Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление



Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………………………………

2. Портрет…………………………………………………………………………………………………….

3. Краткая биография………………………………………………………………………………………

4. Анализ творчества……………………………………………………………………………………..

5. Перечень наиболее известных произведений………………………………………………………..

6. Литературные премии, которые получил автор……………………………………………………..

7. Отзывы критиков………………………………………………………………………………………

8. Заключение……………………………………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………………………………………….

 

 

Введение

Познакомиться  с творчеством писателя и драматурга, ее пьесами, сказками, литературой о жизни и творчестве писательницы, рецензиями на отдельные произведения

 

 

Л. Петрушевская - один из ярких представителей современной русской литературы. По мнению Г.Л. Нафагиной Л. Петрушевская «принадлежит к писателям поколения 70-х годов», так называемого условно-метафорического направления для которых мир состоит на основе различных типов условностей (сказочной, мифологической, фантастической). Поэтому её произведения лишены глубокого психологизма, объёмности характеров. Некоторые критики относят её то к «другой прозе», то к постмодернизму, для которых важна бытовая среда, а «человек-это песчинка, брошенная в водоворот истории». Она создала особый, во многом уникальный художественный мир. Появление первых публикаций Л. Петрушевской вызвало резкое неприятие официальной критики. С первого появления на литературной арене писательница поставила перед критиками и теоретиками литературы ряд загадок, одной из которых стал оригинальный образ повествователя. Петрушевская обнаружила дар «стенографического воспроизведения» бытовых ситуаций, пугающе точно излагая их «ненавистным, сумасшедшим языком очереди». Язык ее произведений стал выразителем «психопатологии обыденной жизни». Но только этот необыкновенный стиль Петрушевской и смог вызвать «эффект самовыражающейся жизни», сделав ее одной из самых заметных фигур в современной прозе.

 

Признание и слава к писательнице пришли во второй половине 1980-х годов, после значительных изменений в политической и культурной жизни страны. Но её творчество остаётся недостаточно исследованным с художественной точки зрения. Полемика вокруг произведений Л.Петрушевской , сопровождающая писательницу с самых первых публикаций, продолжается до настоящего времени. Противоречивость частных суждений практически всех, кто когда-либо писал о Л.Петрушевской , сопровождалась единством мнений в оценке всего её творчества как явления неординарного.

 

Специальных работ, посвященных изучению творчества Л. Петрушевской на уроках литературы в школе нет. Между тем, это ключевая проблема, сквозь призму которой можно проследить динамику мировосприятия писательницы, увидеть становление и развитие художественного мира Л Петрушевской , особенности её неповторимого авторского стиля. Именно этим определяется актуальность нашего исследования. Проведённая работа является попыткой прояснить особенности художественной системы малой прозы Л. Петрушевской при ее изучении на уроках литературы в школе. Связь художественных способов воплощения замысла писательницы с жанром произведения очевидна, поскольку литературное произведение реально лишь в форме определённого жанра. Именно жанр определяет систему композиционно-речевых форм эпического прозаического произведения, способы его членения и сцепления частей, природу художественного времени и так далее. Жанровое разнообразие ее произведений достаточно велико. Вопрос об изучении современной литературы с точки зрения повествовательных тенденций приобретает в настоящее время особую актуальность, поскольку становится проблемой не только филологического, но и социокультурного характера, так как Л. Петрушевская в основном представительница так называемой «женской прозы».

 

В стилистических экспериментах, представляющих собой полемику с традиционными формами повествования (всеведением автора, прямым авторским самоопределением), у Л. Петрушевской и ее современников правомерно видеть отражение сознания современного человека со всеми укоренившимися в нем культурными идеологиями. Изучение новейшей литературы с точки зрения повествовательных тенденций становится одной из актуальнейших проблем современного литературоведения.

