В. Харламов. Три века гностицизма
В. Харламов
Три века гностицизма
Введение Попытки примирения христианства с языческими взглядами совершались постоянно со времен первоапостольской проповеди, что явилось причиной возникновения различных синкретических учений, наиболеезначительным из которых по праву считается гностицизм. Христианская церковь противостояла и боролась с гностицизмом с самого его зарождения в течение первых трех веков, но окончательно это религиозно-философское движение не исчезало никогда и давало о себе знать в различных еретических учениях, как в рамках христианства, так и вне его. В чем же состоит секрет живучести гностических идей?Однозначно ответить на этот вопрос сложно. По-видимому, одна из основных причин состоит в том, что гностицизм в многообразии своих проявлений является весьма гибкоймировоззренческой системой, не заключенной в строгие догматические рамки. Мы не найдем никакого общего источника, определяющего основные постулаты этого учения. Гностическое учение обычно сохранялось в легендах и передавалось в устной традиции, что придавало учению особую гибкость и обеспечивало его живучесть. Содержание легенд могло изменяться в соответствии с изменением культурных стереотипов. В.Налимов указывает на древний гностический принцип, суть которого сводиться к тому, чтобы, проникнувшись духом гностического мировоззрения, "суметь создать свой текст, отвечающий смыслу и требованиям сегодняшнего дня... Рассказчик мог изменять текст в соответствии с запросами культуры. Это не значит, что изменялся дух учения - изменялось его звучание" [7, с.200]. Но в чем конкретно заключается этот дух учения, или что является сущностью гностицизма, - отчетливо ответить на этот вопрос не представляется возможным. Свобода интерпретации на каждом этапе передачи учения, вобравшего в себя философские, этические и религиозные элементы разных культур, вряд ли может указывать на единую преемственность и цельность. Однако, все же есть нечто общее, что объединяет гностиков всех времен. Это претензия на обладание “высшим знанием”. Содержание “высшего знания” не было конкретно сформулировано ни одним из направлений гностицизма,которых было большое множество и которые порой вступали между собой в причудливые сочетания, но идея этого знания во всех случаях была единой - сотериологической. Именно стремление к получению спасения через “высшее знание”, через особую мудрость, часто посредством специальных таинств и посвящений, объединяет эзотерические учения и проводит своего рода мост от восточных культов к гностицизму и каббале, и далее к манихейству,мистицизму,духоборчеству,учениям Е.Блаватской и Рериха,“Белому Братству” и т.д.Во всех случаях гносис, как особое знание, создает основу высшей культуры, в условиях которой, посредством специального самоуглубления и самопознания, человек приходит к новому самосознанию, к правильному познанию духовных процессов и внешних явлений. Как записано в уставе одного парижского гностического общества начала нашего века, гностицизм исповедует, согласно своему наименованию, что “истинная религия есть чистое знание" [8, с.9]. Исторические источники Распространенность гностицизма в первые три века косвенно характеризуется частотой и пространностью цитирования гностических произведений христианскими писателями. Если мы соберем только цитаты из гностических сочинений по трудам ранних ересеологов,то это составит текст в 50-60 страниц. Собственно, эти цитаты и были до недавнего времени единственным источником изучения раннего гностицизма, и они в очередной раз свидетельствуют о серьезной опасности, которую это явление представляло для христианства. Картина начала меняться, когда историки получили возможность изучать подлинные гностические тексты. В так называемом Corpus Hermeticum (Гермесианская литература или Герметика), происхождение которого до сих пор не ясно, есть несколько гностических греческих трактатов. Например, первое произведение из этой коллекции известно в Европе, как “Пастырь человеков”, уже с XV века. Однако, значительными, подлинно гностическими текстами являются две коптские рукописи, привезенные в Англию в XVIII веке, но опубликованные только в конце XIX века. Эти манускрипты содержат, так называемую, “Pistis Sophia”(“Вера (и) Мудрость”), две книги “Jeu” (или книга “О тайном логосе”) и четыренеидентифицированных фрагмента. Другой гностический кодекс был найден берлинским