Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





пара. Вспомогательные исторические дисциплины (ПЗ) Тема: Особенности счета времени в древней Руси 1. Календарь восточных славян.



11.11.2020. 4 пара. Вспомогательные исторические дисциплины (ПЗ) Тема: Особенности счета времени в древней Руси 1. Календарь восточных славян.

Наро́дный календа́рь восто́чных славя́н — исторически сложившийся календарь у восточных славян, организующий обрядовый цикл, хозяйственную и бытовую практику, а также в значительной мере верования и существование фольклора. Народный календарь восточных славян соотносится с христианским месяцесловом.

Специфика календаря:

«Ка­лен­дар­ная об­ряд­ность у рус­ских, укра­ин­цев и бе­ло­ру­сов, как и у дру­гих зем­ле­дель­че­ских на­ро­дов, в целом имела ярко вы­ра­жен­ный аг­рар­но-ма­ги­че­ский характер».

В тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ре во­сточ­ных сла­вян су­ще­ству­ют два ос­нов­ных цикла об­ря­дов:

· цикл календарных земледельческих обрядов и праздников, отражающий основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года.

· цикл семейно-бытовых обрядов, включающий родинно-крестинную, свадебную и погребально-поминальную обрядность.

 

В ос­но­ве на­род­но­го ка­лен­да­ря во­сточ­ных сла­вян лежит ка­лен­дарь Пра­во­слав­ной церк­ви, ко­то­рый опре­де­ля­ет, ка­ко­вы празд­ни­ки, посты и мя­со­еды (еди­ни­цы го­до­во­го вре­ме­ни), по­ря­док их сле­до­ва­ния, опре­де­лён­ную иерар­хию этих еди­ниц и даже во мно­гом тер­ми­но­ло­гию. Од­на­ко на­пол­не­ние на­род­но­го ка­лен­да­ря, ин­тер­пре­та­ция празд­ни­ков и по­стов, а также об­ря­до­вая сто­ро­на, если взять в целом, не вы­во­ди­мы из хри­сти­ан­ско­го уче­ния и со­став­ля­ют часть на­род­ной традиции.

В. Г. Вла­сов при ана­ли­зе при­мет и на­зва­ний дней при­шёл к за­клю­че­нию, что если бы на­род­ный ка­лен­дарь ос­но­вы­вал­ся на цер­ков­ном, то в первую оче­редь были бы упо­мя­ну­ты наи­бо­лее зна­чи­мые фи­гу­ры цер­ков­но­го пан­тео­на. Од­на­ко в на­род­ном ме­ся­це­сло­ве от­ме­чен целый ряд «вто­ро­сте­пен­ных» му­че­ни­ков, а боль­шая часть уче­ни­ков Хри­ста (апо­сто­лов) не ука­за­на, как и по­ло­ви­на вет­хо­за­вет­ных пророков. В. Г. Вла­сов счи­та­ет, что при фор­ми­ро­ва­нии ме­ся­це­сло­ва народ ис­хо­дил не из хри­сти­ан­ских свят­цев, а из имев­ших­ся сель­ско­хо­зяй­ствен­ных при­мет и обрядов. В аг­рар­ной куль­ту­ре во­сточ­ных сла­вян сло­жи­лась тра­ди­ция на­род­но-эти­мо­ло­ги­че­ско­го пе­ре­осмыс­ле­ния на­зва­ний пра­во­слав­ных празд­ни­ков и имён свя­тых в связи с хо­зяй­ствен­но-по­год­ны­ми ре­а­ли­я­ми дня: св. Наум — по­мощ­ник в обу­че­нию гра­мо­те, св. Борис — по­да­тель ба­ры­ша, День об­нов­ле­ния (освя­ще­ния) Ца­рь­гра­да был пе­ре­осмыс­лен в связи с гра­дом, ко­то­рый опа­сен для по­се­вов; празд­ник Сре­те­ния — как день встре­чи зимы с весной. Культ свя­той Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы, при­шед­ший к во­сточ­ным сла­вя­нам вме­сте с пра­во­сла­ви­ем, вос­хо­дит к по­чи­та­нию пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го об­ра­за Пят­ни­цы и имеет ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние для тра­ди­ци­он­ной зем­ле­дель­че­ской культуры, вклю­ча­ет как язы­че­ские черты по­кро­ви­тель­ни­цы пря­де­ния, так и апо­кри­фи­че­ский «Пят­нич­ный ка­лен­дарь».

