Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие 4



РРК

ДОП.

Практическое занятие 4

1. Прокомментируйте выделенные выражения с позиций русской речевой культуры.

· У нас так принято: становишься депутатом и наобещаешь всего с много коробов (Радио «Петербург»).

· Этот пример тоже льет воду на мои весы (устная речь).

· Исправьте выделенные выражения, зафиксированные в средствах массовой информации. Объясните причины речевой неточности: Из этой ситуации я делаю вывод, что кто-то подкладывает В.В.Путину медвежью услугу (С.Степашин).

· Может ли депутат Государственной Думы хоть что-то с этим сделать? Мне кажется, что у доброй половины этих самых депутатов у самих — харя в пуху... («Невский обозреватель». Письмо читателя).

· У «Правого дела» в Иркутске объявились враги: они уже во второй раз обливают грязью лидеров СПС на широкоформатных рекламных щитах («Дайджест избирателя»).

· И еще у меня возник вопрос, который меня как шоком ошпарил (НТВ. «Глас народа»).

· Природа постановила, чтобы человек в известный период своей жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (А.П. Чехов);

· Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (А.П. Чехов. Письмо А.Н. Плетневу);

· Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия – пресволочнейшая штуковина: Существует и ни в зуб ногой (В.В. Маяковский. Юбилейное);

· Ракеты, как говорится, дышат на ладан. Допустимый по техническим нормам срок их хранения истек. В любой момент снаряды могут взорваться и привести к потрясающей по своим последствиям катастрофе (В. Тарасов. Совершается преступление).

· «Мне лично на эти кассеты до лампочки», — сказал он. «Что значит до лампочки? – строго сказал Лагунов. – Выбирайте выражения» (Д. Гранин. Иду на грозу).

· И все ты форсишь, и все ты политикой занимаешься… Картины нужно хорошие писать, а твои махинации лыком шиты (А.Н. Толстой. Егор Абазов);

· Зря тратили порох, молодой человек. Рассказ напечатать нельзя. За одного исправника нам пропишут кузькину мать (К. Паустовский. Золотая роза);

· … муженек наш ясный, Илья Антоныч, обо всем как есть с тобой обговорит и деньги платить будет хоть по гроб доски (К. Федин. Костер).

 2. Определите, падает ли в следующих словах ударение на основу слова или на окончание.

а) аэропорты, банты, блюда, воры, гербы, кишки, клешни, ломти, мозги, пиалы, сваты, сироты, средства, ступни, торги, торты, шарфы, шприцы;

б) ведомостей, выборов, воров, гербов, госпиталей, договоров, должностей, кранов, областей, местностей, прибылей, степеней, тортов, шарфов, шприцев, яслей.

 3. Образуйте форму творительного падежа единственного и множественного числа следующих существительных и поставьте правильно ударение.

Bолк, волна, вор, голубь, директор, кран, крюк, лишай, ломоть, медведь, мелочь, свинья, сирота, скатерть, склад, cтопа, торт, холуй, церковь, шарф, шкаф, шрифт.

4. Поставьте правильно ударение в наречиях.

Втридешева, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, назло, надолго, наискось, наотмашь, отчасти, памятуя, поедом, щегольски, щекотно.

5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных существительных.

а) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы, лыжи, макароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

г) амперы, ватты, гектары, граммы;

д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,

e) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

ж) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца.

 6. Разделите слова на 4 группы: 1) имеющие в родительном падеже множественного числа окончание -ОВ; 2) имеющие в этой форме окончание -ЕЙ; 3) имеющие нулевое окончание; 4) не имеющие формы родительного падежа множественнного числа.

Aфиша, банан, башка, башкир, блюдце, бредни, брюзга, будни, бурят, ведьма, грабли, гусар, дядя, кастрюля, каторга, килограмм, консервы, кочерга, макароны, мечта, носок, оладья, пальтецо, патиссон, пельмень, платье, платьице, помидор, простыня, ремесло, ретген, серьга, сходни, тамада, тапка, тахта, туфля, ханжа.

 7. Образуйте краткие формы имен прилагательных (все возможные варианты). Поставьте ударение.

Безукоризненный, бессмысленный, голый, длинный, добрый, древний, искренний, мужественный, острый, полный, сильный, таинственный, теплый, хитрый, хриплый, щуплый.

8. Образуйте сравнительную степень имен прилагательных. Прокомментируйте те случаи, когда сделать это невозможно. Ветхий, громкий, деловой, дешевый, емкий, жестокий, звонкий, зябкий, крепкий, младший, передовой, плоский, тонкий, топкий, соленый, старый, узкий, хороший.

9. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. Эверест - самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина - самое глубочайшее место. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.