церковным историком Шмидтом в 1896 г. и впервые опубликован в 1955 г. Кроме прочих произведений он содержит два сочинения, в которых изложено сущностное понимание гносиса: “Апокриф Иоанна” и “Sophia Jesu Christi” (“Мудрость Иисуса Христа”). Гностическим является также такое произведение, как“Гимн о душе” (или “Гимн о жемчужине”). Большое количество гностической литературы было сохранено и дошло до нас, хотя и в трансформированном виде, через небольшую общину мандеев до сих пор существующую в низовьях Тибра и Евфрата. Знаменательной вехой, оказавшей огромное влияние на развитие богословского знания, была находка библиотеки в Наг-Хаммади в 1945 г., состоящей из двенадцати полных папирусных кодексов и восьмилистов еще одного кодекса. Датируются рукописи не ранее середины IV века. Это открытие является одной из наиболее объемных и целостных находок древних манускриптов в нашевремя. Проблемы изучения формирования новозаветного канона, как и вообще ранней христианской литературы, формирование евангельской жанровой традиции получили новое освещение. На базе текстов из Наг-Хаммади были получены новые свидетельства для анализа взаимоотношений между "ортодоксией" и "ересью", тексты раскрывающие содержание гностицизма и его взаимоотношение с иудаизмом и неоплатонизмом. Особое значение библиотеки Наг-Хаммади состоит в том, что она представляет нам как христианские, так и нехристианские гностические сочинения. Последние, естественно, прошли через христианскую редакцию. Здесь мы встречаем подтверждение теории о внехристианском происхождении гностических учений. В то же время, тесная связь с иудейской традицией, особенно апокалипсической и внебиблейской, весьма очевидна, что отчасти подтверждает точку зрения тех, кто считает, что гносис начал зарождаться на почве раннего иудаизма. До того, как были открыты манускрипты Наг-Хаммади, отцы церкви II-IV веков, естественно, в полемической форме включали в свои произведения отрывки из этих гностических трактатов. Благодаря им мы знаем о "Книге Варуха" Иустина Гностика, “Великом Толковании",приписываемом Симону Волхву, “Наассенской проповеди” и “Послании к Флору” Птоломея. Происхождение гностицизма До сих пор мы не располагаем ни одним подлинным гностическим текстом, содержащим описание истории этого движения. Поэтому очень сложно проследить реальную историю происхождения и развития гносиса. Только при внимательном анализе первоисточников, отношений гностических школ к другим движениям мы можем частично реконструировать историю этого феномена. Однако значительная часть, особенно ранний период, до сих пор остается окутанной тайной. Вне всякого сомнения, культурные, религиозные и исторические истоки гностицизма восходят к иудаизму, зороастризму и эллинистическим традициям. Сирия и Палестина были для гностицизма родным домом. Многие гностические сочинения становятся понятными только как толкования или парафразы некоторых поздних еврейских сочинений и ветхозаветных Писаний. Ряд ветхозаветных фигур: Адам, Сиф, Каин, Сим, Енох, Ной и др. - выступают в этих сочинениях как посредники откровения. Возможно, гностическая идея "неведомого высшего Бога", выраженная в греческих терминах, является отражением еврейской идеи монотеизма.Также гностическая идея Бога-Творца или Демиурга, построена, вероятно, на основании книги Бытия. Гностицизм зародился на рубеже эпох незадолго до Рождества Христова, либо в Египте, либо в Вавилоне. Он начал свое движение, когда древний мир, как иудейский, так и языческий "выдохся", исчерпал все свои ресурсы. "В действительности, -говорит В.Болотов, - начало гносиса падает на одну из печальных эпох во всемирной истории. Классическая философская мысль - уже без веры в свою силу, религия - без веры в свое содержание, политическая жизнь...