Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экономическое развитие России в ½ ХIХ в.



Экономическое развитие России в ½ ХIХ в.

1. Разложение крепостнической системы. В первой половине XIX в. крепостническая система переживала последнюю стадию кризиса, начавшегося еще в середине XVIII в. Ее очевидное разложение проявилось в:

1) постепенном вовлечении помещичьих и крестьянских хозяйств в сферу товарно-денежных отношений, что нанесло мощный удар по господству натурального хозяйства - основе крепостнической системы. В соответствии с данными Министерства государственных имуществ, в середине XIX в. на внутренний рынок ежегодно поставлялось 45 млн. четвертей зерна, а 5 млн. четвертей вывозилось за рубеж. При этом помещики производили 90% товарного хлеба, крестьяне соответственно 10%.

2) ухудшении экономического положения крупных землевладельцев. Труд крестьян на барщине уже не мог удовлетворить постоянно растущие потребности помещиков. С развитием товарного производства падали закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, что привело к сокращению доходов помещиков и от оброка. Подавляющее большинство владельцев имений не занимались интенсификацией своих хозяйств. В итоге, по данным исследователей, к 1859 г. 66% поместий оказались заложенными. Общая сумма дворянского долга достигла 425 млн. рублей.

3) имущественном расслоении крестьянства и активизации применения наемного труда. Получив в декабре 1801 г. право покупать ненаселенные земли, верхушка деревни стала прикупать у казны или частных владельцев землю к наделам. В 50-х гг. в России насчитывалось 270 тыс. крестьян-землевладельцев, которым принадлежало свыше 1 млн. десятин земли. Среди них были и сравнительно крупные земельные собственники, имевшие по 100-200 десятин. Данные о крестьянах-землевладельцах, однако, занижены, так как официально купить землю мог лишь государственный крестьянин, а крепостной вынужден был покупать ее на имя барина. Наряду с покупкой земли распространилась и ее аренда. Арендаторами выступали как целые деревни, так и отдельные богатые крестьяне. Известны случаи, когда крестьянин арендовал до 5 тыс. десятин. Такие крупные арендаторы становились сельскохозяйственными предпринимателями, поставляя на рынок лен, шерсть, масло, зерно и т.п.

Не имея возможности применять крепостной труд, богатые крестьяне широко нанимали батраков и поденщиков из числа обедневших односельчан, которым не хватало хлеба, полученного со своего надела, до нового урожая. Характерно, что к найму работников прибегали и помещики, причем известны случаи, когда нанимались чужие крепостные. Таким образом, в деревне формировались три основные социальные категории крестьян: зажиточные (кулаки), середняки и бедняки (безлошадные). Большинство составляли середняки. Помещик с одной стороны, а община с другой препятствовали как чрезмерному обогащению крестьян, делавшему их слишком независимыми, так и их окончательному разорению, не позволявшему взимать с них повинности.

2. Развитие промышленности.Несмотря на то, что Россия в первой половине XIX в. являлась аграрной страной, данный период отмечен серьезными позитивными (количественными и качественными) изменениями в развитии промышленности.

Вотчинные мануфактуры постепенно приходили в упадок из-за низкой производительности подневольного труда. Мелкие и средние вотчинные мануфактуры разорялись. Сохранялись за счет дешевизны крепостного труда лишь самые крупные. К 1860 г. в обрабатывающей промышленности на вотчинных мануфактурах было занято лишь 11% рабочих. Разложение коснулось и посессионной мануфактуры. Численность посессионных крестьян постоянно падала. Особенно резко она сократилась в 1840-1850-х гг., когда правительство удовлетворило просьбы владельцев заводов (ходатайство купцов Хлебниковых) о разрешении увольнять посессионных работников.

Одновременно с этим продолжается рост мануфактур, основанных на вольнонаемном труде. Особенно эффективно развивается текстильное производство, сосредоточившее 75% рабочих. Оно быстрее других отраслей перешло на использование свободного труда. Так, например, в хлопчатобумажной промышленности уже к 1825 г. более 90% рабочих были вольнонаемными. По тому же пути, но гораздо медленнее развивались сукноделие, металлообработка (машиностроение), сахарная промышленность.

