Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название документа. Информация о публикации. Примечание к документу. Текст документа



Название документа

Статья: Гидросфера как объект правовой охраны

(Случевская Ю.А.)

("Экологическое право", 2015, N 4)

Дата

07.07.2015

Информация о публикации

Случевская Ю.А. Гидросфера как объект правовой охраны // Экологическое право. 2015. N 4. С. 20 - 24.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ГИДРОСФЕРА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

 

Ю.А. СЛУЧЕВСКАЯ

 

Случевская Юлия Александровна, старший эксперт Договорно-правового департамента МВД России, кандидат юридических наук.

 

В статье рассматривается обоснованность использования в нормативных правовых актах термина "гидросфера". Исследуется возможность достижения цели правовой определенности при закреплении в законодательстве терминов и понятий, имеющих естественно-научное происхождение.

 

Ключевые слова: гидросфера, объект правовой охраны, терминология экологического права, водное право.

 

Hydrosphere as an object of legal protection

Yu.A. Sluchevskaya

 

Sluchevskaya Yulia A., senior expert of the Contract Law Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of Juridical Sciences.

 

The article is about the proper use the term "Hydrosphere" in the Russian legislation. Investigates the possibility of right implementation of terms and concepts of natural science in legislation.

 

Key words: hydrosphere, object of legal protection, terminology of Environmental Law, Water Law.

 

Одним из главных принципов российского водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники, бассейны подземных вод, водоносные горизонты, которые рассматриваются в Водном кодексе Российской Федерации как водные объекты <1>, участвуют в обеспечении глобального гидрологического цикла. Загрязнение одного из его элементов оказывает воздействие на другой. В законодательстве Российской Федерации предусмотрен механизм защиты водных объектов, в связи с этим представляется обоснованным вопрос о правовой охране гидросферы, являющейся водной оболочкой Земли и включающей в себя природные воды в целом.

--------------------------------

<1> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ. Статья 5 // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

 

С одной стороны, естественно-научная природа понятий экологического права, в том числе определяющих указанные выше водные объекты, обуславливает необходимость обращения к положениям соответствующих наук. С другой стороны, следует учитывать, что объект правовой охраны должен быть определен в нормативных правовых актах с помощью приемов юридической техники максимально конкретно, при этом содержание понятия должно соответствовать возможности достижения цели его защиты правовыми средствами.

Авторами работ, посвященных эколого-правовым понятиям, естественно-научный термин "гидросфера" не рассматривается <2>. В нормативных правовых актах он используется, но не получил широкого распространения. Так, например, термин "гидросфера" встречается в таких международных правовых актах, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. <3>, Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 г. <4>. В первом из названных международных документов он используется в качестве одного из элементов, упомянутых при характеристике понятия "природная среда" (в ст. II указывается, что "средства воздействия на природную среду" относятся к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства"; во втором документе - употребляется при определении понятия "климатическая система" (в ст. 1 она определяется как совокупность атмосферы, гидросферы, биосферы и геосферы и их взаимодействие).

--------------------------------

<2> См., напр.: Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом "Городец", 2008; Высторобец Е.А. Глоссарий и комментарий к некоторым терминам и понятиям, используемым в международном природоохранном сотрудничестве: правовые аспекты. М.: Московская инициатива в развитие международного права окружающей среды, 2011; и др.

<3> Конвенция подписана от имени СССР 18 мая 1977 г., ратифицирована (Указ Президиума ВС СССР от 16 мая 1978 г. N 7538-IX). Конвенция вступила в силу для СССР 5 октября 1978 г.

<4> Россия подписала Конвенцию 13 июня 1992 г., ратифицировала 28 декабря 1994 г. Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 г. Конвенция вступила в силу для России 28 марта 1995 г. См.: Федеральный закон от 4 ноября 1994 г. N 34-ФЗ "О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата" // СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2927.

 

В российском законодательстве на уровне федеральных законов термин "гидросфера" не используется, однако употребляется в ряде подзаконных нормативных правовых актов, которые, на наш взгляд, можно объединить в следующие группы:

1) программные или стратегические документы нормативного правового характера, направленные на охрану как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов (например, Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе "Мировой океан" <5>; распоряжение Правительства Российской Федерации "О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу" <6> и др.);

--------------------------------

<5> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 "О Федеральной целевой программе "Мировой океан" // СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 4024.

<6> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р "О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 г. и на более отдаленную перспективу" // СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5914.

 

2) программные или стратегические документы нормативного правового характера, направленные на развитие деятельности, связанной с научным изучением или хозяйственным использованием окружающей среды и ее компонентов (например, Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 гг." <7>; распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата)" <8> и др.);

--------------------------------

<7> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 103 "О Федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 гг." // СЗ РФ. 2008. N 11 (ч. 1). Ст. 1021.