- с зловещими предзнаменованиями" [2, т.2 с.181]. Человеческое сознание со всей остротойпришло к пониманию мира как непреодолимого зла,непревозмогаемого несовершенства, жестокой необходимости, от которой оно стремилось отгородиться. На контрастном фоне такого мировосприятия все острее ощущалась потребность в освобождении через единение с непостижимым Богом. И как ни был Он непознаваем и далек, Его всеприсутствие и вездесущность все же ощущали, но при этом не считали Его причастным творению этого злого мира. Возникло противоречивое и неразрывное сочетание дуалистических и пантеистических представлений. Казалось, что эту неразрешимую для непросвещенного Святым Духом человеческого сознания проблему, можно решить путем сложных синкретических построений. Эклектический элемент стал пронизывать все философские и религиозные направления в поисках их примирения. Все перемешалось самым причудливым образом в встремлении к высшему знанию, как панацеи от всех бед. Указать достаточно определенно предпосылки, послужившие развитию гностицизма, весьма затруднительно. Ясно, однако, что исторически они непосредственно связаны с завоеваниями Александра Македонского. Во времена его обширной империи произошло своеобразное столкновение восточной и греческой культур, что не могло не привести к взаимодействию между ними. Фактически, началось медленное, но настойчивое влияние религиозного Востока на греческий дух. На Западе в это время отмечается упадок теоретической мысли,этическое направление становится ведущим в эпикурейской, стоической, а также других философских школах, которые в своем скептическом пантеизме, близком к атеизму начинают уделять много внимания теологическим вопросам.Кризис греческой культуры в целом и особенно философии на рубеже эпох послужил причиной укрепления религиозных настроений в Римской империи. Неудовлетворяясь умозрительными истинами философского знания, многие устремились к высшим таинственным знаниям, получаемым в мистериях, практика которых была широко распространена в восточных культах. Произошло причудливое соединение философско-абстрактного знания с религиозно-мистического опытом. Характерной чертой такого подхода явилось стремление через откровение в себе божества получить особое знание,посредством которого можно достичь совершенства и спастись. Одновременно с этим развивается взгляд на божество, какна сущность, трансцендентную по отношению к чувственному миру. Вступить в контакт с божеством возможно только через ряд особых посредниковмежду ним и человеком; таковыми являются либо духи (демоны), либо мировая душа. Контакт с посредниками достигается через совершение определенных религиозных обрядов-мистерий, что возможно только отдельным людям. В соприкосновении с божеством дается человеку в форме откровения особое “высшее знание”, которое служит источником философии и всякого другого знания. В дополнение к идеологическим и религиозным факторам, связанным с эллинистической атмосферой синкретизма, еще одним фактором, послужившим распространению гностицизма, было социальное положение в городских центрах эллинистического Ближнего Востока. Гностицизм способствовал росту индивидуального самосознания, обособления, автономии и независимости сознания от любых обязательств, включая отношение к официальным религиям. Космос или видимый чувственный мир выглядел как дезорганизованная не управляемая Логосом сфера. Такая точка зрения сильно отличала гносис от других религиозных и философских взглядов своего времени. Сотериология гностицизма была направлена на полное отвержение мира -это был самый радикальный подход во всей древности. Здесь мы видим прямое соответствие скептическому образу, созданному в традиции литературы мудрости,которая, как считают, сыграла важную роль в оформлении гностических идей. В иудейском философском скептицизме очень наглядно представлен пессимистический взгляд на мир. Для благочестивого человека очень сложно осознать и понять цель и значение некоторых вещей в мире, в котором он не видит продолжающегося устойчивого порядка, где случай и судьба руководят миром. Возможно, именно иудейский пессимизм послужил основанием для происхождения надкосмического понимания мирового гносиса и отличия между "творящим Богом" или демиургом, который ответственен за существование злого космоса, и "высшим Богом", являющимся источником и конечной целью искр света истинного знания. Согласно гностическому пониманию первых трех глав книги Бытия, человек, мир, Бог - непоправимо разделены. Сущность гностицизма Гностицизм, отразивший сотериологические стремления эпохи, был по своей сути явлением религиозной жизни. В нем нельзя видеть религиозную философию, например, как в неоплатонизме. Гностицизм сам по себе является своеобразной религией. Особая популярность и значительность этого явления состояла в том, что содержание учения гностиков составляло учение о душе, о ее бедственном положении в этом мире и о спасении. В подобной ориентации, обращенной к духовному миру человека, М.