Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.



§ 2.8 Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия.

Запоминаем новые слова

Башкорт– это самоназвание башкирского народа

Тюркоязычные племена – это этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках.

Кочевые племена – это люди, которые вели кочевой образ жизни, то есть перемещались с одного места на другое

Формирование этносов, которые принято называть коренными народами Южного Урала, является результатом сложных этнических, хозяйственных и духовных процессов эпохи средневековья.

В конце IX века в Приуралье и на Южный Урал из Приуралья мигрировали кочевые тюркоязычные племена центральноазиатского и южносибирского происхождения. Древние предки башкир до прихода в конце IX века на Урал кочевали на юге Западной Сибири (Алтай) и в Средней Азии и Казахстане (Приуралье), где тесно контактировали с сибирскими тюрками, огузско-печенежскими и кимако-кипчакскими племенами. В результате тесного взаимодействия тюркских, финно-угорских и ираноязычных компонентов на территории Южного Урала формируется тюркоязычный башкирский этнос. С IX по XIII века башкиры занимают территорию Бугульминской возвышенности, бассейнов рек Белой и Дёмы, горную часть Южного Урала и продвигаются в Зауралье и на Средний Урал. Первые упоминая о башкирах мы прослеживаем в трудах Ибн – Фадлана. Итак, после переправы через реку «Канджалу», пишет Ибн-Фадлан: «...мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд». Маршрут путешествия Ибн-Фадлана проходил через юго-западные и западные районы Башкирии и Ибн-Фадлан встречался с башкирами на их территории. Следовательно, при изучении замечательного и бесценного труда Ибн-Фадлана мы должны учитывать все эти факторы. Во времена Ибн-Фадлана башкиры жили в условиях полукочевого образа жизни, занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, а в центральных, западных и северо-западных регионах — земледелием. Это говорит о том, что у них была культура скотоводства, охоты, рыболовства и бортничество. В этих областях был накоплен опыт, которые передавался из поколения в поколение.

Знали башкиры примитивную металлургию, добычу железной, медной руды и золота. Владели кузнечным делом и ювелирным искусством. Металлургия и особенно кузнечное дело так же активно повлияли на уровень развитие людей, на их внутренний мир. Появились специалисты в разных областях, делающих инструменты, приспособления и украшения. И в этой области накапливался опыт людей. Развитие металлургии способствовало возникновению различных видов оружия и снаряжения, что безусловно повлияло на военное искусство башкир. Благодаря близкому знакомству с башкирами, Ибн-Фадлану удалось зафиксировать обычаи, нравы и культы башкир языческого характера. Но среди башкир были люди, принявшие религию ислама, хотя их были единицы. Один башкир, принявший ислам, например, участвовал в экспедиции Ибн-Фадлана в качестве переводчика. Одной из главных целей Ибн-Фадлана была проповедь религии ислама, что вызвало с его стороны особый интерес к языческим культам и обычаям местных племен и народов.

В XIII–XIV веках активно шла консолидация башкирского этноса, благодаря чему во время Золотой Орды башкиры сохранили этническое самосознание. Этническая история башкир эпохи средневековья связана с постоянным включением в состав этого этноса племен тюркского, монгольского и угорского происхождения. Названия многих родоплеменных групп восходят к средневековым этнонимам тюрких (бурзян, кыпсак, табын и др.), монгольских (катай, минг и др.) и угорских (юрматы, энэй и др.) племен и народов. На современной территории Челябинской и Курганской областей сформировалась особая группа – зауральские башкиры, представленная четырьмя основными родоплеменными объединениями: катай (улу-катай, бала-катай, ялан-катай), эйле (айлинцы), табын (табын, кара-табын, барын-табын), сарт-калмак. Зауральских башкир относят к северо-западным башкирам. Формирование этой группы происходило в течение XIII–XVI веков в результате продвижения части башкирских племен из Приуралья и ассимиляции ими кочевников не башкирского происхождения в лесостепном

                 Рис. 1. Ибн- Фадлан

Зауралье и финно-угорского населения лесной зоны современной Челябинской области. Этническая территория башкир в пределах нашей области включала земли западнее реки Урал и севернее реки Уй. В междуречье рек Уй и Миасс проживали табынцы, северо-западнее, в верховьях реки Ай, в горных районах проживали айлинцы, севернее от верховий реки Уфы до среднего течения реки Миасс – катайцы, в междуречье Течи и Миасса – сарт-калмаки.

Западнее реки Урал (современные Абзелиловский и Баймакский районы Башкирии) проживали племена бурзян, тамьян, кипсак и др., традиционно относимые к юго-восточным башкирам. Сложный многокомпонентный этногенез башкир, в котором принимали участие тюрки: огузы (башкорт, бурзян), кипчаки, сибирские тюрки; угры: мадьяры (венгры раннего средневековья) и остяки (манси и ханты); финно-язычные народы Поволжья и Приуралья: удмурты и коми; на раннем этапе, вероятно, ирано-язычные кочевники (саки, савроматы, аланы) отразился и в неоднородности антропологического типа башкир. Преобладают переходные монголоидно-европеоидные типы: субуральский и южно-сибирский, который широко распространен у юго-восточных и северо-восточных башкир. Реже встречается темный европеоидный. Башкирский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайской языковой семьи. Среди северо-восточных и юго-восточных башкир распространен восточный диалект, состоящий из четырех территориальных говоров: синаро-карабольского (сальютского), аргаяшского, айско-миасского и сакмарско-кизильского. Традиционно башкиры вели кочевой образ жизни. В степной части Южного Урала сохранялось меридиональное кочевание. Освоение новых природных зон (горной и лесной) привело к изменениям в системе хозяйства некоторых групп башкир. В горных районах Южного Урала складывается система вертикального кочевания. Традиционные маршруты летних перекочевок от долин к предгорьям и обратно сохранялись у башкир без особых изменений вплоть до начала XX века. В составе стада основное место занимала башкирская порода лошадей (50%), овцы, в меньшей степени крупный рогатый скот, козы, верблюды. Основной тип поселений – йорт. В кочевой период различали: зимние (кышлау), весенние (язгы йорт), летние (йейлеу), осенние (кезге йорт) поселения. Традиционный тип жилища – войлочная юрта (тирме). С образованием постоянных аулов в местах зимовок получили распространение деревянные избы, в степных районах – глинобитные, дерновые и саманные дома.

Подведем итоги

Генезис формирования древних башкир является сложным процессом, они формировались на основе слияния трех компонентов: тюрских, фино-угорских и сармато-аланиских, при определяющей роли тюрского компонента. Изучение исторического процесса формирования башкирского этноса и знание их жизни и деятельности дает нам основание считать, что у древних башкир активно развивалось культура скотоводств, быта, охоты и собирательство. Постепенно появилось культура бортничество. С появлением металлургии и кузнечного дела резко увеличились другие виды деятельности людей, в частности ремесла, ковки, создание украшений и т.д.

Сложные вопросы:

1. Назовите основные племена населявшие Южный Урал?

2. Назовите имя путешественника который нам дает первые сведения о ранних башкирах?

Задания:

1. Перечислить основные занятия древних башкир?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.