|
|||
Рефлексия в ДОЛСтр 1 из 2Следующая ⇒ Рефлексия в ДОЛ Глоссарий Огонек - это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведённых дел, разбор складывающихся взаимоотношений Рефлексия - то обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Ретроспектива - форма выражения информации, отсылающая слушателей к предшествующим событиям
Одним из условий воспитательной деятельности является рефлексия. «Рефлексия — анализ подростком собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?». Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, вожатый содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих. Одним из уникальнейших способов организовать эффективное взаимодействие вожатого с подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме:детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей. Например: «Мои новые товарищи — это...», «Мой идеал — ...», «Мой любимый герой...» и т.д. Рефлексия может быть построена и в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности. Например, игры на «знакомство», имитационные игры, психотехнические упражнения «Кто я?», «Без маски», «Я глазами группы» и т.д.. Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Вожатый и сверстники ребенка не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Ведущим фактором продуктивности общения вожатого и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности. Вот прошло очередное мероприятие, которое вы провели для своих детей. Вы замечательно потрудились над ним со своим напарником. Как хорошо, что у детей останется приятное впечатление от всего этого… Но погодите, кажется не все так довольны, но что же было не так? Для того, чтобы понять, какое впечатление произвело то или иное мероприятие на человека нам нужно познакомиться с термином «рефлЕксия». В нашем случает термин обозначает обратную связь, которую вы должны получать от детей после того или иного мероприятия. Итак, рефлексии нужно проводить: · После мероприятий Это нужно для понимания того, насколько игра, свечка, мастер-класс и т.д. доработаны, какие у них есть плюсы и минусы именно через детское восприятие. Рефлексия после мероприятий может быть проведена довольно быстро (к примеру, все дети закрывают глаза, поднимают одну руку верх и показывают столько пальцев, на сколько они оценивают эту игру: 0-5; либо сказать детям придумать по 3 слова, которые они ассоциируют с этой игрой), также дети более старшего возраста могут, к примеру, по очереди высказаться, что им понравилось, а что нет. Оценив ситуацию, вы будете совершенствовать свои мероприятия и понимать, что нужно детям от вас. · В конце дня Данный вид рефлексии можно проводить в форме обыкновенных свечек (только не стоит забывать, что свечки (или огонек) бывают разных форматов и не всех их можно назвать рефлексией). Такая рефлексия нужна, к примеру, в кризисные моменты смены для понимания настроения детей. Допустим, можно посадить детей в круг, чтобы каждый высказал свое мнение о прошедшем дне (старший/средний возраст) или провел ассоциацию дня с каким-либо цветом (младший возраст). · После всей смены В конце смены рефлексия играет значительную роль, ведь дети будут уезжать именно с теми эмоциями, которые даст им окончание смены. Самый классический пример рефлексии в этот период — заборчики (листы бумаги, вырезанные в форме частей забора — 1 лист на 1 ребенка, чьё имя подписывается на нём; дети пишут на них друг другу приятные слова и увозят их с собой на память). Если у вас есть возможность сделать какую-то фишечку для детей в конце смены, они также будут об этом вспоминать. К примеру, раньше разрешалось выводить детей на прощальный костер, однако с запретом на это мероприятие мы ищем альтернативные идеи (вожатый может устроить детям чаепитие, вывести на ночную свечку на улице, запустить бумажный фонарик и т.д. НО!!! Проведения таких мероприятий следует заранее обговаривать с администрацией, это очень важно!
|
|||
|