Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды знаний



 

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ»

Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир, на место в нём человека и его отношение к этому миру, а так же основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации (т. е. картина мира, образ человека и аксиологические категории культуры и формы-принципы).

Основной корень мировоззрения – жизнь. Жизненные отношения исходят от человека по всем направлениям, так жизнь каждого индивида творит сама из себя свой собственный мир. На мировоззрение оказывает влияние и жизненный опыт, который зависит, в том числе и от качеств человека. Жизненный опыт приводит к формированию некоего знания. Опыт жизни лежит и в основе обычая и традиции. В отличие от научного, жизненный опыт не может быть проверен и точные формулировки невозможны (нельзя здороваться через порог). На мировоззрение влияют климат, рассы, нации, государственный порядок, взаимовлияние наций и т. д. Но, при всём при этом, у каждого человека индивидуальное мировоззрение.

Самая распространенная классификация: обыденное, религиозное, научное (ряд авторов еще выделяют мифологическое, философское)

 

Мифологическое мировоззрение: формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку объяснить происхождение мира и т. д. Как правило начало – рождение порядка из хаоса. Возникает мир – небесный, земной и подземный (иногда подземного нет). В мифе содержались зачатки религиозных верований. Мировоззрение мифологично всегда, даже сейчас – ХХ век – коммунизм, мифы немецких фашистов о превосходстве арийской расы над остальными. Со времён Возрождения авторы часто обращаются к теме мифа (по большей части – греческого).

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесен на всю природу.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

Важнейшим аспектом мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своем, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

 

Религиозное мировоззрение: основана на вере в сверхчувственный мир. Тотемизм, анимизм, фетишизм.

В религиозных представлениях мир делится на сакральный и профанный миры. Сакральный мир: запреты, правила поведения, связанные с верой в сверхъестественные силы, с представлениями о сущностях высшего порядка, духах, призраках, умерших предках и о богах. Сфера профанного: охота, рыбалка, земледелие (н. знать хотя бы основы - наука).

Ядро первобытной религии – анимизм (Тайлор).

Фрезер в книге «Золотая ветвь» писал: первобытный человек стремился управлять силами природы с помощью ритуалов и заклинаний. Убедившись в своей несостоятельности, человек обращается к посредникам – богам. Так появляется религия.

Религия - это “умилостивление или привлечение на свою сторону сил, стоящих выше человека.

Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (син. многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. п.) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.). Все высшие ценности – в трансцендентном мире.

 

Философское мировоззрение: ориентируется на рациональное объяснение мира. Этот тип мировоззрения представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением логически обосновать положения и принципы. Теоретическим ядром этого мировоззрения является философия, которая стягивает к себе остальные элементы, по отношению к которым философия выполняет интегративную функцию.

 

Научное мировоззрение:

Научные знания существенно отличаются от житейских и донаукових знаний. Они предусматривают не только констатацию фактов и описание их, но и объяснение фактов, осознание их согласно всей системы понятий определенной науки. Житейское, простое познания констатирует, хотя и очень поверхностно, как происходит то или иное событие. Научное мировоззрение дает ответ не только на вопрос "как?", но и на вопрос "почему?". Сущность научного мировоззрения заключается в достоверном обобщении фактов, а также в том, что по случайному он видит необходимое, закономерное, а за единичным - общее. И на основании этого научное мировоззрение предполагает разнообразные явления, объекты и события. Предсказание является вершиной научной деятельности человека. Весь процесс научного знания связан с ростом силы и диапазона научного предвидения. А предсказание дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное мировоззрение, таким образом, открывает возможность не только предвидение будущего, но и сознательного его формирования. Жизненный смысл каждой науки можно кратко сформулировать так: знать, чтобы уметь предвидеть, предвидеть, чтобы эффективно действовать.

Существенным признаком научного мировоззрения является его системность, то есть такая совокупность знаний, которая организована на основе определенных теоретических принципов. Простая совокупность различных знаний, не объединенных в взаимосвязанную систему, это еще не научное мировоззрение. Основой научных знаний есть определенные исходные положения, закономерности, которые и позволяют объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные тогда, когда целенаправленный сбор фактов и их описание доводится до уровня введения их в систему понятий, то есть в состав теории.

Научное мировоззрение в корне отличается от религиозного. И основой этих различий является отношение их к вере. Как известно, религиозная вера - это фактическое принятие за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доводке. Унаследовав от религиозного мировоззрения понятие веры, научное мировоззрение качественно по-новому трактует это понятие. Вера в научном смысле приобретает органической, естественного единства с истиной. Вера в науке рассматривается прежде всего как уверенность, что основывается на знании, которое имеет системно-теоретическую организацию и практически-логическое подтверждение. Научная вера дает человеку мощи по отношению к силам природы и общественной жизни. Научная вера существует как логическую связь в системе знания и воспринимается как необходимость, которая вытекает из фактов, или из ранее установленных истин. Вот почему аргументированные результаты научного мировоззрения приобретают качества всеобщности и проявляют силу убеждения.

 

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, в том числе на самого себя.

Слово придумали немецкие философы (Кант, Шеллинг)

Мировоззрение является элементом духовного мира человека, таким образом м – необходимая часть личности. Мировоззрение – сложное, комплексное явление духовного мира человека. В состав мировоззрения входят обобщённые знания, определённые системы ценностей, принципы, убеждения, идеи.

Отличительные черты:

1) целостность (целостные, образные представления о мире: природе, обществе, человеке)

2) отражает не только знания, но и отношение человека к миру, степень гармонии человека с миром, жизненную позицию, программу действия.

3) в формирование мировоззрения участвует сознание

 

 Мировоззрение имеет исторический характер.

Т.к. мировоззрение зависит от уровня развития знаний о мире, влияния религии и идеологии, ценностей, представлений, культуры, то оно меняется с течением времени. Например, люди в традиционном обществе связывали события и явления мира с волею богов (Бога), современный человек чаще всего склонен искать более рациональное объяснение происходящему.

Чтобы конкретизировать понятие «мировоззрения», необходимо рассмотреть его структуру. В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты:

Познавательный компонент — совокупность знаний человека о мире и природе, накапливаемая им в процессе его существования.

Ценностно-нормативный компонент — социальные ценности и социальные нормы. Отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенной иерархии ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, регулирующие повседневную жизнь человека.

Эмоционально-волевой компонент — личные взгляды, убеждения и верования. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Практический компонент — реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

 

Современная проблема – необходимость поворота всех типов мировоззрения к проблеме человека. В современном мире человек становится высшей ценностью. Его интересы превыше всего. Гуманистическая направленность мировоззрения – это тенденция и цель. Она ставит во главу угла гуманистические ценности: жизнь и свободу человека, права личности.

И.Кант: «Человек никогда не может быть средством, а только целью»

 

Отличительные черты гуманистического мировоззрения:

- толерантность (терпимость)

- гуманизм (человек – высшая ценность)

- широта взглядов

- отстаивание гуманистических идеалов

- признание за человеком права на неприкосновенность его частной и общественной жизни

 

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом.

 

Мировоззрение дает ориентиры и цели его деятельности

Менталитет –

1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность;

2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

 

Виды знаний

 

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.

В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта).

 

Классификация видов знаний в зависимости от:

 

носителя информации : знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в Интернете; знания в музеях;

способа представления: устная речь, текст, изображение, таблица и др.;

степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

способа получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

характера соотношений между представляемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, необходимых для достижения цели).

 

Виды знаний:

 

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.

5) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.

6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

 

Формы знаний:

 

* Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

* Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Ненаучное знание подразделяется на:

а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.