Поснов видит сущность гностицизма. Гностицизм нельзя рассматривать как гомогенное движение, но только как систему родственных учений. Общей идеей всех гностических учений и толков является получение особого знания, но не просто теоретического знания, а знания как энергии и силы, несущей человеку небесное спасение. Такое “высшее знание” по своему содержанию часто приближается к внутреннему созерцанию и отождествляется с благочестивым состоянием. В гностицизме вообще происходит отождествление понятий "познание" и"благочестие". Обилие гностических систем объясняется достаточно просто. "Все, чего желает сердце, - пишет А. Дитрих, - об этом умоляет, или это вынуждает знающий гностику своих многочисленных богов" [8, с.82]. И поскольку желания сердцаразнообразны, следовательно, различны и пути их удовлетворения, отсюда понятно, почему более или менее значительные представители этого движения составляли свои особые системы учений и мистических культов. Основной тенденцией гностицизма была его антропологическая ориентация, выраженная в образной, часто поэтической форме. Для гностиков было характерно выражать свои идеи не отвлеченными абстрактными понятиями, а образами.Как говорит В. Болотов, "Для нас - признать гносис, как философию, кажется странным. Он распространялся не в виде философских трактатов. Скорее это были опыты поэтического изложения, не философские системы, а религиозные эпопеи" [2, т.2, с.178]. Образность, характерная для поэтического стиля, была неотъемлемой чертой гностических сочинений и, естественно, она требовала аллегорического толкования. Аллегории уделено в гностицизме достаточно много внимания, и это понятно. К аллегориям прибегают очень часто, когда нужно примирить новые взгляды с традиционными понятиями религии. В частности, в отношении Св.Писания гностики прибегали к двойному аллегорическому толкованию. "Они, посредством аллегорий, получали из Св. Писания известные отвлеченные положения, и затем эти отвлеченные положения опять-таки выражали и аллегориях, в картинах, в образах. Таким образом, они из одной таинственной загадки получали уже в обработанном виде другую загадку, давали решение первой, но предлагали его опять-таки в загадочной форме. Их учение производило эффект тем, что с первого раза было понятно только отчасти, но непонятно в своем глубоком основании и делалось понятным, по мере того, как гностики усовершались и восходили... от силы в силу" [2, т.2, с.178-179]. Как мы уже указали, гностицизм был явлением религиозной жизни. И этим объясняется настороженность одних и открытая борьба других отцов церкви против этого явления. Если бы гностицизм представлял из себя только философское движение, то его спекуляции не были бы опасны широким группам христиан, большая часть которых, как и вообще большая часть людей, стояла вдалиот философии. Для религиозной общины могла возникнуть опасная конкуренция только со стороны религиозных учений и именно такое учение представлено в гностицизме. Как же удавалось привлечь внимание к сложным гностическим системам? Достигалось это через мистерии и магию. Мистерии присутствовали в греческих культах с древнейший времен. Обычно они состояли в представлении отдельных сцен из жизни богов и обязательно несли в себе символическое значение. Широкое распространение они нашли и в гностицизме. Гностики обретали свое познаниерелигиозным путем, и часто здесь не личное усилие делало человека “знающим” (гностиком), а приверженность гностической секте, посредством посвящения в определенные обряды. Однако нельзя считать гностицизм совершенно немыслимым без мистерий. Многие гностики умеренно обращались к мистериям, но во всех гностических сектах существовали особые ритуалы посвящения, нередко сопряженные с магическими действиями. Здесь мы переходимк следующему элементу гностицизма - магии. Магия имела повсеместное и широкое распространение в то время. Она захватила не только языческий, нои еврейский мир. Конечно отношение к магии было неоднозначным. Одни отрицали магическое знание, как результат откровения падших ангелов, а другие делили магию на черную и белую,и спокойно употребляли в обиходе амулеты и заклинания, часто состоящие из имен Бога и ангелов, против болезней, происхождение которых приписывалось влиянию демонов. Распространенность магии была столь велика, что, какметко подметил С.