 

Основной корпус исследований составляет журнальная и газетная критика. Петрушевская - один из немногих современных авторов, чье творчество находится под пристальным вниманием критики: практически ни одно ее произведение не осталось незамеченным. Противоречивость частных суждений всех, кто когда-либо писал о Петрушевской, сопровождалась единством мнений в оценке всего ее творчества как явления неординарного.

Почти все критические исследования о прозе Петрушевскои, начиная с самых ранних и заканчивая новейшими, содержат порой взаимоисключающие концепции образа повествователя. Если Т. Морозова говорит, что повествование Петрушевской озвучено голосом «рассказчицы-сплетницы, умной и внимательной к человеческим грешкам», то

1 Анализируя журнальную прозу 1988 года, С. Чупринин отметал, что наряду с произведениями отчетливой социальной проблематики существует и «другая проза» - «(другая и по проблематике, и по нравственным акцентам, и по художественному языку». Более радикально настроенная критика говорила об этой прозе как о «чернухе» в литературе.

2. Об эффекте «шоковой терапии» у Л. Петрушевскои писала Л. Улицкая: «Вот писатель, поставивший «талантливый в глубокий социальный диагноз. Этот диагноз всегда казался мне очень жестоким. Но убедительным».

3. Определение прозы Л. Петрушевской как «поэтики вульгарного, восславляющего тлен и разложение и безжалостное равнодушие к людям» (Ованесян ?. Творцы распада //Молодая гвардия,- 1992.- №34.- С.249-252) соседствует с мнением о том, что «изображение распада содержит в себе активный заряд гуманности и сострадания и побуждает пересмотреть образ жизни в гораздо большей степени, чем открытые призывы и высказанные автором осуждения» (Невзглядова Е. Сюжет для небольшого рассказа //Нов. мир.- 1988.-№4.-С.256-258).

 

М. Липовецкому «тон повествования» автора видится совершенно иным, достигающим «глубины взаимного понимания» между повествователем и героем.

 

На основе всего сказанного можно выделить следующую цель работы: Проанализировать особенности изучения творчества Л. Петрушевской в современной критике и на уроках литературы.

 

 

 

 Краткая биография

 

известная поэтесса и прозаик, драматург, сценарист, переводчик. Отлично поет, причем в самых разных музыкальных направлениях.

 

Родилась 26 мая 1938 г. в Москве в семье служащего. Отец — Стефан Антонович Петрушевский, философ, занимался проблемами марксистско-ленинской этики и научного атеизма; мать — Валентина Николаевна Яковлева.Внучка лингвиста Н. Ф. Яковлева, создателя письменностей для ряда народов СССР.

Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 – редактором на Центральной студии телевидения.

 

В самом начале 20-го века Петрушевские завели традицию – устраивали домашние спектакли. Людочка даже не думала, что когда-то будет литератором, она собиралась связать свою жизнь со сценой, мечтала стать оперной певицей. Ее отдали в вокальную студию, но звездой оперы она так и не стала.

 

В 1941-м Люда, ее бабушка и дедушка по материнской линии были эвакуированы в Куйбышев. Среди нехитрого скарба, взятого в дорогу, были четыре книги, в том числе сборник стихов Владимира Маяковского и учебник по истории ВКП(б).

 

Так как читать ее не учили, девочка просто листала газеты, и именно по ним выучила азбуку. Когда начала читать, то делала это тайком от деда, учила стихи наизусть, и выдавала целые цитаты. Бабушка рассказала ей, что когда-то нравилась поэту Маяковскому, он даже хотел на ней жениться, но она ответила взаимностью лингвисту Яковлеву.

 

После победы Людмила снова оказалась в Москве, окончила школу и стала студенткой МГУ им.Ломоносова. Она выбрала журналистику. Ее трудовая биография началась с работы в должности корреспондента в издательстве, потом продолжилась на Всесоюзном радио, где ей доверили вести программу «Последние известия».

 

В 34 года Людмила стала редактором Центрального ТВ, в ее обязанности входило составление отзывов о программах на тему экономики и политики, как, к примеру, «Шаги пятилетки». Однако на Петрушевскую начали жаловаться, поэтому спустя год она ушла с телевидения, и больше ни разу не пыталась найти себе работу.

