Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Осуществление правового режима использования и охраны атмосферного воздуха воинскими частями войск национальной гвардии: актуальность проблемы и нормативно-правовое регулирование

(Шеншин В.М.)

("Право в Вооруженных Силах", 2018, N 5)

Дата

20.04.2018

Информация о публикации

Шеншин В.М. Осуществление правового режима использования и охраны атмосферного воздуха воинскими частями войск национальной гвардии: актуальность проблемы и нормативно-правовое регулирование // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 5. С. 116 - 123.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОИНСКИМИ ЧАСТЯМИ ВОЙСК

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

В.М. ШЕНШИН

 

Шеншин В.М., преподаватель кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, кандидат юридических наук.

 

Атмосферный воздух, земля и вода являются теми видами природных ресурсов, на которые оказывается основное антропогенное воздействие, в том числе и воинскими частями - юридическими лицами. В представленной статье автором рассмотрены некоторые особенности осуществления воинскими частями правового режима использования и охраны атмосферного воздуха. Автором проанализирована судебная практика относительно порядка привлечения юридических лиц к административной ответственности за административные правонарушения в сфере причинения вреда атмосферному воздуху.

 

Ключевые слова: административная ответственность, атмосферный воздух, воинская часть, правовой режим использования и охраны природных ресурсов, экологическая безопасность.

 

The implementation of the legal regime of use and protection of atmospheric air military units of national guard troops: the urgency of the problem and legal regulation

V.M. Shenshin

 

Shenshin V.M., lecturer in constitutional and administrative law of the faculty (team) Saint-Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation, candidate of law.

 

Atmospheric air, land and water are those types of natural resources, which are the main anthropogenic impact, including military units - legal entities. In the presented article the author considers some features of the military units of the legal regime of use and protection of atmospheric air. The author analyzes the court practice regarding the procedure of bringing legal entities to administrative responsibility for administrative offenses in the field of causing damage to atmospheric air.

 

Key words: administrative responsibility, air, military unit, the legal regime of use and protection of natural resources, environmental safety.

 

В 2017 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в России проводился Год экологии, целью которого было привлечение внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. В связи с этим становится актуальным вопрос природопользования в зависимости от конкретного вида природного ресурса, осуществляемого воинскими частями войск национальной гвардии (ВНГ) как юридическими лицами <1>.

--------------------------------

<1> Об утверждении Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации: Приказ Росгвардии от 25 июля 2016 г. N 46. URL: http://www.pravo.gov.ru.

 

Специфика деятельности воинских частей имеет свои особенности, в том числе и в сфере оказания негативного воздействия на атмосферный воздух.

Атмосфера - это охраняемый законом природный объект, представляющий собой газовую оболочку, окружающую Землю и вращающуюся вместе с ней <2>.

--------------------------------

<2> У земной поверхности она (без учета содержащихся в воздухе влаги и частиц твердых веществ) в основном состоит из азота (78%), кислорода (21%), аргона (0,9%), углекислого газа (0,037%) и других веществ. Нижний слой атмосферы - тропосфера (от 8 - 10 км над полюсами до 16 - 18 км на экваторе) содержит примерно 80% всей массы атмосферного воздуха.

 

Атмосферный воздух выполняет ряд важнейших функций - экологическую, экономическую и оздоровительную. Среди компонентов окружающей среды он наиболее важен для создания благоприятных условий существования человека. В процессе эволюции организмы людей адаптировались к определенному газовому составу воздуха. Изменение последнего, наличие в нем избыточного количества неорганических веществ и органических соединений может привести к массовым случаям заболеваний и даже к гибели населения. Вот почему законодатель такое большое внимание уделяет правовому воздействию на общественные отношения, которые складываются по поводу охраны и рационального использования атмосферного воздуха, а также защите законных прав и интересов субъектов этих отношений.

Система мер, обращенных на достижение целей сбережения окружающей среды, представляет собой природоохранную деятельность. В войсках национальной гвардии она проводится на всех этапах боевой подготовки и повседневной деятельности с учетом конкретных условий дислокации и во взаимодействии с государственными природоохранными органами <3>.