<8> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р "Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата)" (вместе с "Планом мероприятий первого этапа (2010 - 2012 гг.) реализации Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата)") // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4850.

 

3) нормативные правовые акты, связанные с обеспечением научного изучения или хозяйственного использования окружающей среды и ее компонентов (например, Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5" <9>; Приказ Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.04 Гидрометеорология (уровень бакалавриата)" <10> и др.);

--------------------------------

<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 202.

<10> См.: Приказ Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. N 953 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.04 Гидрометеорология (уровень бакалавриата)" // Российская газета. 30.01.2015. N 18.

 

4) государственные стандарты, определяющие правила использования и охраны вод гидросферы, а также критерии и показатели их качества (Постановление Госкомприроды СССР от 10 декабря 1990 г. N 47 <11>, Постановления Госстандарта СССР от 16 сентября 1977 г. N 2237 <12>, от 25 июня 1986 г. N 1778 <13>, от 25 марта 1985 г. N 774 <14>).

--------------------------------

<11> См.: ГОСТ 17.1.2.03-90 (СТ СЭВ 6457-88). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Критерии и показатели качества воды для орошения. Введен в действие Постановлением Госкомприроды СССР от 10 декабря 1990 г. N 47. М.: Издательство стандартов, 1991.

<12> См.: ГОСТ 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82). Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. Утв. Постановлением Госстандарта СССР от 16 сентября 1977 г. N 2237. М.: Издательство стандартов, 1977.

<13> См.: ГОСТ 17.1.1.03-86 (СТ СЭВ 5182-85). Охрана природы. Гидросфера. Классификация водопользований. Введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 июня 1986 г. N 1778. М.: Издательство стандартов, 1993.

<14> См.: ГОСТ 17.1.5.05-85. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков. Введен Постановлением Госстандарта СССР от 25 марта 1985 г. N 774. М.: Издательство стандартов, 1985.

 

Последняя группа документов может быть выделена с определенной долей условности. Это связано с тем, что указанные государственные стандарты подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей закрепленным в Федеральном законе "О техническом регулировании" <15> целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а также охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. В остальных случаях они носят рекомендательный характер.

--------------------------------

<15> См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.

 

Исследование международных правовых актов и российского законодательства в части использования термина "гидросфера" показало, что он рассматривается в смысловой взаимосвязи и единстве с терминами, обозначающими другие оболочки Земли (литосфера, атмосфера, биосфера). При этом гидросфера в них рассматривается и как один из объектов природной среды, безопасность которого подвержена потенциальной угрозе, и как объект специальных исследований, имеющих своей целью оценку ее состояния.

Точность терминологии, употребляемой в нормативных правовых актах, влияет, как известно, на эффективность их применения. О.Л. Дубовик отмечает, что "терминология играет важную правоприменительную роль, создает основу для субъектов водного права в законотворческой и правоприменительной деятельности" <16>. Аналогичной позиции о необходимости терминологической точности в законодательстве придерживается Конституционный Суд Российской Федерации, который в своих решениях неоднократно указывал, что "неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение" (Постановления от 25 апреля 1995 г. N 3-П <17>, от 15 июля 1999 г. N 11-П <18>, от 11 ноября 2003 г. N 16-П <19> и от 21 января 2010 г. N 1-П <20>).

--------------------------------

<16> Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (постатейный) / под ред. О.Л. Дубовик // СПС "КонсультантПлюс: Комментарии законодательства".

<17> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой" // СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

<18> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

<19> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области" в связи с запросом Челябинского областного суда" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4509.

<20> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор" // СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 699 (постановление).

 

Учитывая, что легальное определение понятия "гидросфера", как и других оболочек Земли, отсутствует, возникает вопрос о целесообразности использования такого рода естественно-научных терминов.

В Уголовном кодексе России <21> (далее - УК РФ) содержится ст. 251, которая называется "Загрязнение атмосферы" (как известно, в УК РФ отсутствует статья, непосредственно посвященная загрязнению гидросферы, как, впрочем, и других оболочек Земли, за исключением указанной выше атмосферы). Ранее действовавший Уголовный кодекс РСФСР <22> включал ст. 223 "Загрязнение водоемов и воздуха", из диспозиции которой следовало, что уголовная ответственность может наступить как за загрязнение водоема (или водного источника) и воздуха раздельно, так и в случае, если им был причинен вред в совокупности.

--------------------------------

<21> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

<22> См.: Уголовный кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 г. // ВВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591.