Осо­бен­но­стью сель­ско­го аг­рар­но­го ка­лен­да­ря во­сточ­ных сла­вян яв­ля­ют­ся по­сло­ви­цы и при­ме­ты, ко­то­рые поз­во­ля­ют ре­кон­стру­и­ро­вать древ­нюю мо­дель мира.

На­род­ный ка­лен­дарь бы­ту­ет пре­иму­ще­ствен­но в уст­ной форме, от­ча­сти также в форме ру­ко­пис­ных спис­ков празд­ни­ков. У всех сла­вян су­ще­ство­ва­ли в быту ещё и при­ми­тив­ные де­ре­вян­ные ка­лен­да­ри (бирки, резы, ра­бо­ши), на ко­то­рых даты празд­ни­ков и важ­ней­ших со­бы­тий обо­зна­ча­лись за­руб­ка­ми. От­дель­ные сла­вян­ские тра­ди­ции были до­воль­но раз­лич­ны в со­ста­ве, со­от­но­ше­нии, тол­ко­ва­нии и на­зва­нии еди­ниц вре­ме­ни, со­став­ля­ю­щих на­род­ный календарь.

Ком­плекс воз­зре­ний и тра­ди­ций, ко­то­рый со­став­ля­ет на­род­ный ка­лен­дарь, фор­ми­ро­вал­ся на про­тя­же­нии мно­гих веков, на­чи­ная с язы­че­ской эпохи, и окон­ча­тель­но сло­жил­ся к IX—XII векам (до вы­де­ле­ния из во­сточ­ной сла­вян­ской общ­но­сти рус­ских, бе­ло­ру­сов и украинцев). В XVIII—XX веках про­ис­хо­ди­ла зна­чи­тель­ная транс­фор­ма­ция на­род­но­го ка­лен­да­ря под вли­я­ни­ем из­ме­не­ния офи­ци­аль­ных ле­то­ис­чис­ле­ния и ка­лен­дар­ных сти­лей, по­это­му со­вре­мен­ные даты при­мет не сов­па­да­ют, к при­ме­ру, с до­ре­во­лю­ци­он­ны­ми. Су­ще­ству­ют ре­ги­о­наль­ные от­ли­чия на­род­но­го календаря.

Наи­луч­шая со­хран­ность на­род­но­го ка­лен­да­ря среди во­сточ­ных сла­вян — в По­ле­сье, где, несмот­ря на де­гра­да­цию обы­ча­ев, он ещё ис­поль­зу­ет­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни (нач. XXI века).

Учё­ные вы­де­ля­ют раз­лич­ные со­став­ля­ю­щие на­род­но­го ка­лен­да­ря: ка­лен­дарь сель­ско­хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, об­щин­но-цер­ков­ной жизни (язы­че­ские и пра­во­слав­ные празд­ни­ки), се­мей­ный ка­лен­дарь, дет­ский на­род­ный ка­лен­дарь, ка­лен­дарь мо­ло­дёж­ных га­да­ний, де­мо­гра­фи­че­ский на­род­ный ка­лен­дарь и т. д.

Рус­ский на­род­ный ка­лен­дарь от­ра­зил и спе­ци­фи­ку об­ра­за жизни пра­во­слав­но­го рус­ско­го кре­стья­ни­на, и те при­род­ные усло­вия, где он жил. Это ка­са­ет­ся, пре­жде всего, Цен­траль­ной части Ев­ро­пей­ской Рос­сии (где он и скла­ды­вал­ся), с её уме­рен­но кон­ти­нен­таль­ным кли­ма­том и непо­сто­ян­ством пе­ре­ход­ных се­зо­нов. Че­ре­до­ва­ние се­зон­ных яв­ле­ний при­ро­ды лежит в ос­но­ве тра­ди­ци­он­но­го ка­лен­да­ря русских.

 

Источники:

1. Власов В. Г. Русский календарный стиль // Советская этнография. — Наука, 1985. — № 4. — С. 22—35.

2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.