Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Христианство



 

ЧАСТЬ 1. Искусство Древнего Египта

 

1. Жрец Па-ди-иста жил примерно в 10 веке до нашей эры и был похоронен в соответствии с обрядами того времени – его тело было мумифицировано. Его погребальный комплекс включал три антропоморфных деревянных саркофага. Внутренний саркофаг выставлен в витрине справа, средний и внешней – в торцовой витрине в начале зала. По форме саркофаги близки к запеленатой мумии; хорошо различимы парик на голове, искусственная бородка, лицо с открытыми глазами.

2. Все поверхности заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами - стандартной жертвенной формулой и фрагментами из глав Книги мертвых. В несколько более ранних погребениях мумия могла закрываться чехлом - картонажем - или же на нее сверху клалась мумийная доска, обычно очень тщательно оформленная. Здесь же – алебастровые канопы для хранения мумифицированных внутренностей с крышками в виде голов сыновей бога Хора.

3. Деревянный ящик с изображением шакала, священного животного бога-бальзамировщика Анубиса – хранилище для ушебти.
Анубис (или Инпу) — в египетской мифологии это бог загробной жизни, мумификации (бальзамирования), а также покровитель потерянных и беспомощных душ (например, сирот).

Слово "Анубис" — это греческая форма его египетского имени Инпу (или Анпу), что означает "разложение" (указывает на его связь со смертью).

 

ЧАСТЬ 2. Искусство Древней Греции

 

1. Экспонатом, связанным с медициной в зале эллинизма, является скульптура Гигиеи.

Богиня Гигиея – в греческой мифологии богиня здоровья, одна из дочерей Асклепия, который также покровительствовал медицине. Образ самой богини и её символы – змея и чаша – по-прежнему играют большую роль и в современном мире. Именно от её имени дисциплина гигиена получила своё название.
Место создания: Древний Рим

Время создания: I в.

2. Экспонатом, связанным с медициной в зале 113.1 является статуя Асклепия.
Бог Асклепий – в Древней Греции покровитель медицины. Рождённый от Аполлона, он стал не только великим врачевателем, но даже научился воскрешать мёртвых. Дети Асклепия – это целая плеяда богов здоровья, различных сторон медицины. Но именно Асклепий среди подобных божеств Греции вышел на первое место. Он сам – сын Аполлона, бога света, жизни, иселения. Его главный атрибут, посох Асклепия с обвившейся змеёй, стал позже известным символом медицины. Асклепий у римлян носил имя Эскулап.
Страна создания: Древний Рим

Дата создания: 1-2 вв

3. Жертвенным животным Асклепия был петух. Именно его приносили в жертву исцелённые в благодарность за выздоровление. Также существует предположение, что «петух для Асклепия» представлял собой обозначение гонорара врачу.
Все три эти экспоната объединяет змея, которая является символом медицины, исцеления, мудрости.

Змея в мифологии многих народов является символом плодородия, земли, воды, дождя с одной стороны, а также домашнего очага и небесного огня — с другой.

ЧАСТЬ 3. Итальянское искусство эпохи Возрождения

 

1. «Святой Себастьян» - одно из лучших произведений живописца. Тициановский Себастьян - гордый христианский мученик, который, по легенде, был расстрелян из лука по приказу императора Диоклетиана за отказ поклониться языческим идолам. Мощное тело Себастьяна - воплощение силы и непокорности, его взгляд выражает не физическую муку, а гордый вызов мучителям. Тициан добивался неповторимого эффекта мерцающего цвета не только с помощью цветовой палитры, но и используя фактуру красок, рельефность мазков. По свидетельству современников, Тициан в поздние годы писал не только кистью, но и пальцами рук, лепил, создавая из сочетания света, тени и тональных переходов то живое впечатление от картин, которое так восхищало зрителей.

В картине «Святой Себастьян» художником изображен подлинно ренессансный титан по силе и величию характера, но он скован и одинок. Гаснут последние отблески света, ночь спускается на землю. Мрачные тяжелые тучи бегут по смятенному небу. Вся природа, весь огромный мир полны стихийно грозного движения. Пейзаж раннего Тициана, послушно созвучный душевному строю его героев, приобретает ныне жизнь самостоятельную и притом враждебную человеку. Человек для Тициана – высшая ценность. Поэтому, хотя и видя трагическую обреченность своего героя, он не может примириться с этой обреченностью, и, полный трагической патетики и мужественной скорби, образ Себастьяна вызывает чувство гневного протеста против враждебных ему сил. Нравственный мир позднего Тициана, его скорбная и мужественная мудрость, стоическая верность своим идеалам прекрасно воплощены в его проникновенных работах того времени.