 

Ее талант исключительно многогранен: она прозаик, драматург, сценарист, поэт, автор живописных работ. Поскольку ее творчество косвенно, а иногда и непосредственно (в мемуаристике и автобиографической прозе), связано с ее биографией, начнем с биографической справки. Дедом Петрушевской по материнской линии был крупный лингвист профессор Н.Ф.Яковлев, основатель Московского лингвистического кружка. Бабушка по материнской линии - В.И.Вегер - из семьи старых большевиков, большинство членов которой были в 1930-е годы репрессированы и расстреляны. Мать и отец Петрушевской учились в ИФЛИ. В годы войны будущая писательница вместе с бабушкой и тетей жила в эвакуации в Куйбышеве. Это было голодное, тяжелое время. После возвращения в Москву в 1947-ом ее бесприютное существование продолжается, начинаются скитания по родственникам, потом она попадает в детский дом для ослабленных детей в Уфе. Эти впечатления отразились в автобиографической книге «Маленькая девочка из Метрополя» (2006), куда вошли реальные истории, повести и новеллы о жизни автора. В свою очередь они объясняют, почему в произведениях Петрушевской взгляд на мир столь трагичен, почему так много места в ее произведениях занимает описание скудного, убогого быта.

 

 

 

Анализ творчестваЛИТЕРАТУРА

Писать Людмила начала еще в студенческие годы. Тогда это были сценарии, по которым проходили творческие вечера в вузе и шуточные стишки. Однако заниматься всерьез литераторством она и не думала. Ее первый рассказ под названием «Через поля» был напечатан только в 1972 году, в ленинградском журнале «Аврора». Потом был долгий перерыв, и следующее свое произведение она напечатала во второй половине 80-х.

 

 

Но литературное творчество талантливого прозаика было по достоинству оценено режиссерами небольших театров. В 1979-м, в Доме культуры «Москворечье» режиссер Роман Виктюк поставил спектакль под названием «Уроки музыки», по одноименной пьесе, написанной шестью годами ранее. После премьерного показа известный режиссер Эфрос отметил, что работа отменная, и добавил, что, к сожалению, советская цензура никогда ее не пропустит. Слишком правдивыми и радикальными были мысли автора, чтобы их демонстрировать зрителю. Интуиция Анатолия Эфроса не подвела, пьесу действительно запретили, а артистов театральной труппы просто разогнали.

 

Спустя некоторое время студенты Львовского политеха создали театр, на сцене которого поставили «Чинзано». А вот на сцене профессиональных театров произведения Петрушевской начали ставить только к середине 80-х. Первым решился БДТ с Юрием Любимовым, в его репертуаре появилась постановка «Любовь», потом «Современник» поставил «Квартиру Коломбины».

 

Людмила продолжала плодотворно работать, она писала массу пьес, рассказов, стихов, но все они отправлялись в стол. Их не публиковали, потому что там была неприкрытая правда о жизни простого народа в стране Советов, а это очень не нравилось ее руководству.

 

В 1961 г. Петрушевская закончила факультет журналистики МГУ, уехала на целину. После возвращения работала радиожурналистом, корреспондентом московских газет, редактором на телевидении. С 1963-го года она пробует свои силы в прозе, но ее произведения долгое время не печатали, поскольку они казались чрезмерно мрачными. Первые рассказы «История Клариссы», «Рассказчица» были опубликованы в журнале «Аврора» в 1972 г. В это же время Петрушевская начинает писать пьесы, которые и приносят ей известность. Она становится членом студии А.Арбузова. Вначале ее пьесы ставились на небольших полупрофессиональных сценах. Р.Виктюк поставил на сцене Студенческого театра МГУ «Уроки музыки» (1973, 1-я публ.1983). В 1981-82 годы Ю.Любимовым в театре на Таганке была поставлена одноактная пьеса «Любовь» (нап. 1974, опубл. 1979). В «Современнике» в 1985 г. с большим успехом прошел спектакль по пьесе «Квартира Коломбины» (1981). Вслед за ним в 1986-1987 на сцене этого театра были поставлены «Чинзано» (1973), «Три девушки в голубом» (1980). В конце 1980-х вышли несколько сборников ее пьес: «Пьесы ХХ века» (1988), «Три девушки в голубом» (1989). Петрушевская также пишет пьесы для детей «Два окошка» (1975), «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» (1975), «Золотая богиня» (1986) и др.