--------------------------------

<3> Шеншин В.М. Обеспечение в деятельности войск национальной гвардии требований экологической безопасности // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 6. С. 115 - 124.

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Бюджетные организации вне зависимости от того, какие виды деятельности они осуществляют, негативно влияют на окружающую природную среду, в связи с чем являются плательщиками взносов за загрязнение окружающей среды. Рассмотрим вопрос платы за загрязнение окружающей среды - понятие, размер, сроки внесения и ответственность, к которой могут привлекаться учреждения за нарушения, связанные с природопользованием.

В целях обеспечения соблюдения нормативов качества охраны окружающей среды в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" сформулированы экологические требования, которые предъявляются ко всем хозяйственным структурам: предприятиям, организациям, гражданам. Эти требования обязаны исполнять все экономические субъекты и ведомства, исключения не предусмотрены ни для кого, в том числе и военных организаций. Так, указанные в ст. 55 названного Закона экологические требования в полной мере относятся и к деятельности воинских частей ВНГ.

Общие экологические требования сводятся к следующему: строго соблюдать технологический режим и выполнять требования по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Это означает, что деятельность войск в мирных условиях должна носить безвредный для природы характер, взятые у природы воздух и вода, растения, животные и полезные ископаемые необходимо использовать наиболее целесообразно и полно с минимальными отходами. Исчерпаемые ресурсы должны расходоваться экономно, а возобновляемые - своевременно восстанавливаться по принципу "срубил дерево - посади два".

Некоторые объекты недвижимости, переданные воинской части в оперативное управление, могут осуществлять негативное воздействие на окружающую среду. Одним из основных видов такого воздействия является выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Как правило, такие выбросы производятся в процессе эксплуатации котельных, автозаправочных станций, складов хранения ГСМ, автомобильных парков и т.п. <4>. Указанные объекты недвижимости относятся к стационарным источникам негативного воздействия на окружающую среду <5>.

--------------------------------

<4> Шеншин В.М. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части // Военное право. 2017. N 4. С. 122 - 128.

<5> Семенихин В.В. Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность. Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов // Налоги. 2010. N 48.

 

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в течение двух лет со дня вступления в силу указанного Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вступающей в силу с 1 января 2019 г., при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов) и технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью таких источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы (сбросы). Разрешение на такие выбросы (сбросы) в соответствии с п. 6 ст. 23.1 указанного Закона выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо в рамках комплексного экологического разрешения, предусмотренного ст. 31.1 названного Закона.

Если при осуществлении деятельности воинская часть производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то она должна платить за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Такие расходы относятся к материальным, так как они связаны с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. При этом на расходы можно отнести только выбросы в пределах законодательно установленных лимитов и нормативов загрязнения окружающей среды (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Все, что выше нормативов и лимитов, в расходы включить нельзя (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ. Платежная база определяется воинскими частями ВНГ для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень, определенный Постановлением от 13 сентября 2016 г. N 913 Правительства Российской Федерации "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, превышающие такие нормативы выбросы. Информация о платежной базе представляется за отчетный период в составе Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду по форме согласно приложению 2 к Приказу Минприроды России от 9 января 2017 г. N 3. Декларация представляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов и суммирования указанных величин.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255. Плата за выбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения стационарного источника. Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Несвоевременное (после 1-го марта года, следующего за отчетным) или неполное внесение платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки.

Перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду воинская часть должна ежеквартально авансовыми платежами (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем прошедшего квартала, в размере 1/4 части суммы, уплаченной за предыдущий год.

Следовательно, обязательство по уплате за негативное воздействие на окружающую среду и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика (воинской части) по факту деятельности за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год). При внесении квартальных авансовых платежей представление декларации о плате не требуется.