Наибольшее отставание наблюдалось в развитии стратегически важного горно-металлургического комплекса. С 1820 по 1860 гг. производство чугуна и стали в России выросло в два раза и достигло 18 млн. пудов, а в Великобритании за тот же период оно увеличилось в 24 раза (242 млн. пудов). Именно в горнодобывающей промышленности и металлургии использовались преимущественно старые технологии, а главное — на три четверти эти отрасли базировались на крепостном труде. От разорения предприятие спасало только отсутствие конкуренции и систематические государственные заказы.

К середине XIX в. уже четко определились основные промышленные центры. 70% предприятий горно-металлургического комплекса были расположены на Урале. Обрабатывающая промышленность (текстильная, пищевая, машиностроение) сосредоточилась преимущественно в Центральном, Северо-западном районах и на Украине. При этом Москва и окружающие губернии стали основным центром текстиля, Санкт-Петербург - металлообработки, а Украина - сахарной промышленности.

        Промышленный переворот в России.Промышленный переворот начинается в России в 30-40 гг. ХIХ в. ПП - процесс перехода от ручного труда на мануфактурах к машинному - на фабриках и заводах. Этот качественный скачок завершится только после отмены крепостного права, 1880-90-х гг. (для сравнения: в Англии промышленный переворот завершился в 1820 - 1830-е гг.). В России промышленный переворот тормозился целым комплексом важных обстоятельств: неразвитостью транспортной сети при огромных размерах страны, недостаточностью промышленного кредитования, засильем государства в экономической сфере, отсутствием из-за сохранения крепостного права рынка свободной рабочей силы. Промышленный переворот завершился в России.

       Особенности промышленного переворота в России.Промышленный переворот в России до отмены крепостного права проявляется в основном лишь в технической стороне — переходе к машинному производству, а появление и рост буржуазии и пролетариата происходили преимущественно после отмены крепостного права. Своеобразие формирования пролетариата в 1-ой половине ХIХ в. заключается в том, что наемный рабочий из оброчных крестьян был в двойственном положении. Он сохранял свою крепостную и феодальную зависимость от помещика или государства, но в тоже время вступал в капиталистические отношения (отношения найма).

Процесс перехода от мануфактуры к заводу и фабрике наиболее заметен в тех отраслях, которые активно использовали наемный труд. В 1830 — 1850-х гг. возникает несколько хлопчатобумажных фабрик в Московской губернии (Серпухов, Егорьевск, Иваново, Орехово). Ряд крупных текстильных предприятий был построен в Ярославле, Владимире и Санкт-Петербурге (Невская бумагопрядильня, Сампсоньевская мануфактура). Петербург также стал центром заводского машиностроения. К 1860 г. здесь находилось более 10 крупных предприятий: Александровская мануфактура, заводы Берда, Огарева и др. На средней Волге был построен Сормовский машиностроительный завод. В Москве — завод сельскохозяйственных машин Бутенопов. На Украине купцы Яхненко и Симиренко построили крупный сахарный завод.

Важно заметить, что промышленный переворот имел не только техническую, но и социальную сторону. Именно со второй четверти XIX в. в России начинают формироваться два класса капиталистического общества: буржуазия (владельцы предприятий) и пролетариат (наемные рабочие).

Несмотря на очевидный прогресс, Россия сильно уступала в промышленном развитии передовым европейским странам (Англии и Франции), что особенно ярко проявилось в ходе Крымской войны 1853- 1856 гг.

Развитие сельского хозяйства.Основной отраслью экономики России в первой половине XIX в. оставалось сельское хозяйство. Более 90% людей, производивших материальные ценности, было задействовано в аграрной сфере. При этом производительность крестьянского труда в России была в несколько раз ниже аналогичного показателя развитых европейских стран. Причиной данного положения можно считать не только объективно суровые природно-климатические условия, но и сохранение крепостного права, уменьшавшего экономическую заинтересованность сельскохозяйственного производителя в результатах своего труда.

