класс ОЭИ «Гармония»
Преподаватель-Локосова Светлана Ивановна
Выполненные работы присылать на эл. адрес svetlana.lokosova@mail.ru
8996-558-27-41
3 класс ОЭИ «Гармония»
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока : Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (ягоды, ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А 4, акварели, пастели.
Цвет — свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойства света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. Это в широком смысле слова. В узком смысле под цветом понимают цветовой тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути. В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникают ощущение цвета. Обычно все зрительные ощущения света разделяют на две группы. Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого).
К другой группе относятся хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п. Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудно различимый цветной оттенок (розовый, желтый, зеленый и т.п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чисто белый, черный и серые цвета, без всяких примесей относятся к ахроматическим цветам. Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон – ему удалось разложить белый цвет на цвета спектра. И Ньютон определил в спектре семь цветов. Призма разделила составляющий луч волны на группы коротких, средних и длинных. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные волны – синих и фиолетовых цветов. В солнечном свете содержатся все световые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги. 17 Волновая природа цвета – это основа восприятия цвета через органы зрения. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например красный и зеленый. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу. Рассмотрите внимательно все оттенки этого цветового круга.
Между красным и оранжевым будет красно-оранжевый, между желтым и оранжевым – желто-оранжевый и так далее между каждой парой цветов. Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых иметься хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло. Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, синефиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т.п. Основные – это цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок. Основные: красный, желтый и синий цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или произвольными цветами. На нашем примере они тоже находятся в треугольниках, но дальше от центра. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета. Проводя в цветовом круге диаметр через середину желтого цвета, можно определить, что противоположный конец диаметра пройдет через середину фиолетового цвета. Напротив оранжевого цвета в цветовом круге расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. 18 У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т.д.) и зависит от его места в спектре. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Третий признак цвета – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнит по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т.д. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета). В природе все предметы имеют цветовую окраску. Трава – зелёная, снег – белый, лимон – жёлтый и т.д. Присущий предмету цвет является его неотъемлемым свойством. Он и называется предметным цветом (или, как его ещё часто называют, локальным). Однако в практической работе художник пользуется не предметным цветом, а цветом, который он воспринимает в определённой среде. Локальный цвет и цвет, воспринимаемый живописцем, неодинаковы. К факторам, влияющим на изменение цвета, относится световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения. Воздействуя на воспринимаемый цвет, они придают ему оттенки, иногда резко отличающиеся от предметного цвета. Цвет, воспринимаемый в среде, называется обусловленным цветом. Он более сложен и подвижен, нежели предметный.
| 11-20
16-20
2 часа
| 26.01; 02.02
вторник
28.01; 04.02
четверг
| Жду Ваши варианты.
|
|
|
|