Кроме того, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ осуществляются при эксплуатации передвижных источников негативного воздействия на окружающую среду <6>. Так, ранее инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды в качестве таких источников были представлены следующие транспортные средства: легковые автомобили; грузовые автомобили и автобусы с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания; автомобили, работающие на газовом топливе; грузовые автомобили и автобусы с дизельными двигателями внутреннего сгорания; строительно-дорожные машины <7>.

--------------------------------

<6> Письмо Росприроднадзора от 17 февраля 2015 г. N ОД-06-01-26/2389 "О предоставлении информации". Документ опубликован не был.

<7> О признании утратившими силу Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, и Приказа Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77: Приказ Минприроды России от 4 июля 2014 г. N 302 // Рос. газ. 2014. N 190.

 

К передвижным источникам негативного воздействия на окружающую среду также относятся объекты движимого имущества, при эксплуатации которых используются следующие виды топлива: бензин неэтилированный; дизельное топливо; керосин; сжатый природный газ; сжиженный газ.

Таким образом, вся бронетанковая техника, автомобильная и иная техника, работающая на вышеуказанных видах топлива, является источником негативного воздействия на окружающую среду.

В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.

Выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками допускается на основании нормативов (лимитов) выбросов, устанавливаемых с применением технологических показателей либо комплексным экологическим разрешением. До 1 января 2019 г. установленные лимиты на выбросы признаются временно разрешенными. Кроме того, выброс возможен только при наличии разрешения, выданного территориальным органом Росприроднадзора.

Для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов определяются не предельно допустимые выбросы, а технические нормативы выбросов (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"), которые устанавливаются техническими регламентами (п. 3 Положения о нормативах выбросов <8>). Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, должны проходить регулярную проверку на соответствие выбросов техническим нормативам (п. 4 ст. 17 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"). Так, проверки автотранспортных средств осуществляются во время их техосмотра <9>, т.е. получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ для транспортных и иных передвижных средств не требуется.

--------------------------------

<8> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него".

<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух".

 

Исходя из п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.

В п. 2 Административного регламента (далее - Регламент) <10> конкретизируется, что в порядке, предусмотренном Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

--------------------------------

<10> Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ): Приказ Минприроды России от 25 июля 2011 г. N 650 (ред. от 25 июня 2014 г.) // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. 2012. N 14.

 

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух посредством стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается территориальными органами Росприроднадзора <11>.

--------------------------------

<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183.

 

Разрешение выдается территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения источников выбросов. Перечень территориальных органов Росприроднадзора с указанием их контактной информации приведен в приложении N 1 к Регламенту.

Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух равен:

- при наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ, при условии, что их достижение обеспечивается) - сроку действия данных нормативов. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на пять лет при условии, что у юридического лица не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. <12>;

--------------------------------

<12> Пункт 3.8.4 Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха (письмо Росприроднадзора от 15 ноября 2012 г. N ВК-03-01-36/15437).

 

- при наличии установленных временно согласованных выбросов, если нормативы ПДВ не обеспечиваются, - одному году с даты выдачи разрешения;

- для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии в составе утвержденной проектной документации на строительство или реконструкцию нормативов ПДВ (установленных в том числе на период ведения строительных работ) - сроку ведения строительных работ в соответствии с утвержденной документацией или сроку достижения проектных показателей (но не более двух лет).

При отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также нарушении условий, предусмотренных в разрешении, выброс может быть ограничен, приостановлен или прекращен (п. 5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"). Соответствующий порядок установлен Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух <13>. Согласно п. п. 4, 6 данного Положения в случае отсутствия разрешения на выброс государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие госконтроль за охраной атмосферного воздуха, выдают предписание о приостановлении выброса. Оно выносится на основании протокола о нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (п. 7 указанного Положения), является обязательным для исполнения и может быть обжаловано в суд (п. 8 названного Положения).

--------------------------------

<13> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух" (с последующими изменениями и дополнениями).

 

При привлечении юридического лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" важным является вопрос об обстоятельствах правонарушения, которые установил орган, осуществляющий государственный экологический контроль, и исходя из которых происходит привлечение к ответственности. В судебной практике существуют две точки зрения относительно объема обстоятельств, которые должны быть установлены и доказаны для привлечения к ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения <14>.