Сельское хозяйство, как и в предыдущие столетия, развивалось преимущественно экстенсивным способом. Историки подсчитали, что за период 1802 — 1860 гг. посевные площади увеличились на 53%, а сбор урожая вырос только на 42%. Особенно активно осваивались земли юга Украины, Северного Кавказа, Дона, Заволжья.

Повсеместно использовались традиционные орудия труда (соха, плуг) и принципы севооборота (трехполье). Земледельческие машины, новые аграрные технологии и культуры распространялись крайне медленно. К примеру, в середине XIX в. около 95% всей пахотной земли в стране было засеяно традиционными зерновыми культурами (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха).

Однако наблюдались и позитивные сдвиги. Постепенно распространяются посевы сахарной свеклы и картофеля, превращавшиеся из огородных в полевые культуры. Развитие легкой промышленности стимулировало разведение тонкорунных овец (мериносов), шерсть которых использовалось при производстве качественного сукна. В северных районах большие территории занимали технические культуры (лен, конопля). В южных губерниях (Крым, Бесарабия, Кавказ и др.) активно развивались виноградарство и виноделие.

В 1819 г. было учреждено Московское общество сельского хозяйства, занимавшееся пропагандой новых аграрных технологий. В 1832 г. в Москве построен завод братьев Н. и И. Бутенопов по производству с/х машин. С 1843 г. организовывались с/х выставки, рекламировавшие всевозможные усовершенствования и новшества. Активное участие в них принимали казенные крестьяне. Однако в процесс рационализации производства было втянуто не более 5% помещ. хоз-в. Крестьянских хоз-в, вступивших на рельсы интенсификации, было еще меньше.

Среди важных процессов, происходивших в российском аграрном секторе, следует также отметить резкое повышение товарности помещичьего и, отчасти, крестьянского хозяйства. В связи с увеличением населения, ростом городов и развитием промышленности возрастал спрос на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем и внешнем рынке. Кроме того, в данный период окончательно определились районы с преобладанием барщинного (Украина, Поволжье, Черноземье) и оброчного (Нечерноземье) типов ренты.

В среднем по стране урожайность в первой половине XIX в. составляла сам - 3,5, что на 40% и 100% ниже аналогичного показателя тогдашней Франции и Великобритании соответственно.

Торговля.Внутренний товарооборот в России первой половины XIX в. в несколько раз превышал внешний. Основным источником увеличения внутренней торговли стал рост некоторых отраслей отечественной промышленности (в первую очередь текстильной и сахарной), а также повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию.

В крупных городах развивалась постоянная магазинная торговля, увеличивалось число гостиных дворов, лавок, торговых рядов. Все активнее работают биржи (Петербургская, Московская, Варшавская и Одесская). К середине века количество ярмарок достигло 4 тыс. В дополнение к традиционным появился и ряд новых (Кишиневская, Тифлисская, Аккерманская, Тюменская и др.), но самой крупной по товарообороту оставалась Макарьевская (Нижегородская) ярмарка, оборот которой в середине XIX в. доходил до 57 млн. рублей, что сопоставимо с годовым торговым оборотом Москвы. Заслуживают упоминания также Коренная ярмарка (Курск), Контрактовая (Киев), Ирбитская (Сибирь). В ассортименте ярмарок все большее значение приобретает продукция развивающейся российской промышленности, а также сырье. Любопытным явлением стала конкуренция между гильдейским купечеством и торгующими крестьянами, резко обострившаяся в середине XIX в.

Внешняя торговля составляла лишь 20% внутреннего товарооборота, и ее уровень рос медленно. Основными предметами экспорта являлись хлеб, лес, пенька, кожа и лен. Среди вывозимых товаров было только 10% промышленной продукции. В основном она направлялась в страны Азии, отстававшие от России в промышленном развитии, - Иран (Персию), Китай, Турцию. В середине века вывоз промышленных товаров в страны Азии составлял 12% всего экспорта.

