Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эссе на тему: «Каковы должны быть пути совершенствования макроэкономического планирования в Российской Федерации»



Эссе на тему: «Каковы должны быть пути совершенствования макроэкономического планирования в Российской Федерации»

 

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

Прогнозирование и планирование являются жизненно важной необходимостью в условиях рынка, то есть неопределенности условий деятельности. Общее целенаправленное воздействие, в том числе на экономические процессы, немыслимо без применения определенной, научно построенной системы прогнозирования и планирования на всех уровнях рыночной экономики. Прогнозирование тесно связано с планированием деятельности, так как план и прогноз - это взаимно дополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Планирование можно определить как специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из функций управления, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверке их выполнения. Противоположностью планирования является импровизация, то есть осуществление действий без предварительной подготовки.

Ключевым инструментом реализации последовательной долгосрочной политики, в которой должны быть сбалансированы краткосрочные задачи, а также среднесрочные и долгосрочные цели стал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Предметом правового регулирования закона являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования. Федеральным законом создана правовая основа построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

В настоящее время индикативное планирование получает все большее признание и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит преимущественно рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей. В качестве макроэкономических индикаторов выступают следующие показатели: валовой внутренний продукт; капиталовложения за счет всех источников финансирования; розничный товарооборот; реальная заработная плата рабочих и служащих; уровень занятости населения в народном хозяйстве и др.

Система стратегического планирования содержит набор управленческих инструментов, которые позволяют:

-развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;

-балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);

-четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;

-обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

-определить оптимальную траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;

-концентрировать разнокачественные (финансовые, организационные, информационные, кадровые) ресурсы для достижения запланированных целей;

-консолидировать усилия всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития

 По моему мнению, планирование должно носить индикативный характер. Разработку экономических прогнозов и планов необходимо осуществлять исходя из анализа экономической конъюнктуры, НТП, внешнего положения, состояния природных ресурсов, демографической ситуации в стране. Для прогнозных исследований необходимо применять новейшие средства электронно-вычислительной техники. Среди средств и путей достижения поставленных целей в программах социально-экономического развития необходимо применять следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренную амортизацию, бюджетное субсидирование, поддержание рискованных инвестиционных проектов, госзаказ. Систему ускоренной амортизации необходимо применять для предприятий, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование необходимо осуществлять для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами. Также правительству необходимо предусмотреть всестороннюю поддержку частных фирм, поощрение развития конкуренции. Конкуренция оказывает влияние на качество продукции, удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, издержки производства и цены.

 

Источники:

  1. А.В Романюк. Конспект лекций 2014 г
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ
  3. Сорокин А.С. Улитина Е.В., 2014


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.