Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прелюдии для фортепиано К. Дебюсси



Прелюдии для фортепиано К. Дебюсси

Фортепианная музыка Дебюсси – одно из самых заметных явлений в западно-европейской музыке на рубеже 2-х столетий. Будучи прекрасным пианистом, писал для фортепиано на протяжении всей жизни. Стиль раскрылся наиболее ярко. От раннего к позднему периоду творчества фортепианная музыка подверглась эволюции.

Своеобразие раскрылось, прежде всего, в образном строе, связанном с разнообразием и богатством сюжетов, картин природы: «Туманы», «Ветер на равнине», «Сады под дождём». Не стремился к чисто изобразительным моментам.

Всегда пейзаж связан с настроением, ощущением собственного отношения к тому или иному поэтическому образу. Возможна быстрая смена настроений.

Привлекает возможность воплощения в фортепианной музыке жанровых сценок и музыкальных портретов. Умение несколькими штрихами создать реальный жизненный образ – «Вечер в Гранаде», «Ворота Альгамбры», «Девушка с волосами цвета льна». Есть сочинения, навеянные сказочными, легендарными сюжетами – «Фея», «Затонувший собор», произведениями античности – «Дельфийские танцовщицы».

Отдаёт предпочтение фортепианной сюите: Бергамасская сюита, Маленькая сюита, «Детский уголок», либо миниатюрам, склонен к свободным импровизационным композициям типа прелюдий.

Отказавшись от традиционных форм (соната, вариации, концерт), сохраняет стройность композиции с чётким делением на разделы при помощи цезур, фермат и т. д.

Являясь создателем нового стиля, композитор создаёт новые приёмы фортепианной техники, основанной на сложной комбинации различных видов-аккордов и октав, гаммаобразных и арпеджированных пассажей. Часто меняет фактуру, регистры, использует крайние без заполнения среднего, что способствует широкому звуковому объёму. Виртуозные возможности инструмента подчинены художественной задаче.

Характерна тонкая и сложная педализация с широким применением полупедали, что связано с необходимостью задерживать некоторые звуки или аккорды на отрезках большой протяжённости.

Многие пьесы содержат авторские указания относительно характера исполнения («как нежная и грустная жалоба», «вспыльчиво», «нервозно и с юмором»). Часто они связаны с живописными, красочными задачами: «вибрируя», «почти барабан». Уступая произведениям Бетховена, Шопена, Листа, Шумана в глубине содержания, масштабе замыслов, форм, Дебюсси значительно расширил темброво-звуковые возможности фортепиано, его колористику.

Прелюдии

    Цикл состоит из 2-хтетрадей (1910, 1913 гг.) и завершает развитие этого жанра в западно-европейской музыке . У Дебюсси этот жанр подводит черту в исканиях в области образного содержания и стиля композитора. Это цикл миниатюрных музыкальных картин, в каждой из которых заключён самостоятельный художественный образ. В них нет такого богатства образного содержания как в прелюдиях Шопена, но в них разнообразие живописно-поэтической тематики. Каждая имеет программное название, указанное в конце (нежелание навязывать свой замысел). Они почти не связаны с литературным первоисточником, связь ощущается лишь в близости поэтическим образам («Терасса, освещаемая лунным светом).

Программные названия навеяны впечатлениями от картин природы («Туманы», «Паруса», «Вереск»). В выборе пейзажных картинок иногда проявляются черты символизма («Мёртвые листья», «Шаги на снегу»), но такие названия редки. Особое место занимают жанрово-бытовые сценки с использованием танцевальных жанров разных эпох и национальностей («Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры» – Испания, «Генерал Лявин-эксцентрик», «Менестрели», «Кэк-уок» – США). Видное место занимает портрет. Далёк от изобразительности, больше интересует атмосфера, окружающая данный образ, его эмоциональное восприятие в совокупности с разными ассоциациями. В этом одна из главных особенностей романтизма и импрессионизма – сблизить музыку, литературу, изобразительное искусство с целью взаимного обогащения. Все прелюдии имеют законченную форму, как правило, 3-х частную.

«Дельфийские танцовщицы». Скульптурный образ мраморного античного барельефа раскрыт в жанре медленного танца. В основе мелодии в среднем регистре краткий хроматический мотив. Медленный темп, повторность на протяжении 11 тактов на p – показатель отсутствия развития. Сознательно избегает квадратность, смена размера ¾ на 4/4 и расширение построений до 5 тактов. Ощущение скульптурной объёмности и выпуклости образа создаёт фактура из 3-х планов. Мелодия в среднем голосе, бас и аккорды в верхнем. Регистровый разрыв достигает 5 октав. Середина – больше экспрессии за счёт роста динамики, встречного движения мелодии и сопровождения. Но развитие не приходит к кульминации (характерный приём Дебюсси), постепенно замирая на повисших в воздухе аккордах на pp в крайних регистрах. В репризе появляется ув. 5, истаивающая звучность, всё это передаёт остановившийся в барельефе танец.