--------------------------------

<14> Шеншин В.М. О некоторых вопросах соблюдения воинскими частями национальной гвардии природоохранного законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 10. С. 7 - 18; Он же. О практике высших судов в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Военное право. 2017. N 5. С. 182 - 187.

 

Согласно первой точке зрения предусмотренный в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ состав правонарушения является формальным и привлечение к ответственности правомерно при установлении самого факта выброса без разрешения. При этом не имеет значения уровень выбросов и то, произошел ли выброс вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Отсутствие актов замеров, определения размера ущерба для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ правового значения также не имеет <15>.

--------------------------------

<15> Такой подход выражен, в частности, в следующих судебных актах: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2010 г. N А21-6150/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2010 г. N А56-46639/2008; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 декабря 2009 г. N А21-5176/2009 (Определением ВАС России от 4 марта 2010 г. N ВАС-1996/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора); Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. N Ф03-1357/2009 (Определением ВАС России от 30 сентября 2009 г. N ВАС-12176/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора); Постановление ФАС Поволжского округа от 13 сентября 2010 г. N А57-25112/2009 (Определением ВАС России от 8 декабря 2010 г. N ВАС-16459/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора); Постановление ФАС Поволжского округа от 22 января 2009 г. N А55-9562/2008; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. N А32-24767/2009-59/556; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 января 2010 г. N А63-4561/2009-С6-25.

 

В соответствии со второй точкой зрения по данному вопросу загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него (образование в нем) вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (такое определение содержится в ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"). Для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ неправомерно <16>.

--------------------------------

<16> Такие выводы содержатся, в частности, в следующих судебных актах: Постановление ФАС Центрального округа от 19 октября 2009 г. N А62-1200/2009; Постановление ФАС Центрального округа от 14 октября 2009 г. N А62-1205/2009; Постановление ФАС Центрального округа от 12 октября 2009 г. N А62-1204/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 апреля 2009 г. N А05-13012/2008; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 октября 2010 г. N А03-1606/2010 (Определением ВАС России от 17 февраля 2011 г. N ВАС-1366/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС России для пересмотра в порядке надзора); Постановление ФАС Поволжского округа от 28 октября 2009 г. N А12-11880/2009; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2008 г. N А39-3239/2007.

 

Необходимо отметить, что Президиум ВАС России в Постановлении от 31 мая 2011 г. N 17254/10 указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Данный вывод уже повлиял на судебную практику - имеются акты судов апелляционной инстанции, в которых также указано, что необходимым условием для привлечения к административной ответственности является доказанность факта превышения концентрации вредных веществ над установленными нормативами. При этом выводы судов обосновываются, в частности, ссылкой на позицию, высказанную в Постановлении Президиума ВАС России от 31 мая 2011 г. N 17254/10.

В связи с изложенным уместно порекомендовать лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, обратить внимание на то, на основании каких доказательств орган, осуществляющий государственный экологический контроль, принимает соответствующее решение. Если превышение концентрации вредных веществ не доказано путем отбора проб воздуха, проведения их лабораторных исследований, то постановление органа, привлекшего лицо к ответственности, можно обжаловать в судебном порядке. С учетом позиции Президиума ВАС России и того, как она повлияла на складывающуюся судебную практику, шансы на успешное обжалование в таком случае велики.

Можно привести еще один пример, исходя из которого поставить вопрос: к какой ответственности должно быть привлечено лицо, осуществляющее выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если в имеющемся у него разрешении были указаны не все источники выброса или не все вредные (загрязняющие) вещества, выброс которых производился?

В ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а в ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ - за нарушение условий разрешения. При этом суммы штрафов по ч. 2 ст. 8.21 названного Кодекса ниже, чем за осуществление выброса без разрешения.

Согласно существующей судебной практике осуществление выброса из источника, не включенного в имеющееся разрешение наряду с другими источниками загрязнения, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, так же как и за осуществление выброса в отсутствие разрешения <17>. К такой же ответственности привлекается лицо, которое осуществляет выброс вредного вещества, не указанного в имеющемся у него разрешении <18>. Ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в данном случае неприменима.

