|
|||||||
Типичные ошибки в преподавании основ Правил дорожного движения
Методические рекомендации для педагогов
Типичные ошибки в преподавании основ Правил дорожного движения Дорожное движение едино для детей и взрослых. И Правила дорожного движения - тоже. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми - объяснить эти Правила ребёнку доступно. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина...) главное - донести до детей смысл, не исказив содержания. Важно обратить серьёзное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и родители, и некоторые учителя, Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д.
Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.
1. Учат: обходи трамвай спереди, автобус и троллейбус - сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию. Так как при выходе пешехода на проезжую часть дороги сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части строго оговорён Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса
Необходимо учить! Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет
2. Учат: при переходе дороги посмотри налево, а дойдя до середины — посмотри направо. Этоправило также устарело и создаёт опасную ситуацию.
Необходимо учить! Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны (налево и направо) и ещё раз налево. И, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
3. Учат: красный - стоп, жёлтый - приготовься, зелёный - иди. Очень любят использовать стихотворение: «Красный - стой, жёлтый - жди, а зелёный свет - иди». Это в корне неверно. Во-первых, сейчас пешеходные переходы практически повсеместно оборудованы пешеходными светофорами. Во-вторых, зелёный сигнал светофора только разрешает переход дороги, но свою безопасность нужно обеспечить самому.
Необходимо учить! При переходе дороги пешеход должен руководствоваться сигналами пешеходного светофора. И только если пешеходного светофора нет или Красный сигнал светофора - запрещающий. Стоп! Выходить на дорогу опасно! Необходимо всегда дожидаться зелёного сигнала, даже если нет проезжающих мимо автомашин. Перед тем как начинать переход, пешеход должен убедиться, что все 4. Учат: если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги. Следуя этому правилу, ребёнок может попасть в опасную ситуацию.
Необходимо учить! Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части дороги и пересечь её за один приём. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на островке безопасности (при его наличии) 5. Учат: не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома. Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко
Необходимо учить! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше 6. Используют для показа старые дорожные знаки, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.22 и 5.19.1/5.19.2. Они называются одинаково - «Пешеходный переход». Здесь необходимо очень чётко объяснить Знак 1.22 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди находится пешеходный переход и на дороге возможно появление пешеходов. А знак 5.19.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе знаков особых предписаний и указывает водителям и пешеходам, что через проезжую часть дороги необходимо переходить именно здесь.
7. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения. На практике педагоги очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся 8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети». Этот знак – для водителей. Он вовсе не разрешает переходить проезжую часть в том месте, где он установлен. А лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другая организация.
Предупреждающий знак 1.23 «Дети»
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ВОЗМОЖНЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПДД, ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ СОВЕТАМИ
1. При подготовке к занятиям сверяйтесь с текстом «Правил дорожного движения Российской Федерации» в последней редакции. Изменения и дополнения в Правила дорожного движения вносятся довольно часто. Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения», которые утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 со всеми последующими изменениями, и в дальнейшем сверяйтесь с действующей редакцией ПДД 2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими 3. Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой-либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, методистами автошкол или компетентными сотрудниками Госавтоинспекции. 4. Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «(Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются также в разделах: 5. Книги и пособия по ПДД, предназначенные для учащихся
|
|||||||
|