Трубецкой, даже Ориген в подтверждение заклинательной силы имен Бога ссылался на магию [12, с.393-394]. Мистериигностицизма стояли в тесной связи с магией. По свидетельству Иринея, много магических элементов присутствовало у последователей Василида и Карпократа, офиты заимствовали имена своих архонтов: Ялдабаота, Астофея и Торея, - из магии, а Симон Волхв и Менандр, будучи магами, стояли у истоков гностицизма. В основании магии лежит познание тайн потустороннего мира,которое передается от поколения к поколению и сохраняется в предании. В магии сакральная сторона мистического познания находит свое практическое выражение. Магия является проявлением этого знания в действии. Если в мистериях находят удовлетворение созерцательные запросы человеческой души, то магические формулы обеспечивают практическую сторону, состоящую в сознании господства над силами духовного мира. И если первые создают иллюзию комфорта, наслаждения в соприкосновении с духовными сферами, то второе создает иллюзию безопасности и превосходства над земными силами. Гностицизм представил в себе магическую концепцию спасения. Искупление дается только тому, кто ведает магическими заклинаниями и знает истинные имена архонтов. Только таким образом можно пройти через все небесные сферы и спастись. Христос в гностических системах представлен всеведующей личностью, прошедшей все эманационные уровни и спустившейся на землю, чтобы сообщить человечеству истинное знание, благодаря которому оно сможет последовать за Ним; и это знание является ключем к замку каждой небесной сферы. Перед тем как непосредственно перейти к рассмотрению гностических учений и систем,представим общую схему гносиса, которая содержит в себе лишь отвлеченные черты самых значительных гностических систем. Данная схема не является реальным объяснением гносиса, а имеет значениекак обобщающая, в сравнении с которой будет легче выявлять частные особенности того или иного направления. Радикальный дуализм - главный фактор в гностической доктринальной структуре. Во всех гностических системах абсолютному духовному началу противостояло материальное, либо как небытие,либо как активная злая сила. В обоих случая происхождение материи и вещественного мира непосредственно от Божества было немыслимо; для устранения взаимодействия между ними обычно вводится демиург. В одних случаях демиург представлен слабым духовным существом, которое ниспав в материю, по необходимости становитсятворцом. В другом случаедемиург - бунтующий ангел, творящий мир произвольно, вопреки воле Бога. В первом варианте для соприкосновения Бога с материей создается путем эманаций духовный мир эонов. В совокупности этот мир составляет “плерому” - полноту. Во втором варианте дуализм добра и зла выдержан контрастнее, эти две категории противопоставлены друг другу. Спасение понимается не в смысле освобождения от тяжести греха, как в христианстве, но в смысле освобождения духа из уз материи, особенно из материального тела. В этом состоит цель мирового процесса и она идентична во всех гностических система. Сам процесс спасения является результатом духовного познания. Таким образом, Христос гностиков, как Спаситель, сообщает духовной природе человечека познание его собственной природы. Через получение этого “высшего знания” душа обретает возможность освободиться от власти материи и, пройдя сквозь эманационные уровни, достигнуть высшего мира и слитьсяс Божеством. В природе Христа единение духа и материи немыслимо.В одном случае Христос живет в реальном человеке Иисусе; при более сильном дуализме человеческая природа Христа представляется как чистый призрак, фантом и не более. Антропология и этика гностиков проникнута также духом дуализма. Как правило, они делят людей на пневматиков (духовных) - предопределенных ксовершенству самой своей природой, психиков (душевных) - способных приобрести совершенство посредством заслуг или подвигов, и на иликов или хоиков (материальных илиплотских - своей природой обреченных на рабство чувственным влечениям. Основная задача нравственной жизни - освобождение духа из уз материи, что достигается через умерщвление плоти.Процесс умерщвления плоти может происходить двумя путями: посредством строгого аскетизма или, напротив, через неограниченную беспредельную свободу поведения, не сдерживаемую никакими этическими нормами. Та часть гностиков, которая смотрела на материю как на самобытную злую силу, стремиласьизбегать всякого с ней соприкосновения и шла аскетическим путем. Другая часть, которая представляла материю как нечто несущественное, видело ее умерщвление в злоупотреблении ею, и доходила до крайней развращенности. Так выглядит традиционное представление о содержании гностицизма. Мы будем рассматривать гностические системы согласно схеме предложенной М.