|
|||
ШКОЛА «САММЕРХИЛ»
Семенова Д.Н., студент, 2 курс Научный руководитель: Леонтьева Л.А., к.пед.н., доцент Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Нижнекамский филиал
ШКОЛА «САММЕРХИЛ» Школа Саммерхилл – частная демократическая школа-интернат в Лондоне, Великобритании. Она была основана в 1921 году Александром Сазерлендом Ниллом. Александр Нилл проработал несколько лет школьным учителем, после чего открыл собственную школу, так как разочаровался в традиционных методах обучения и стремился к абсолютно противоположному. Изначальное местоположение школы было в Германии, однако местные католические общины и власти были недовольны нетрадиционными методами обучения, вследствие чего школа была закрыта. В 1924 году Александр Нилл переезжает в Англию, где на берегу Ла-Манша основывает школу Саммерхилл и начинает обучение с пятью трудными подростками, через пару лет их стало двадцать семь. В 1927 году школа окончательно обосновывается в Лейстоне, где существует, и по сей день. Александр Нилл руководил школой, не сменяясь, вплоть до своей смерти в 1973 году, он также преподавал уроки алгебры, геометрии и металлообработки. С 1973 по 1985 годы руководство школой приняла на себя вторая жена Нилла Эне Вуд Нилл, а с 1985 года по настоящее время директором школы является их дочь Зоя Нилл. Школа Саммерхилл представляет собой демократическое сообщество: в ней нет обязательных уроков, дети могут заниматься тем, что им нравится, даже не ходить на занятия вовсе, кроме того в этой школе отсутствует какая-либо система оценивания. Все члены сообщества – школы Саммерхилл – могут поступать, как они захотят до тех пор, пока их действия не наносят никакого вреда другим лицам, ведь свобода и вседозволенность – это не одно и то же. Александр Нилл стремился создать не просто школу, а самое честное и искреннее место на земле, которое помогало бы детям. В школе Саммерхилл всё построено на принципах самоуправления, поскольку школа живёт по законам, которые пишут сами дети. Все вопросы, касающиеся управления школой, решаются на школьных собраниях, на которых присутствуют все работники и ученики школы, и каждый имеет при этом равный голос. Выше было сказано о том, что школа начиналась с пяти трудных подростков, детей, на которых общество было готово поставить крест. Неожиданно для многих они начинали меняться. Основатель школы считал, что это преобразование происходит благодаря свободе. Они превратились в тех людей, которыми должны были быть от природы. Говоря о принципах школы Самммерхилл, совершенно уверенно можно сказать: в школе Саммерхилл главное – это дети, а не планы и задачи взрослых; самоуправление является ключом к успешной и счастливой жизни; свобода вместо вседозволенности; равенство всех людей в эмоциональном и правовом плане; дисциплина убивает любознательность в детях; игра приоритетнее уроков; и последнее – никаких оценок и экзаменов. Главный принцип Александра Нилла – это отсутствие жёстких педагогических правил, поскольку педагогическое усилие может навредить ребёнку. С самого рождения нас всех к чему-то принуждают, запрещают, говорят как надо или не надо. Впоследствии этого у ребёнка происходит искажение его реальной сущности, его характер ломается. Дети должны расти в условиях «жизнеутверждения», а не «жизнеотрицания» [ 1, с. 98]. Наверняка у многих возникает вопрос о том, почему имея право не ходить на занятия, дети всё равно ходят и учатся. Все люди любопытны и любознательны от природы. Дети учатся потому, что им интересно. Они живут и развиваются, благодаря свободе, которая у них есть. При отсутствии давления со стороны взрослых, дети растут теми, кем они должны быть. Нет необходимости заставлять ребёнка учиться, давить на него нормами, правилами, которые они не готовы понять и принять. В противном случае у ребёнка нарастает состояние внутреннего конфликта, а это чревата нервозам, комплексам и постоянной эмоциональной напряженности. Школа Саммерхилл должна была стать и стала местом, где у детей не появляются комплексы, благодаря абсолютной свободе. Никому из учеников не нужна специальная терапия, потому что в школе, созданной Александром Ниллом, сама атмосфера имеет терапевтическое действие. Каждый ребёнок имеет право совершать свои открытия, и никто не должен ограничивать его в этом. Когда ребёнок делает одно открытие, следом происходит ещё одно, а за ним – следующее. Так возникает уверенность в себе и своих силах. Родители и педагоги могут присутствовать в этот момент с детьми, помогать, если их просят, и делить радость от этих маленьких подвигов. Взрослые не должны вести детей по развитию того пути, который они придумали сами, думая, что они умнее и лучше знают. Педагогика – это совместный поход с ребёнком по пути, который он сам придумал. Главное верить в ребёнка, в то, что он сам понимает и знает, что ему нужно. Так или иначе, каждый из нас рождается с внутренним стремлением к совершенству. Ограничивая свободу детей, мы осложняем их собственный путь, создавая лишние препятствия. После чего вырастают люди, которые боятся свободы, быть собой и делать то, что им нравится.
Список использованной литературы: 1. Александр Нилл. Школа Саммерхилл — воспитание свободой. / Александр Нилл — М.: АСТ, 2014. – 480c.
|
|||
|