2. Художник: Леонардо да Винчи

Название картины: «Мадонна Литта»

Картина написана: 1490—1491 г.

Холст, темпера.

Размер: 42 × 33 см
Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. В проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж, как бы напоминая о гармонии всего мироздания. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. При этом он не является бесстрастным. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, расположенных симметрично сзади, а откуда-то спереди и слева, мягко моделируя лица и тела.

Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Младенец, переполняемый здоровой жизненной энергией, вертится у неё на руках, перебирая ножками. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная

выразительность.

ЧАСТЬ 4. Голландское искусство XVII в.

 

1. Автор: Стен, Ян. 1625 или 1626-1679
Название: Больная и врач
Место создания: Голландия
Время создания: около 1660 г.
Картина голландского живописца Яна Стена «Больная и врач». Эта работа художника приобретена императорским музеем по распоряжению Екатерины II из парижского собрания барона Л. А Кроза де Тьера в 1772 году.
«Больная и врач» — это один из излюбленных сюжетов голландских жанристов. Яркие цвета в костюме героини сообщают картине жизнерадостный тон, да и сама молодая дама, пышнотелая, с румянцем во всю щеку, мало похожа на больную. Она только что оправилась от небольшого обморока, возможно, поддельного. В чувство её привели испытанным народным средством — запахом сжигаемого шерстяного шнура. Его полуобгоревший конец еще торчит из стоящей на полу грелки. Из-за полога выглядывает ухмыляющийся парнишка, старая сплетница-служанка нашептывает что-то на ухо доктору, и тот явно больше заинтересован её рассказом, чем состоянием пациентки. Потухшая свеча, очевидно, намекает на потухшие чувства возлюбленного, по которому тоскует девушка. Блестяще передана фактура ткани и пушистого меха. На столике рядом с женщиной из разных предметов сам собой складывается изысканный натюрморт: прозрачный графинчик на оловянной тарелке, фаянсовая чашечка на фиолетовой бархатной скатерти, серебряная ложка, пергаментный и сафьяновый переплеты книг.

2. Название: Деревенский шарлатан (Извлечение камня глупости)
Автор: Браувер Адриан
Страна: Фландрия
Дата создания: 1620-е гг.
В этой картине больного лечит шарлатан прямо на улице. Под дружный смех окружающих лекарь-шарлатан лечит голову больного, которому явно не до смеха, хотя он изо всех сил показывает вид, что ему тоже смешно. Улыбается и сам лекарь. как бы разделяя мнение окружающих о своих способностях.

Художник здесь все-таки скорее веселится вместе с окружающими, чем огорчается в данной ситуации. Абсурдность происходящего подчеркивает дополнительная сцена за спиной шарлатана, где из 2-го этажа мужчина льет воду из кувшина. которую пытается поймать руками другой мужчина снизу.

Больного лечат от глупости. “Врач” лишь надрезал бровь “пациента”, в то же время доставая окровавленный камушек, спрятанный между пальцев, который демонстрировал публике. В эрмитажной картине Браувера два таких блестящих камушка, якобы извлеченные шарлатаном из голов его пациентов, лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади “врача”. Один – с повязкой на лбу – сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует.

 

3. Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Страна: Голландия
Дата создания: около 1668 г.
«Возвращение блудного сына». Старый отец вновь обрёл покой. Его младший сын вернулся. Он не колеблясь прощает ему растраченное наследство. Никаких упреков. Только милосердие. Всепрощающая отцовская любовь. Сын же дошёл до крайней степени отчаяния. Нищий и оборванный, он забыл о гордости. Он упал на колени. Почувствовав невероятное облегчение, потому что его приняли. На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой, «и когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его», а его старший праведный брат, остававшийся с отцом, «осердился и не хотел войти». Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему.

