|
|||
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад № 51 «Радуга» г. Альметьевск Выступление на региональном семинаре «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Тема выступления: «Развитие речевых компетенций дошкольников посредством кейс метода» Подготовила: воспитатель первой кв. категории Сафина Т.Ю.
г. Альметьевск, 2021 В современном российском образовании начался процесс субъективного взаимодействия педагогов и воспитанников в образовательном процессе. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены на результат обучения. Одной из самых актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий позволяет на практике реализовать компетентностный подход. Задача воспитателя состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей. Данная установка регламентирована ФГОС ДО. Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь детей старшего дошкольного возраста – явление чрезвычайно редкое в наше время. Развитие речи в дошкольном возрасте имеет главное значение, поскольку это время ребёнок наиболее восприимчив к её постижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребёнка на самотёк. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще у телевизора, компьютера, с игрушками). Редко слышат сказки, рассказываемые мамой и папой и, как правило, развитие речи детей осуществляется только в детском саду. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребёнка возникает масса речевых проблем. Поэтому одной из главных задач является развитие всех компонентов связной речи дошкольников. Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются организованная образовательная деятельность, на которой на основе эмоционального воздействие на ребёнка осуществляется связь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Однако такая взаимосвязь не даёт результативности. Технология проектирования и использование кейс-технологий в ОУ с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и мощным средством развития речевой активности воспитанников. Кейс-технология – от латинского casus – запутанный случай; case – чемоданчик, портфель. Этот метод, в основном, используется в работе со школьниками и студентами. Однако, если разумно подойти к выбору и разработке кейсов, его успешно можно применять в работе с дошкольниками. Кейс метод – это метод анализа практической ситуации, реальной, или смоделированной. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания кейс метода, который также является одним из методов развивающего обучения. Суть кейс метода состоит в том, чтобы стимулировать познавательную и речевую активность детей через диалог. Вместе в воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как решить ее и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, вырабатывается навык совместного общения. Коммуникативные навыки проявляются в умении договариваться, умении разрешать конфликты; умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, формулировать ответ. Дошкольники овладевают навыками владения устной речи, учатся использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения высказывания в ситуации общения. Универсальность кейс метода состоит в том, что используется описание конкретной ситуации, ребенок должен проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога. Они направлены на развитии личности ребёнка, его познавательных речевых и творческих способностей. Внедрение кейс-технологий в дошкольное образование особенно актуально для детей с речевым нарушением, ведь такие дети не могут излагать свои мысли связно и последовательно, у них низкий уровень диалогической речи, а также они испытывают затруднения при общении с взрослыми и сверстниками. Применение кейс-технологий в дошкольном образовании дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от ребенка активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в решении поставленной задачи. Дети автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни. Ценность использования кейс-технологий в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия. На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки. Даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии. Главная наша задача – помочь ребенку поверить в свои силы, так как наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то, что было интересно и то, что нашли и доказали они сами. Используемая литература: 1. Алексеева М.М., Яншина В.И. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста». – Москва, 1999 г. 2. Голицына Н.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – Москва, 2005г. 3. Долгоруков, А. «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» /URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html 4. Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Ярославль 2000г. 5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 8 Санкт-Петербург 2012г., № 2. – Санкт-Петербург, 2013г. 6. Земскова А. С. «Использование кейс- метода в образовательном процессе» // Совет ректоров. – 2008. – №8. 7. Кейс- метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). /http://www.casemethod.ru 8. Кыласова М.Е. «Развитие речи». – Москва, 2006 г. 9. Сурмин, Ю. «Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика». /URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1 10. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом. – 2000, №7. 11. Шимутина Е. Н. «Использование кейс- технологий в учебном процессе. Педагогические технологии и инновации». /http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm
|
|||
|