить память всех погибших минутой молчания.   Наше мероприятие закончено, спасибо всем за участие и внимание!     Слайд 9     Слайд 10     Слайд 11.   Звук метронома

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.