--------------------------------

<17> См., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2010 г. N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ, ФАС Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2009 г. N А27-8071/2009.

<18> Постановление ФАС Центрального округа от 6 декабря 2010 г. N А14-4394-2010/136/22.

 

Таким образом, вышеуказанные санкции, предусмотренные законодательством, связанные с отсутствием в воинской части разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, могут привести к срыву мероприятий, определенных планом боевой подготовки, что отрицательно скажется на уровне боевой подготовки и боевой готовности.

Кроме того, выброс в атмосферный воздух без соответствующих разрешений вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при ведении хозяйственной деятельности, является несоблюдением экологических требований при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства и содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Практика показывает, что на эффективность административной ответственности в области обеспечения качества окружающей среды влияют:

- недостаточная оперативность производства по делам об административных правонарушениях (более трети дел рассматриваются с нарушением установленного в КоАП РФ двухмесячного срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения);

- слабое воспитательное воздействие процедуры рассмотрения дел и вынесения постановлений о наложении административного взыскания (тем более что местом рассмотрения дел об административных правонарушениях является, как правило, место их совершения, а не место жительства или работы);

- необеспечение реальности исполнения постановлений (по тем же причинам: принятое по месту совершения правонарушения постановление направляется по месту работы или жительства, где порой своевременно не исполняется);

- неадекватность взыскания содеянному (прежде всего ввиду незначительности сумм штрафов, установленных в законодательстве; законодательство зарубежных стран предусматривает более значительные штрафные санкции, оказывающие надлежащее воздействие на правонарушителей);

- отсутствие стабильности и последовательности административной карательной практики (вследствие малозначительности штрафов - главного средства административного воздействия - координация этой деятельности в масштабе страны не осуществляется должным образом; наблюдается разнобой в осуществлении правоприменительной практики в различных регионах и даже в пределах территории субъекта Российской Федерации);

- слабое знание должностными лицами законодательства об административных правонарушениях (этим, например, объясняются повсеместные нарушения 15-дневного срока рассмотрения материала с момента его поступления);

- низкий авторитет правоприменительных органов и уровень правовой культуры (это проявляется, в частности, в недостаточном количестве случаев добровольного исполнения постановлений, уклонении от исполнения).

При определении эффективности административной ответственности за природоресурсные правонарушения целесообразно выяснять два вопроса: во-первых, степень реального применения ответственности, а во-вторых, состояние тенденции к изменению количества и качества правонарушений <19>.

--------------------------------

<19> Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. Земельное право: Учеб. / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2004. С. 389 - 390.

 

Таким образом, к особенностям законодательного регулирования правового режима использования и охраны атмосферного воздуха относятся следующие:

1) правовое регулирование рассматриваемого вида природного ресурса осуществляется значительным перечнем нормативных правовых актов;

2) сложный состав вида природного ресурса, что подразумевает принятие федеральными органами исполнительной власти дополнительных правовых актов, направленных на осуществление комплексного природопользования.

 

Библиографический список

 

1. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. Земельное право: Учеб. / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2004.

2. Дубовик О.Л. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". М.: 2015.

3. Семенихин В.В. Жилищно-коммунальное хозяйство, риелторская деятельность. Плата за негативное воздействие на окружающую среду и вывоз твердых бытовых отходов // Налоги (газета). 2010. N 48.

4. Шеншин В.М. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части / В.М. Шеншин // Военное право. 2017. N 4.

5. Шеншин В.М. О некоторых вопросах соблюдения воинскими частями национальной гвардии природоохранного законодательства / В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2017. N 10.

6. Шеншин В.М. О практике высших судов в сфере охраны окружающей среды и природопользования / В.М. Шеншин // Военное право. 2017. N 5.

7. Шеншин В.М. Обеспечение в деятельности войск национальной гвардии требований экологической безопасности / В.М. Шеншин // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2017. N 6.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.