 

Определенная логика законодателя при принятии УК РФ в части выделения самостоятельных правовых норм, посвященных уголовно-правовой охране водных объектов и воздуха, прослеживается. Статья 223 УК РСФСР в части, касающейся водоемов, трансформировалась в положения ст. 250 УК РФ, однако предметом преступления уже являются не водоемы (реки, озера, водные источники и другие), а воды (поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения). В то же время нормы ст. 223.1 УК РСФСР, определявшие в качестве предмета преступления внутренние морские и территориальные воды, трансформировались в положения ст. 250 УК РФ, в которой в качестве предмета преступного посягательства выступает морская среда. Однако труднообъяснимым является появление в УК РФ статьи с названием "Загрязнение атмосферы". На наш взгляд, это связано с заимствованием терминов и понятий из международных соглашений (например, Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, подписанного в г. Москве 5 августа 1963 г., Конвенции ООН по морскому праву, заключенной в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г., и др.).

Рассмотренная ситуация является примером нарушения правила использования единой терминологии в нормативных правовых актах, регулирующих однородные общественные отношения. Некоторые специалисты указывают на допущенную законодателем неточность формулировки и считают, что название ст. 251 УК РФ "Загрязнение атмосферы" следует заменить на "Загрязнение атмосферного воздуха". При этом справедливо отмечают, что в названии ст. 251 речь идет об атмосфере, а в диспозиции статьи при описании последствий говорится о загрязнении воздуха <23>. Необходимо также учитывать, что в специальном законодательстве (например, в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха" <24>) установлены правовые основы охраны именно атмосферного воздуха, термин "атмосфера" не используется. В научных комментариях указанной уголовно-правовой нормы понятия "атмосфера" и "атмосферный воздух", как правило, отождествляются <25>.

--------------------------------

<23> См.: Исмаилова П.У. Противодействие загрязнению атмосферы (региональный аспект). М.: СГА, 2009. С. 19.

<24> См.: Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.

<25> См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010.

 

Справедливым представляется мнение Ю.А. Тихомирова, который считает, что "в различных отраслях законодательства одни и те же термины могут обозначать несовпадающие понятия, если правовые нормы, в которых они используются, не перекрещиваются в процессе применения, регулируют различные сферы отношений и не создают помех для юридической практики" <26>. Несмотря на то что компоненты природной среды подлежат правовой охране с помощью средств, присущих различным отраслям права, терминология, обозначающая эти компоненты, должна быть единой, так как речь идет об однородной группе общественных отношений, возникающих в связи с охраной компонентов природной среды. На наш взгляд, использование термина "атмосфера" в уголовном законодательстве с точки зрения юридической техники является необоснованным.

--------------------------------

<26> Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. 2008. N 2.

 

Употребление в нормативных правовых актах терминов, обозначающих оболочки Земли (гидросферу, литосферу, атмосферу, биосферу), осложнено тем, что единого взгляда в науках естественного цикла об определении соответствующих понятий и их элементов не выработано. Это связано с тем, что они являются предметом рассмотрения целого комплекса наук. Например, гидросфера изучается гидрологией, экологией, биологией, географией, метеорологией и другими науками, каждая из которых решает узкие конкретные задачи, что непосредственно отражается на используемых ими терминах и понятиях.

Можно выделить узкий и широкий подходы к определению гидросферы. В первом случае под ней понимают прерывистую водную оболочку земного шара, расположенную на поверхности и в толще земной коры и представляющую совокупность океанов, морей и иных субъектов суши (рек, озер, подземных вод), включая скопления воды в твердой фазе (снежный покров, ледники) <27>. Перечисленные элементы гидросферы в указанном выше определении соответствуют перечню водных объектов, закрепленных в ст. 5 Водного кодекса России. Если учитывать, что отношения по использованию и охране водных объектов в соответствии со ст. 2 названного кодифицированного правового акта регулируются в соответствии с ним, то обоснованно можно сделать вывод о том, что все элементы гидросферы охраняются нормами водного законодательства.

--------------------------------

<27> См.: Чеботарев А.И. Гидрологический словарь. Л., 1964. Цит. по: Федосеев И.А. История изучения основных проблем гидросферы. М.: Наука, 1975. С. 108.

 

Ряд ученых считают правильным более широкое понимание гидросферы. Так, в некоторых научных работах отмечается, что вода в природе существует в трех фазах (жидкой, твердой, газообразной) и если в состав гидросферы включается вода в твердой фазе, то логично включить и воду в газообразном состоянии, т.е. фактически атмосферную влагу <28>. Другие специалисты полагают, что под гидросферой необходимо понимать не только все природные воды Земли, участвующие в глобальном круговороте веществ, в том числе подземные воды в верхней части земной коры, и атмосферную влагу, а также воды живых организмов <29>. При таком определении понятия "гидросфера" обеспечить правовую охрану всех ее компонентов в рамках водного законодательства не представляется возможным.

