|
|||
Что нужно делать?
Каждый молодой специалист сталкивается с проблемой многообразия форм и методов работы на уроке. Но, зачастую, даже зная о них, не применяет оные на уроках. Связано это с разными причинами: нехватка времени для подготовки, неуверенность в уместности каждого из них в условиях конкретного урока. Сегодня я хотела бы подробно рассказать о кейсе и его практическом применении на моих уроках. Каждый кейс по своей природе представляет полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач. Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Почему мной был выбран именно кейс метод. 1) Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. 2)Они задействуют всех участников группы. 3)Учат ребят работать совместно, выслушивая предложения каждого, анализировать и систематизировать информацию своеобразного мозгового штурма. 4)Позволяют почувствовать себя уверенно (ведь даже самое необычное предположение может стать ключом к кейсу). Высокая эффективность кейс-метода способствует 1) развитию навыков структурирования информации; 2) актуализации и критическому оцениванию накопленного опыта в практике принятия решений; 3) эффективной коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения; 4) разрушению стереотипов и штампов в организации поиска верного решения; Например В 5 классе при изучении произведения И.С. Тургенева "Му-Му" был применен кейс для 4 групп. Первый этап был общий- просмотр мультфильма, затем произошло сопоставление с произведением, чтобы посмотреть, как раскрываются образы в мультфильме, какой они приняли вид. Затем каждой группе задан проблемный вопрос. 1 Что бы сказал Герасим барыне, если бы смог? 2 Барыня "могу ли я быть другой?" 3 Такая жизнь "немые" крестьяне до 1861г. 4 Мы в ответе за тех, кого приручили. Предал ли Герасим свою любимицу. Итогом стало открытое обсуждение развернутых ответов, в котором участвовали все ребята класса. В этом году хочу попробовать работу над этим же произведением в форме суда присяжных над Барыней. Русский язык. На Земле работала научная лингвистическая экспедиция инопланетян. Над территорией, где размещался палаточный лагерь экспедиции, пронесся ураган. Результаты исследований инопланетян, представленные в виде информационных моделей, были повреждены. Учёный из научно-исследовательского центра должен восстановить поврежденные модели. Что нужно делать? 1.Используя устаревшую лексику, воссоздай уничтоженную ураганом лингвистическую модель человека. Слова для справок: перст, длань, десница, чело, выя, уста, очи, вежды, ланита 2. Восстанови модель системы “Музей старинной русской одежды .” Слова для справок: кичка, душегрея, лапти, понёва, завеска, онучи, порты и т.д.
Мною используются два типа кейсов. Практические кейсы ·Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. ·Обучающие кейсы Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
При организация работы с кейсом я организую работу в три этапа 1. Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. 2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения. 3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса. Работа с кейс-заданием на уроке русского языка в пятом классе «Подготовке к изложению «Случай на охоте». На интерактивную доску выводится текст( он же в распечатке на столах каждой группы). Текст читается учителем выразительно, затем оглашается задание: подготовиться к сжатому изложению. Каждая группа получает задание в соответствии со своей направленностью. Это ознакомительный этап, когда ребята получают алгоритм работы и общие знания. Аналитический этап представляют собой работу в группах. 1гр.работает на интерактивной доске (выделяет смысловые части, ключевые слова, составляет план текста) 2 гр. работает над грамматикой ( находит орфограммы, объясняет их и распределяет по группам) 3 гр. работает над синтаксисом текста (объясняет знаки препинания и их отсутствие). После окончания работы каждая группа представляет свою карточку с разборами заданий. На экране план текста и ключевые слова, которые каждая группа записывает в тетради, затем каждая группа на доске графически выделяет орфограммы и знаки препинания. Форму представления ученики определяют сами: таблица орфограмм, схемы предложений и т.д. Затем представители каждой группы пересказывают текст, опираясь на ключевые слова. На 2 уроке происходит запись изложения в тетради. Каждый из учеников заинтересован в детальном изучении труда групп, так как именно от этого зависит успешность его собственной работы. К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: · метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения – Н-р, «Я тебя породил, я тебя и убью» - казнить или все-таки помиловать?» 8 класс «Тарас Бульба») · метод ситуационно-ролевых игр; · метод разбора деловой корреспонденции(полагаю, больше подходит для старших детей); · игровое проектирование; · метод дискуссии. Приведу примеры собственных кейс-заданий. Еще один тип - исследовательский кейс был применён мной на дополнительном занятии по фразеологизмам в 5 классе. Задача ребят состояла в составлении своеобразной словарной статьи на какой-то определенный фразеологизм. Для этого каждый из них выбирал выражение, а затем, используя словарь фразеологизмов, описывал его происхождение, значение, ситуацию употребления. После этого ребята выходили в интернет, находили примеры употребления в художественном произведении, находили подходящие иллюстрации, придумывали истории или сказки вокруг своих крылатых выражений. Подобная работа заинтересовала учеников, так как эта тема является сложной даже для более старших школьников. А творческие задания позволили разнообразить скучную работу над словарной работой. Итак, метод кейс имеет очень широкие образовательные возможности. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы. Учебные результаты — это освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, а также соотнесение теоретических и практических знаний. При этом образовательные результаты — создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации и решения проблем.
|
|||
|