Неуклонно увеличивалось значение черноморской торговли. Этим путем осуществлялась большая часть хлебного экспорта. В 1819 г. в Одессе начал действовать режим порто-франко (свободный вывоз отечественных и ввоз иностранных товаров). Благодаря беспошлинной торговле, продолжавшейся до 1859 г., Одесса превратилась в крупнейший экономический центр юга России.

Российский импорт составляли в первую очередь машины, хлопок, шелк-сырец. Главным торговым партнером России в данный период была Великобритания (70% всего внешнего товарооборота).

Транспорт.Гармоничное и быстрое развитие любой страны возможно лишь при соответствующем состоянии ее транспортной системы. Транспортные артерии обеспечивают не только экономическую жизнь, но и военно-стратегическую безопасность государства. Для России с ее огромными расстояниями это особенно важно. Между тем, неудовлетворительное состояние дорог традиционно является одной из двух главных проблем нашей страны. 

В первой половине XIX в. основными видами транспорта в России оставались гужевой (конный) и водный (речной). Гужевой транспорт особенно активно использовался в зимнее время, так как замерзали реки и устанавливался санный путь. Для облегчения передвижения строились шоссейные дороги (Москва - Петербург - Варшава - Москва, Москва - Ярославль, Москва - Нижний Новгород).

Главной водной артерией являлась Волга. Большое транспортное значение имели также Москва-река, Ока, Днепр, Дон, Северная и Западная Двина, Неман и др. В дополнение к существующим каналам строились новые (Мариинский, Тихвинский, Днепро-Бугскиий и др.). На реках и каналах использовались различные типы судов. В середине XIX в. в России насчитывалось более 300 пароходов разного класса. Однако самым распространенным речным транспортным средством оставались баржи. На них трудились ватаги бурлаков, артели грузчиков, коноводов и т.д. Гужевой и речной транспорт не могли удовлетворить возрастающие экономические и государственные потребности.

   Железные дороги.В 1837 г. в России была построена первая железная дорога, связавшая Петербург и Царское Село (25 верст). С середины XIX в. начинается массовое железнодорожное строительство. В 1851 г. открыто сообщение между Петербургом и Москвой. Эта дорога сооружалась в течение 8 лет. В 1859 г. началась эксплуатация железной дороги Петербург — Варшава. В это же время строились пути от Москвы к Нижнему Новгороду, Ярославлю и другим городам. Всего к 1861 г. железнодорожная сеть России составляла примерно 1500 верст. Для сравнения: в Великобритании в это же время было уже 15 тыс. верст железных дорог.

С большими трудностями строились в России первые железные дороги. Еще в 20-х годах вопрос о введении железнодорожного сообщения горячо обсуждался в печати и правительственных кругах. После долгих колебаний правительство решило построить первую опытную железную дорогу, соединяющую столицу с Царским селом и Павловском. Дорога была открыта к концу 1837 г. и сразу приобрела популярность у столичных жителей. В газетах печатались восторженные отзывы о паровозах, которые «ходили при 18 градусах мороза, в бурю, дождь и ужасную метель, и кроме пассажиров перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой дровяной лес и разные экипажи». Это убедило в коммерческой выгодности нового вида транспорта.

Инженер А. Сафонов предложил проект создания трех железнодорожных магистралей: Петербург - Саратов через Москву и Тамбов, Москва - Одесса через Курск и Кременчуг, Курск - Рига через Смоленск. Доказывая целесообразность своего проекта, Сафонов писал: первые железные дороги в России должны заключать в себе три важные услуги: сближение столиц с внутренними людными и промышленными областями; сокращение путей и дешевизну извоза на доставку из внутренних губерний, как в сто- лицу, так и к портам товаров, наконец, открытие сбыта таких продуктов, которые теперь по дороговизне извоза не имеют никакой ценности и гиб- нут на месте произведения, в ущерб государственного хозяйства