--------------------------------

<28> См.: Догановский А.М., Малинин В.Н. Гидросфера Земли / под ред. Л.Н. Карлина. СПбГУ, 2004. С. 7.

<29> См.: Гидрология: учебник для вузов / В.Н. Михайлов, А.Д. Добровольский, С.А. Добролюбов. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2007. С. 13.

 

Таким образом, сложность применения естественно-научной терминологии в нормативных правовых актах очевидна. Подобного рода проблемы неоднократно являлись предметом специальных научных исследований <30>. Так, например, О.С. Колбасов в статье, посвященной дискуссионным вопросам определения понятийного аппарата экологического права, оценивая возможность называть ряд отраслей права в соответствии с терминологией естественно-научных дисциплин, справедливо отмечает, что "понятия "водное" и "гидрологическое", кажущиеся близкими по смыслу, в действительности различаются существенно... эта наука [гидрология] не занимается изучением использования и охраны вод. Между тем водное право тяготеет именно к этой стороне дела. Можно сказать, что водное право ближе к водохозяйственному, а не гидрологическому" <31>. Гидрологическое право, предметом которого могли стать общественные отношения, связанные с охраной гидросферы, в отечественной правовой системе так и не появилось, а нормы, связанные как с использованием, так и охраной вод, объединило в себе водное право.

--------------------------------

<30> См., например: Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. N 9. С. 20 - 28; Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 27 - 37; Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2003. N 3. С. 2 - 6.

<31> Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 32.

 

Трудности, связанные с определением терминов и понятий, используемых в сфере правовой охраны окружающей среды, объясняются процессом формирования понятийного аппарата экологического права и проблемой определения его в качестве самостоятельной отрасли. С.А. Боголюбов отмечает, что "сравнительно молодое, признаваемое и развивающееся всего полсотни лет экологическое право подвергается порой сомнениям как самостоятельная отрасль права, законодательства и как учебная дисциплина... Классификация и дифференциация отраслей права должны иметь не столько теоретический, умозрительный, сколько практический характер, отражаться на правилах законотворчества, подборе общей и применении отраслевой терминологии" <32>.

--------------------------------

<32> Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право - интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. N 4. С. 32.

 

Учитывая вышесказанное, представляется нецелесообразным вводить понятие "гидросфера", как и понятия, обозначающие иные оболочки Земли, в нормативные правовые акты, направленные на их охрану. Главным образом из-за того, что невозможно достигнуть цели правовой определенности при закреплении в законодательстве терминов и понятий, имеющих естественно-научное происхождение, в отношении которых среди специалистов не выработано единого мнения.

В то же время необходимо констатировать, что в российском законодательстве предусмотрен механизм охраны элементов гидросферы. Вопросы использования и охраны водных объектов установлены в Водном кодексе Российской Федерации. Правовые основы охраны атмосферного воздуха, в котором также содержится влага, хотя и составляющая лишь 000,1% общих запасов природных вод, но играющая центральную роль в гидрологическом цикле, регулируются Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха". Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, УК РФ предусмотрен механизм ответственности за загрязнение как конкретных водных объектов, так и атмосферного воздуха, которые в естественных науках традиционно рассматриваются как элементы гидросферы.

 

Литература

 

1. Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. Экологическое право - интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. N 4. С. 32.

2. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. N 9. С. 20 - 28.

3. Высторобец Е.А. Глоссарий и комментарий к некоторым терминам и понятиям, используемым в международном природоохранном сотрудничестве: правовые аспекты. М.: Московская инициатива в развитие международного права окружающей среды, 2011.

4. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов. М.: Издательский Дом "Городец", 2008.

5. Догановский А.М., Малинин В.Н. Гидросфера Земли / под ред. Л.Н. Карлина. СпБГУ, 2004. С. 7.

6. Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2003. N 3. С. 2 - 6.

7. Исмаилова П.У. Противодействие загрязнению атмосферы (региональный аспект). М.: СГА, 2009. С. 19.

8. Колбасов О.С. Терминологические блуждания в экологии // Государство и право. 1999. N 10. С. 27 - 37.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2009.

10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010.

11. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д., Добролюбов С.А. Гидрология: учебник для вузов. 2-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2007. С. 13.

12. Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. 2008. N 2.

13. Федосеев И.А. История изучения основных проблем гидросферы. М.: Наука, 1975. С. 108.

14. Чеботарев А.И. Гидрологический словарь. Л., 1964.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.