Посновым. Классификация М. Поснова является в достаточной степени условной, в ней указаны лишь основные вехи в развитии гностицизма. О строгой классификации не может быть и речи, поскольку гностические учения настолько переплетены между собой, что выявить онтологические корни и этимологию развития отдельных понятий и их взаимовлияние не представляется возможным. Как замечает сам М.Поснов, "Вопрос о классификации гностиков является чрезвычайно трудным для решения и, собственно, остается открытым до настоящего времени, так как все опыты решения его гипотетичны" [8, с.252]. ДОХРИСТИАНСКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ ГНОСТИЦИЗМ Исторических памятников, отражающих картину дохристианского гностицизма, сохранилось немного. В основном это отрывки космогоний и гимнов из мистических культов, а также гермесианская литература и мандейские писания. Определить время происхождения этих документов очень сложно так как многие из них подверглись разным наслоениям, особенно трактаты Герметики и мандейские сочинения. Герметика представляет из себя собрание из восемнадцати независимых друг от друга частей, в которых нашли отражение различные системы, смесь гностических, греческих, еврейских и египетских религиозных идей. Ценность Герметики состоит в том, что, хотя в ней мы не встречаем полную и законченную систему, она указывает на существование определенных религиозных групп в дохристианский период. Познанию в этих группах придавалось огромное значение, благочестие и гносис в них отождествлялись. В связи с дохристианским гностицизмом следует указать секту мандеев, которая сохранила свое существование до наших дней. Возникновение этой секты относят к началу I века по Р.Х., однако долгое время она оставалась неизвестной. Ее открытию в середине XVII века мы обязаны монаху-миссионеру Игнатию. Мандеи известны также как назореи и ученики или христиане Иоанна Крестителя. Их приблизительная численность на сегодня составляет14000. Расселены они в основном на юге Ирака и юго-западе Ирана. Мандеи представляют из себя определенно гностическую общину, которая сочетает в себе элементы иранского дуализма, платонизма, астрологии, иудаизма и древнего вавилонского и египетского знания. У своих соседей в исламском окружении они известны как религия сабби или саббиане, т. е. крестящиеся, или баптисты. Сами они называют себя мандеи. Общая структура мандейской мысли выглядит приблизительно следующим образом. В космологии прослеживается строгий дуализм между царством Света и царством Тьмы. Царством Света управляет возвышенное существо, носящее разные имена: “Жизнь”, “Великая Жизнь”, “Господь Сил", "Великий Дух", “Царь Света”. Это существо окружено бессчетным числом существ света, живущих в обителях или мирах и занимающихся славословием “Жизни”. Царство Света произошло из “Первой Жизни" путем нисходящих эманаций и творений, названых “Второй", "Третьей" и "Четвертой" Жизнью. Каждая из них также носит свое собственное имя. Царство Тьмы управляется "господином тьмы", восставшим из "темных вод” или хаоса. Основную мощь царства Тьмы являет гигантский дракон "Ур" и злой женский дух “Руха”. От них также произошли демонические существа и ангелы. Им принадлежат также "Семь" (имеются в виду планеты) и "Двенадцать" (знаки Зодиака). Таким образом, небесные светила в представлении мандеев являются творением злой силы. Конфликт между светом и тьмой, жизнью и смертью, добром и злом происходит из-за творения демиургом Птахилом с помощью темных сил мира. Тело первого человека, Адама было также сотворено этим творческим содружеством, только "жизненная сущность" человека исходит от царства Света. Эта субстанция света в Адаме названа "внутренним (скрытым) Адамом" и представлена душой или духом во всех человеческих существах. Она должна быть спасена от темного, злого тела и от мира вообще, небесными существами света. Спасение души - основной аспект мандейской религии. Одно из центральных учений мандеизма говорит о ряде “посланников света”, помошников, искупителей, посланных “Жизнью” для того, чтобы призвать благочестивых к спасению их душ. Доминирующей фигурой среди этих посланников