Как прозаик она становится популярна, начиная с конца 1980-х. В 1988 г. вышел сборник ее рассказов «Бессмертная любовь». В «Новом мире» были опубликованы повести «Свой круг» (1988), «Время ночь» (1992), циклы рассказов «Реквиемы», «Песни восточных славян». Начиная с 1993 г. выходит целый ряд сборников ее рассказов и повестей: «По дороге бога Эроса» (1993), «Тайна дома» (1995), «Бал последнего человека» (1996) «Дом девушек» (1998), «Настоящие сказки» (2000). Одновременно Петрушевская экспериментирует с поэтическими формами. В 1994 г. она опубликовала в «Новом мире» написанный верлибром «Карамзин. Деревенский дневник».

 

В 1996 г. было издано пятитомное собрание сочинений Петрушевской, а в 2004-ом вышел первый роман писательницы - «Номер Один или В садах других возможностей».

В жанровом отношении все произведения Петрушевской условно можно разделить на три группы: реальные, мистические и сказки. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. В «реальных» сквозь быт проступают вечные образы и сюжеты. А мистические произведения и сказки полны современных реалий нашей обыденной жизни, которые не только не мешают размышлять об идеальном, чудесном, о том, что находится за границами реальности, а наоборот, заставляют поверить в возможность чуда. https://studopedia.ru/1_31929_lyudmila-stefanovna-petrushevskaya.html

 

В «реальных» рассказах и пьесахПетрушевской читателя обычно потрясает чрезмерность в нагнетании безысходных обстоятельств. Этим произведениям присущи натуралистичность в воссоздании ситуаций, страшных именно своей обыденностью. Ее герои – люди одинокие, часто неустроенные в жизни, как правило, глубоко несчастные. Причем их одиночество особого рода – одиночество среди толпы, в перенаселенной квартире, среди близких. Однако было бы ошибочно рассматривать прозу Петрушевской как очередной вариант натуралистического реализма. Не стремится она и к разоблачению пороков общества, к осуждению своих героев. Ее прозу пронизывает интонация горестной человечности, понимания и скорби. Причем это скорбь не столько по поводу несчастных судеб ее героев, «падших» и «заблудших», «униженных и оскорбленных», сколько по поводу искажения жизни в целом: «Однако... шуткой-смехом, шуткой-смехом, а все-таки болит сердце, все ноет оно, все хочет отмщения. За что, спрашивается, ведь трава растет, и жизнь неистребима, вроде бы. Но истребима, истребима, вот в чем дело» («Смотровая площадка»).

 

