Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОСНЫ. В.Маяковский



ИЮЛЬ

 

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

 

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

 

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

 

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

 

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

 

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

 

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

 

(Б.Л. Пастернак, 1956)

Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовойи т. п.)?

Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэто  в предпоследней строфе данного стихотворения.
  1) Анафора
  2) Гипербола
  3) Неологизм
  4) Звукопись
  5) Просторечие

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).

Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

 

СОСНЫ

 

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

 

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся и снова

Меняем позы и места.

 

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

 

С намеренным однообразьем,

Как мазь, густая синева

Ложится зайчиками наземь

И пачкает нам рукава.

 

Мы делим отдых краснолесья,

Под копошенье мураша

Сосновою снотворной смесью

Лимона с ладаном дыша.

 

И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем

Из-под заломленных голов,

 

И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне.

 

Там волны выше этих веток

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.

 

А вечерами за буксиром

На пробках тянется заря

И отливает рыбьим жиром

И мглистой дымкой янтаря.

 

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И чёрной магией воды.

 

А волны всё шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Неразличимой вдалеке.

(Б.Л. Пастернак, 1941)

 

 

В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?

«Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?

Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.
  1) анафора Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?
  2) ирония
  3) инверсия
  4) эпитет
  5) гипербола

Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы? Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

 

Любить иных - тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это - не большая хитрость.

(Б.Л. Пастернак, 1931)

К какому роду литературы относится это произведение?

Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышеншорох снов / Ишелестновостей и истин»?

Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов - основ; истин - бескорыстен и т.п.)?


Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.

  1) инверсия
  2) метафора
  3) анафора
  4) сравнение
  5) гротеск

Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).

Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?

Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б.Л. Пастернака?

 

Февраль. Достать чepнил и плaкaть
Писaть o фeвpaлeнaвзpыд,
Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoючepнoюгopит.

Дoстaтьпpoлeтку. Зaшeстьгpивeн,
ЧpeзБлaгoвeст, чpeз клик кoлeс,
Пepeнeстисьтудa, гдeливeнь
Eщeшумнeйчepнил и слeз.

Гдe, кaкoбуглeнныeгpуши,
С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся в лужи и oбpушaт
Суxуюгpустьнaднooчeй.

Пoднeйпpoтaлинычepнeют,
И вeтepкpикaмиизpыт,
И чeмслучaйнeй, тeмвepнee
Слaгaютсястиxинaвзpыд.

 

Б.Л. Пастернак, 1912 г.

 

Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?

Каким термином называют в литературоведении художественный прием преувеличения, использованный Б.Л. Пастернаком в этом стихотворении«С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся…»?

Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»

 

ПРО ЭТИ СТИХИ

 

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Зимой открою потолку

И дам читать сырым углам.

 

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

 

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

 

Галчонком глянет Рождество,

И разгулявшийся денёк

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомёк.

 

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

 

Кто тропку к двери проторил,

К дыре, засыпанной крупой,

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

 

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака?

Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?

Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).

Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения близки стихотворению Б. Л. Пастернака?

 

Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

В.Маяковский

 

ОБЛАКО В ШТАНАХ (фрагмент)

 

Славьте меня!

Я великим не чета.

Я над всем, что сделано,

ставлю «nihil»1.

 

Никогда

ничего не хочу читать.

Книги?

Что книги!

 

Я раньше думал –

книги делаются так:

пришёл поэт,

легко разжал уста,

и сразу запел вдохновенный простак –

пожалуйста!

А оказывается –

прежде чем начнёт петься,

долго ходят, размозолев от брожения,

и тихо барахтается в тине сердца

глупая вобла воображения.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьёв какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

 

Городов вавилонские башни,

возгордясь, возносим снова,

а Бог

города на пашни

рушит,

мешая слово.

 

Улица мУку молча пёрла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застрявшие поперёк горла,

пухлые taxi2 и костлявые пролётки.

Грудь испешеходили.

 

Чахотки площе.

Город дорогу мраком запер.

 

И когда –

всё-таки! –

выхаркнула давку на площадь,

спихнув наступившую на горло паперть,

думалось:

в хóрахархангелова хорала

Бог, ограбленный, идёт карать!