Однако против постройки железных дорог выступили министр финансов Канкрин и главный управляющий путями сообщения граф Толь. Тот и другой доказывали, что в России строительство железных дорог «скорее зло, нежели благодеяние». Зло, прежде всего, политическое, поскольку они стимулируют «непоседливость болезнь нашего времени», они сделают «еще более подвижным и без того недовольное оседлое население». Толь, ссылаясь на французского экономиста Шевалье приходил даже к Выводу о том, что железные дороги не что иное, как прямой путь к революции. «Перевозка пассажиров по железной дороге; — цитирует он Шевалье, — есть самое демократическое учреждение, какое только можно придумать для преобразования государства».

Но царь, ко всеобщему удивлению, в начале 1842 года приказал строить железную дорогу между Москвой и Петербургом. Он полагал, что подвижность населения в случае надобности можно пресечь, а подвижность вер- ной правительству гвардии при угрозе народного возмущения возрастете настолько, что, по его словам, «через железную дорогу Петербург будет в Москве, а Москва в Петербурге». Проект дороги был разработан выдающимися русскими инженерами П. П. Мельниковым и Н. О. Крафтом. Ее строительство, продолжавшееся до 1851 года в сложных условиях привлекло всеобщее внимание. Поражала не только грандиозность работ. На постройку дороги были согнаны сотни тысяч крепостных крестьян. Взяточничество и произвол подрядчиков и чиновников, ужасающие условия труда рабочих вновь с особой остротой ставили вопрос о крепостнических порядках по всей стране. Даже верноподданнически настроенный современник М. А. Корф, писал в своих воспоминаниях, что «на те суммы, которых стоила николаевская дорога, было бы возможно довести ее не до Москвы, а до Черного и Азовского морей».

Финансы. Реформа денежной системы.Главными статьями государственного дохода в первой половине XIX в. являлись подушная подать и питейные сборы, а основные расходы казны шли на оборону (в середине века около 0,5 бюджета).

В начале XIX в. бумажный рубль серьезно обесценился. После наполеоновских войн и вынужденного участия России в «континентальной блокаде» Англии 1 рубль ассигнациями стоил в среднем 19 копеек серебром. Бумажный рубль имел разную цену в различных регионах страны, его курс колебался также в зависимости от времени года.

В правление Александра I (1801 – 1825 гг.) министр финансов Д.А. Гурьев наметил реформу денежной системы. Было запрещено хождение в стране иностранной разменной монеты, подать собиралась в реальных ценах, увеличились таможенные тарифы, но все это не принесло значительных результатов.

Только в 1839 - 1843 гг. министру финансов Николая I (1825 – 1855 гг.) генералу Е.Ф. Канкрину удалось стабилизировать ситуацию. Суть реформы: были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). С 1839 г. главной платежной единицей стал серебряный рубль. Все типы ассигнаций изымались из обращения и обменивались на серебро в пропорции 3,5 к 1. В июле 1841 г. начался выпуск кредитных билетов, имеющих серебряное обеспечение, гарантированное государством. «Кредитки» обменивались на серебро в соотношении 1 к 1. Изъятие ассигнаций из обращения продолжалось до 1853 г. Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться.

В результате реформы Е.Ф. Канкрина был установлен единый тип бумажной валюты, стабилизировалось денежное обращение, укрепился государственный кредит, что способствовало экономическому развитию страны, которое, впрочем, будет подорвано Крымской войной 1853 - 1856 гг. function SubmitForm(aform,pgname) { aform.action=pgname; aform.submit(); } function GetPageName(pgname,extparams){ if (pgname=='') pgname=''; if (extparams=='') pgname=pgname+""; else pgname=pgname+""+"?"+extparams; return (pgname);} function ShowPage(pgname,extparams,wndname,wndparam){ if (wndname=='') { location.href=GetPageName(pgname,extparams); } else {if (wndparam=='') wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname); else wnd=window.open(GetPageName(pgname,extparams),wndname,wndparam); wnd.focus();} }



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.