«Холмы Анакапри».Сочетание живописно-картинного и жанрово-бытового начал (солнечный свет итальянской природы). Вступление 11 т. напоминает переборы гитары или мандолины, замирающие в воздухе (авторская ремарка «закончите вибрируя»). Основной танцевальный образ родится из отдельной ритмической фигурки и отдельного мотива, напоминающих тарантеллу. В 12 т. появляется тема 3-х частной композиции. Стройная тактовая структура (1+1+2), пентатоника, солнечный пейзаж. Другой образ I части (в духе народности) имеет грубовато-шутливый характер: размашистая мелодия в басу с остановками на слабой доле, октавное изложение.

Средняя часть контрастирует медленным движением. Плавный томный танец типа медленного вальса с ритмическими перебоями 2-х и 3-х дольного метра. В правой руке 6/8, в левой – ¾. К концу всё застывает в неге оцепенения.

Третья часть начинается с вихревого движения. Тема тарантеллы звучит без сопровождения на фоне педали секстаккорда VI ступени H dur, что создаёт ощущение наслоения одного пласта на другой. Вторая песенная тема звучит радостно, открыто. Редкий для Дебюсси пример динамической репризы. К концу движение успокаивается. Два глиссандирующих пассажа создают ощущение вспышки света. В числе самых светлых творений Дебюсси «Остров радости».

«Прерванная серенада». Картины народного быта. Отсюда, характерные приёмы ритма, мелодики  испанской музыки. Сначала издали как бы доносяться звуки гитары на одной струне с форшлаговыми украшениями и репетициями на одной ноте. А потом на квинте. Наконец-то появляется более ярко очерченная мелодия, напоминающая испанскую лирическую песню. Крайне малый диапазон, эскизность, незавершённость не позволяют назвать основным мелодическим образом. Рождается новое вступление в характерном маршевом ритме на 2/4, но остаётся без продолжения.

Танцевальные метры, различная фактура создают напряжённое ожидание серенады. Пряный гармонический язык подчёркивает атмосферу любовного томления. Но вместо серенады глухо звучат переборы струн, авторская ремарка «уходя» оттеняет мягкий юмор жанрово-бытовой сценки. Импрессионистичность прелюдии в рапсодичной форме, отсутствии развёрнутого мелодического образа, в обилии мелькающих намёков на него, в главном выразительном значении «фона».

«Девушка с волосами цвета льна». Пример музыкального портрета («Сестра Моника», «Привлекательная» у Куперена, Шопен, Паганини у Шумана). Дебюсси интересует мгновенный набросок без психологической углублённости. Данная прелюдия напоминает акварельный рисунок с мягкими тонами, тонкой игрой светотени. Кристально чистый главный образ воплощён в неторопливо разворачивающийся одноголосной мелодии, напоминающей наигрыш пастушьего рожка. Мелодия с мягкими очертаниями лишена вводного тона. В гармонии – плагальные обороты, цепочки квартсекстаккордов, последовательности неразрешённых нонаккоров, перемещения, создающие ощущение тонкой игры красок. В 3-х частной композиции нет контрастности: средняя часть отмечена тональным сдвигом и регистровым поворотом. Реприза сокращена. Содержит одно проведение темы. В конце последовательность квартовых звучаний на pp создаёт зрительное ощущение удаляющихся шагов.

«Затонувший собор».Прелюдия навеяна литературным первоисточником (бретонская легенда о древнем городе Ис, поглощённым морем). Но на рассвете при звоне колоколов он поднимается из пучины. Музыка более тонко воспроизводит картину живописного морского пейзажа.

Начало I части рисует картину предутренней мглы, морского тумана, плеск волн. Цепочка II аккордов на пустых кварто-квинтовых созвучиях проходит на приглушённой звучности, после паузы звучит как эхо. Расширение диапазона до 3-х октав без заполнения середины создаёт ощущение зыбкости, а также повторение одного и того же звука (авторская ремарка «тихо звучит в густом тумане»), имеют программный смысл. Постепенное прояснение колорита происходит благодаря усилению динамики, изложению фактуры (появление цепи разложенных трезвучий), красочной смене тональностей (H-Es-C), появлению мелодии с жанровой окраской. В начале звучит как суровый, торжественный хорал – символ средневековья – в параллельном диатоническом движении 6/4. Органный пункт с играет роль сдерживающего начала и средства, имитирующего    

 звучание колокола. Но постепенно этот образ растворяется в туманных звучностях.

В средней части мелодия носит характер сосредоточенного раздумья. Её сдержанность сменяется огромным нагнетанием звучности и расширением диапазона. 4 такта драматически-суровой кульминации передают картину поднявшегося из воды собора. Быстрый спад возвращает к спокойному повествованию. Сжатая реприза построена на теме хорала в трансформированном виде. Звучит на pp на фоне арпеджированного сопровождения, как воспоминание об исчезнувших образах прошлого. Кода повторяет вступление, придавая цельность прелюдии, что также подчёркивается монотематизмом. 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.