 

А улица присела и заорала:

«Идёмте жрать!»

(В.В. Маяковский, 1914–1915)

____________________

1 Ничто (лат.).

2 Такси (фр.).

В этом фрагменте неоднократно использовано средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, например «тихо барахтается в тине сердца // глупая вобла воображения». Как оно называется?

Как называется созвучие концов стихотворных строк (пиликая – безъязыкая; варево – разговаривать и т. п.)?

Какой вид звукописи является средством создания художественного образа в этой строке: «в хóрах архангелова хорала»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в восьми первых строчках данного фрагмента.
  1) анафора
  2) риторические вопросы и восклицания
  3) гипербола
  4) инверсия
  5) сравнение

 

Укажите жанр, к которому относится «Облако в штанах» В.В. Маяковского.

Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в штанах»?

 

Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

 

Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского?

 

 

«ОБЛАКО В ШТАНАХ» (отрывок)

Это было,

было в Одессе.

«Приду в четыре», - сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

 

Вот и вечер

в ночную жуть

ушёл от окон,

хмурый,

декабрый.

В дряхлую спину хохочут и ржут

канделябры.

Меня сейчас узнать не могли бы:

жилистая громадина

стонет,

корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

Ведь для себя не важно

и то, что бронзовый,

и то, что сердце - холодной железкою.

Ночью хочется звон свой

спрятать в мягкое,

в женское.

И вот,

громадный,

горблюсь в окне,

плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая - большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

должно быть, маленький,

смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

Ещё и ещё,

уткнувшись дождю

лицом в его лицо рябое,

жду,

обрызганный громом городского прибоя.

(В.В. Маяковский, 1914 - 1915)

Как называется авангардистское течение в поэзии, ярким представителем которого явился В.В. Маяковский?

В своем произведении В.В. Маяковский использует созданные им новые слова: «декабрый», «любёночек». Назовите термин, которым обозначают такие слова.

Какой художественный приём, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор: «плавлю лбом стекло», «обрызганный громом городского прибоя»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в заключительной части фрагмента - от слов «И вот, громадный…» до слов «…громом городского прибоя».

 
  1) сравнение
  2) антитеза
  3) инверсия
  4) анафора
  5) эпитет

Как называется приём одушевления предмета, использованный поэтом в строках «хохочут и ржут канделябры»?

Каково эмоциональное состояние лирического героя, ожидающего прихода возлюбленной, и как оно его характеризует?

В произведениях каких русских поэтов раскрывается тема неразделённой любви и в чём эти произведения близки поэме В.В. Маяковского?

 

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, надоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.

(В.В. Маяковский)

Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков, использованный поэтом в стихотворении: «Через час отсюда в чистый переулок/ вытечет по человеку…»?

 

К какому художественному приёму, предполагающему преувеличение размеров, количества, значения явлений, прибегает в стихотворении В. Маяковский, называя толпу «стоглавой вошью»?

Укажите тип композиции, характеризующийся возвращением поэта к исходному образу: «я – бесценных слов мот и транжир».

Как называется прием единоначатия, использованный поэтом во второй строфе стихотворения?

В чём проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества В. Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?

 

 

ПОСЛУШАЙТЕ

 

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плево́чки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется –

не перенесет эту беззвёздную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(В.В. Маяковский, 1914)

 

Поэт соотносит людскую массу, равнодушную к звездам, с тем, кто называет их «жемчужиной».

Как называется использованный автором приём противопоставления предметов и явлений?

 

К какому авангардистскому течению в поэзии начала XX века относится раннее творчество В.В. Маяковского?

 

Стихотворение открывается и заканчивается одним и тем же обращением. Как называется подобный тип композиции?

 

К кому и почему обращается поэт в своём стихотворении?

 

Назовите тематическую разновидность лирики, к которой принадлежит стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» и которая обращена к «вечным» вопросам бытия.

 

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в любом порядке).

 

  1) риторический вопрос
  2) Анафора
  3) Сравнение
  4) метонимия
  5) Эпитет

 

В каких произведениях русских поэтов герои обращаются к звездам и в чём эти произведения созвучны стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте»?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.