является “знание Жизни”, которое также названо "Сыном Жизни". Ниже его стоят три небесных адамита: Хибил (Авель), Ситил (Сиф) и Анос (Енох). Хотя первоначально мандеи были известны как христиане Иоанна Крестителя, анти-христианский, как впрочем и анти-иудейский характер их учения не вызывает сомнения. ДОХРИСТИАНСКИЙ ИУДЕЙСКИЙ ГНОСТИЦИЗМ В интересующее нас время, влияние восточных идей в Палестине вылилось в конкретное движение, известное как ессеи. Расцвет этого движения приходится на период с конца II века до Р. Х. по конец I века после Р. Х. Сведения о нем мы встречаем у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Младшего. Хотя все авторы указывают определенно на ессеев, наши источники создают ряд проблем. Ни один из них, во-первых, не приводит первоисточники непосредственно ессейского взгляда на самих себя. Более того, они в основном рассчитаны на эллинизированного читателя и поэтому не совсем подробно освещают доктрины, обряды и мотивы происхождения ессейства. Все источники по ессейству в основном согласны между собой в основных характеристиках этого движения. Ессейские общины строились на чисто иудейской, свободной от влияния христианства основе. В то же время многие из их особенностей нельзя вывести из чистого иудейства. Почитание солнца, чрезмерный аскетизм и безбрачие, знание тайных имен ангелов, мистерии посвящения и трапез, особые омовения, отрицание помазания маслом, иерархическая четырехступенчатая структура, дуалистический взгляд на человеческую природу, выделение особых людей, выполняющих роль медиумов для предсказания будущего, отрицание рабства и принесения клятв, - все это и многое другое никак не вытекает из иудейских воззрений и социально-религиозной структуры еврейской жизни. Внешнее влияние очевидно, хотя какое влияние - неопифагорейство, средний платонизм или парсизм, - было доминирующим, судить затруднительно. Однако, гностический характер наглядно представлен, во-первых, религиозной сотериологической направленностью ессейства, во-вторых, дуалистической антропологией и исходящим из нее аскетизмом, иерархическим устройством общины, особым сроком послушничества, специальными обетами при поступлении и т. д. По всей видимости, вероучение эссеев отражалось в особых тайных книгах, которыми сегодня мы, к сожалению, не располагаем. В тесной связи с ессеями стоят терапевты. Они представляют из себя своего рода монашеские общины, ведущие аскетический образ жизни и состоящие в основном из евреев египетской диаспоры. Жили терапевты уединенно недалеко от Александрии. Вся информация, которой мы располагаем, исходит от Филона, из его трактата "О созерцательной жизни". Терапевты посвящали себя созерцательной и благочестивой жизни, они отрицали всякую собственность и жили уединенно в пустыне, проводя время в изучении Св. Писания и посте. В толковании Ветхого Завета у них доминировал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к синкретическому примирению иудаизма и эллинистической мысли, при помощи аллегорического толкования. Они отличались воздержанием от семейной жизни и строгим аскетизмом. Насколько они были связаны с ессеями судить трудно. Несомненно одно, что между этими двумягруппами много сходства, что заставляет думать об общем источнике происхождения, но исторических подтверждений этому пока нет. ВОСТОЧНЫЕ ГНОСТИКИ Несмотря на свое независимое от христианства происхождение, гностицизм существовал одновременно и параллельно с ним. Неудивительно, что гносис сильно интересовался христианством. Их объединяла общая сотериологическая направленность. Воздействие и влияние этих движений было обоюдное, так что возник определенный симбиоз, известный как христианский гностицизм. Представители этого направления считали сами себя христианами, организовывали свои церкви, избирали своих пресвитеров. Собственнопротив них и писали отцы и учителя церкви. Мы не в состоянии точно определить начало христианского гностицизма, его родоначальников, их преемственность и взаимоотношения. Апостольское христианство большей частью находится только под угрозой вторжения гностицизма в свою среду. "Лжеименный гносис" выступает там лишь спорадически. Новый Завет дает только намеки на связь между раннехристианскими и раннегностическими традициями и общинами. Что же касается времени расцвета и распространения собственно христианского гностицизма, то оно приходится на II век. Середина II века отмечена подъемом ортодоксального канонического христианства и исключением гностицизма как ереси. Основными центрами гностицизма в I веке были Сирия и Малая Азия. Во II веке - Александрия и Рим. По общему мнению отцов церкви, настоящим основоположником гностицизма является сам дьявол, "враг истины, неустанный противник человеческого спасения" [3, 4. 