Как справедливо заметил критик М.Липовецкий, для Л.Петрушевской, «вечная, природным циклом очерченная ... логика жизни трагична». Не удивительно, что мир каждого из героев ее прозы замкнут. У каждого существует «свой круг», за пределы которого выйти они не в состоянии. Образ круга, который «берет свое начало» в рассказе «Свой круг», приобретает в художественном мире Петрушевской значение символа человеческого существования, бытия вообще. Причем этот порочный круг своего рода знак судьбы. Не случайно в ее произведениях ключевыми являются словосочетания типа: «темная судьба», «удары судьбы», «шаги судьбы», «разруха судьбы». В этом ряду значим и образ «западни», который возникает в повести «Время – ночь»: «Западня захлопывалась, как она захлопывается за нами ежедневно, но иногда еще сверху падало бревно, и в наступившей тишине все расползались, раздавленные». Здесь «западня» символизирует жестокий жизненный закон, противостоять которому невозможно. Но писательница заставляет задуматься о том, как жить в мире, где нет места надежде, как обрести опору в пространстве «порочного круга». Пожалуй, единственным способом «укрепиться» в поединке с судьбой является для ее героев любовь. В связи с этим неудивительно, что тема любви - основная в творчестве Петрушевской. О чем бы она ни писала, все - о любви, пусть странной, искаженной, деспотичной, любви-муке и любви-жалости, но все же о любви и о стремлении ее обрести, стать кому-то нужным. Страстное желание разделить с кем-то душевное тепло, найти в другом отклик, поддержку – вот что объединяет всех героев Петрушевской. Для тех из них, кто наделен твердым характером, кому присуща внутренняя сила (как, например, героине рассказа «Свой круг»), любовь является выражением чувства ответственности за тех, кто слабее. А для тех, кто сам слаб, любовь может стать грезой, мечтой об иной прекрасной жизни, где они чувствуют себя счастливыми или хотя бы нужными кому-то (как в рассказах «Скрипка», «Страна», «Темная судьба»). Рассмотрим в этом плане рассказ «Али-Баба», который открывает первую большую книгу прозы Петрушевской «По дороге бога Эроса» (1993).

 

 

Петрушевская писала в самых разных жанрах. К примеру, книга «Пуськи бятые» напоминала невинный детский лепет, а «Истории из моей собственной жизни» представляли собой роман-автобиографию. Жесткость и неприглядность реализма писательница показывает в своей книге «Время ночь». В «Нас украли» сюжет строится не на подмене детишек, как может показаться сразу, это итог размышлений о том, что «наверху» есть кто-то, создающий правила, которым вынуждены подчиняться «низы». В 2018-м эта книга была выдвинута на литературную премию «НОС». В «Богине парка» автор собрала новеллы о любви, мистические и юмористические рассказы, триллеры.

 

В 90-х годах прошлого века Петрушевская начала писать для детей. Так появились книги «Волшебные очки», «Сказка о часах», «Анна и Мария», «Матушка-капуста». Они были написаны в самых разных жанрах, от легенды до пародии, но писала она их с реальной жизни.

 

В 2007-м, в одном из издательств Санкт-Петербурга вышел сборник, получивший название «Московский хор». В него вошли пьесы «Бифем», «Сырая нога, или Встреча друзей», и много других. Через год, в 2008-м, выпустили цикл мультипликационных фильмов о поросенке Пете.

 

Критики часто спорят о том, чьим профилем наделен ежик в мультфильме «Ежик в тумане». Если хорошо присмотреться, то видно, что у этого мультяшного героя и Людмилы Петрушевской есть много общего. Сама писательница тоже подчеркивала это сходство в своих произведениях, но создатель мультфильма Юрий Норштейн придерживается другого мнения.

 

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьез не задумываясь о писательской деятельности.

Первым опубликованным произведением был рассказ “Через поля”, появившийся в 1972 в журнале “Аврора”. С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса “Уроки музыки” (1973) была поставлена Р. Виктюком в 1979 в театре-студии ДК “Москворечье” и почти сразу запрещена (напечатана лишь в 1983).

Постановка “Чинзано” была осуществлена театром “Гаудеамус” во Львове. Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е: одноактная пьеса “Любовь” в Театре на Таганке, “Квартира Коломбины” в “Современнике”, “Московский хор” во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать “в стол” – редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о “теневых сторонах жизни”.

 

Не прекращала работы, создавая пьесы-шутки (“Анданте”, “Квартира Коломбины”), пьесы-диалоги (“Стакан воды”, “Изолированный бокс”), пьесу-монолог (“Песни XX века”, давшую название сборнику ее драматургических произведений).