 

ЧАСТЬ 5. Буддийское искусство

 

1. Создано: Китай, Тангутское государство Си Ся, Хара-Хото
Конец XII - XIII вв.
В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу.

 

 

ЧАСТЬ 6. Экспонаты на выбор

 

1. Жан-Батист Симеон Шарден «Молитва перед обедом» 1744г .

Мать, стоящая в профиль перед столом, подает детям обед, она полностью поглощена вниманием дочери. Девочка сидит прямо на кресле и произносит благословение со сложенными руками, ее взгляд обращен к матери. Старшая сестра, сидящая за столом, наблюдает за маленькой девочкой.

Обстановка в замкнутом пространстве, внимание сосредоточено на сцене.
Объекты, бубен, кухонная утварь, кресла, стол – молчаливые свидетели, которые в собранной тишине образуют с героями интимную вселенную с фиксированными жестами.

Композиция сосредоточена на столе, вокруг которого собраны персонажи. Фон монохромный и полосатый. Свет, как прямой, так и рассеянный, выделяет разные плоскости картины в мягких и тонких тонах. Свет излучается от скатерти к персонажам. Игры теней выделяют сцену: тень руки, тень вилки, тень стены.

Искусство Шардена относится к христианской традиции, молитве перед едой.

2. Буддизм
1) С какой «ветвью» буддизма связана, в основном, экспозиция музея?
Большая часть экспозиции музея связана с ветвью тибето-монгольского буддизма.
2)Какие народы и с какого времени исповедуют буддизм в пределах Российской федерации?

В России есть три народа, исповедующие буддизм:

· Буряты (в 17 в)

· Калмыки (в 16 в)

· Тувинцы (в 16 в)

3) Какие буддийские изображения можно увидеть внутри Санкт-Петербургского дацана?

На Приморском проспекте можно увидеть один из самых необычных соборов и храмов Санкт-Петербурга – монастырь Гунзэчойнэй. Культовая постройка относится к крупнейшей общине буддистов России, члены которой исповедуют буддизм школы гелугпа. До недавнего времени питерский дацан был самым северным буддийским храмом в мире. Слово "дацан" означает " монастырская школа и пришло к нам из Тибета. " Гунзэчойнэй" переводится , как " Источник Святого Учения Всестрадающего Владыки-Отшельника".

В дацане можно увидеть витражи, созданные по эскизам Рериха и изображения из священного писания, а также статую Будды.

Христианство

1) Какова была роль апостола Павла в становлении христианства?

В первую очередь Павел сделал христианство приемлемым для многих верующих разных народов, им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан.

Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа, подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии, опроверг иудеохристианство. Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении: отрывки из них читаются при совершении Божественной литургии и некоторых других богослужений, а также на различных требах.

2)В какую эпоху христианства была создана основная часть экспонатов музея?

Основная часть экспонатов музея была создана в эпоху государственного христианства или в Константиновскую эпоху.

3) Перечислите основные расколы в истории христианской церкви. Когда они имели место и какие христианские деноминации возникли благодаря им?

· В 5 веке отделяются древневосточные церкви

· В 11 веке разделение на Западную и Восточную церкви (на православных и католиков)

· В 16 веке из католической церкви отделяются масса протестантских церквей

Ислам

1) Какой из «столпов веры» ислама имеет чисто религиозный характер? Его формулировка.

Столопы исла́ма — основные предписания шариата, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман. Всего их пять: шахада, намаз, ураза, закят и хадж.

Религиозный характер имеет первый столп - «исповедание формулы веры». В него входит:

Признание единобожия и Признание пророческой миссии Мухамеда.

2) Какая древняя мусульманская рукопись хранится в музее?

В музее хранится Османов список.

3) Какие виды изобразительного искусства преимущественно используются в исламе? Существует ли жесткий запрет на создание изображений?

И все-таки, главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман – каллиграфияи орнамент (арабеска) – искусство изображения слова и искусство изображения символа, соответственно. Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетенное в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплетах рукописей, сопровождает мусульманина всю жизнь.

Мусульмане верят, что выведенное калямом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум. Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов.

Архитекторы ислама прекрасно знали и применяли пространственную геометрию. Помимо точнейшего математического расчета каждое произведение искусства исламского мира отличает тонкий, изысканный вкус.

· Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

· Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.

· Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют “звериным” стилем).

· Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.