7. 1], который обращает все свои изобретения против церкви. Главой же обманщиков был Симон Волхв (Маг) и его ученик Менандр. Они, по мнению Иустина, Иринея, Тертуллиана и других отцов и учителей церкви являются “ересиархами”, ”духовными отцами” христианского гностицизма. Симон Волхв и его ученик Менандр, по-видимому, только систематизировали и оформили в виде учения те гностические идеи, которые уже давно волновали их непосредственное культурное окружение. Они попытались включить христианство в истинную, с их точки зрения, и универсальную религию. В своем поступательном движении, подсознательно поняв всю силу христианства, гностицизм стремился привлечь его, как союзника и попытался извлечь из него все, что находил для себя полезным.Симон Волхв и его ученик Менандр, фактически, только выразили первую попытку адаптации гностицизма в христианстве. Офитские секты У отцов церкви, писавших против гностиков, мы встречаем упоминание о системе учений известных под общим названием офиты(от греч. - змея). Хотя Ириней пытается представить их последователями Симона, исторически они являются теми христианскими гностиками, которые существовали в Сирии и Месопотамии независимо от Симона, до него и параллельно с ним. Отсюда вполне понятно почему Менандр встретил благоприятную среду для распространения своего учения в Антиохии. А Саторнил, считающийся учеником Менандра, в своем учении стоит намного ближе к офитам, чем к Менандру. Офитский гносис, по всей видимости, является переходным звеном от языческого гносиса через иудейский к христианскому. Офиты были названы так вследствие особой роли культа змеи в своих системах. Однако, изучение офитского гностицизма показывает, что далеко не у всех из них змее воздавалось поклонение. Есть ряд гностических сект, считающихся офитскими, в системах которых змея не упоминается совсем. Но сходство и родственность систем в содержании позволяет рассматривать их в одной группе. Однако в культе некоторых из них змее было отведено почетное место. Змею держали в ящике, иногда выпускали на стол с хлебами и употребляли для евхаристии только те хлеба, к которым она прикоснулась. Сами офиты предпочитали называть себя просто гностиками. В группу офитских сект включены - собственно офиты или наасcены, ператы, каиниты, сифиане, варвелиты, последователи Иустина гностика, варухиты,поздние коптские гностики (архаики). Отсутствие у этих сект называния по имени какого-нибудь основателя или учителя свидетельствует об их исторической древности, о том, что в ряду гностических учений они стоят на первом месте. Их истоки восходят еще к дохристианской эпохе. Хотя о происхождении офитства мы не располагаем прямыми источниками, восточно-дуалистическая основа их учений несомненна. "Офитские системы указывают, как на источник свой, на такие религии или такую религию, где усвоялось большое значение свету и огню, где религиозные представления были связаны с миром звезд и планет, где занимались магией и астрологией, где играли большую роль числа семь или восемь. Все указанные признаки характеризуют религии - персидскую и вавилонскую, которые могли смешаться еще более, чем за пять веков до Р.Х. после победы Кира над Вавилоном" [8, с. 322]. М. Поснов считает взаимодействие офитства с персидской и вавилонской религией доказанным фактом и в нем он видит непосредственное начало гностицизма. Основными источниками по офитству служат Ириней [“Против ересей”, 1.29-31.2], Ориген [“Против Цельса”, 6. 25-38] и Ипполит [“Опровержение всех ересей”, 5]. В заключении первой книги "Против ересей" Ириней излагает учение офитов. Достаточно беглого знакомства с этим учением, чтобы увидеть грубоко извращенное представление понятий Ветхого Завета. Особенно поразительна полярная перестановка ценностей. Сопоставив это учение со взглядами каинитов, о которых речь пойдет позже, можно вывести наличие некоего чисто гностического оккультизма. Человеческие мудрствования и попытки вывести спасение мира измышлениями своего разума иногда заходили так далеко, что извращали духовную реальность наизнанку, зл
|