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Ее произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: “Приключения Веры”, “История Клариссы”, “Дочь Ксени”, “Страна”, “Кто ответит?”, “Мистика”, “Гигиена” и многие другие. В 1990 был написан цикл “Песни восточных славян”, в 1992 – повесть “Время ночь”.

 

Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: “Жил-был будильник”, “Ну, мама, ну!” – “Сказки, рассказанные детям” (1993); “Маленькая волшебница”, “Кукольный роман” (1996). Л. Петрушевская живет и работает в Москве.

 

 

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), квартирный вопрос («Квартира Коломбины»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», поиски любви и счастья («Любовь», «Лестничная клетка»)

 

Центральная тема прозы Петрушевской - тема женской судьбы. Петрушевская правдиво изображает жизнь семьи, трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком («Приключения Веры», «Дочь Ксени», «Отец и мать», «Случай Богородицы», «Бедное сердце Пани», «Материнский привет», «Время ночь», «Кто ответит? и др.). Главная героиня рассказа «Свой круг» отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке.

 

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока, как изначальной предопределенности человечества («Нюра прекрасная», «Смысл жизни»). Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет («Страна», «Мост Ватерлоо», «Бог Посейдон», «Два царства»).

 

Проза Петрушевской богата обращениями к мифологическим, фольклорным, литературным сюжетам и образам. В 1990 г. написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время – ночь».

 

В последние годы Петрушевская обращается к жанру «Сказок для всей семьи»: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993), «Маленькая волшебница»,

 

В настоящее время Людмила Стефановна сотрудничает со Студией ручного труда, где работает над созданием анимационных лент. Она написала произведения «»Улисс: ехали-приехали», «Беседы К.Иванова». Помимо этого, Петрушевская увлеклась живописью, она пишет картины, реализует их, а средства от продажи передает в детские дома. Ее можно встретить в «Кабаре одного автора», где писательница поет хиты 20-го века, читает собственные стихи и записывает свои альбомы.

 

 

Людмила Петрушевская начала писать в конце 60-х годов. Но за первыми публикациями рассказов и пьес с 1971 по 1974 годов наступили годы вынужденного молчания – её проза и драматургия были запрещены. Но уже вначале 80-х прошли на столичной сцене спектакли по книгам Петрушевской, а первый сборник прозы «Бессмертная любовь» принёс автору признание читателей.

В её произведениях есть комические сюжеты, элементы фэнтези и триллера, истории любви и просто житейские истории.

Примечательны её сказки для взрослых. Здесь надо отдать должное фантазии Петрушевской. Сказки невозможно пересказать, иногда трудно и понять. Но читать их весело. Они смешные. В сборнике «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» сказочные приключения происходят с плотвой Клавой, карпом дядей Серёжей, мышью Софой, волком Семёном Алексеевичем и другими зоологическими личностями. Так, в сказке «Княжна» мышь Василий сделал умный вывод: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь съесть сегодня, таков основной закон», а в другой сказке «плотва Клава оценила известный лозунг Карла Маркса: счастье – это когда дети сыты, обуты, одеты, здоровы и их нет дома». В «Семейной сцене» комар Стасик полюбил свинью Аллу, а она его не признавала, лежала совершенно раздетая на берегу и обмахивалась ушами, так что и подлететь было боязно. Стасик горько смеялся над своей бедой, над своей слабостью, а свинья Алла твердила одно и то же: «Знаем мы вас!». В сказке «Педикюр» «гусеница Николавна решила сменить пол и обратилась в госпиталь. Там ей забинтовали, а затем выписали под именем бабочки Кузьмы. Кузьма всё-таки звал себя Николавна и в минуты одиночества делал сам себе педикюр». Похож на анекдот рассказик в пол-листа «Роль». «Как-то раз плотва Клава захотела сниматься в кино и позвонила знакомому моллюску Андриану. Сказано – сделано, и Андриан пригласил её сниматься в фильме ужасов «Промышленное производство килек в Томате» (триллер)». Что же касается сказок «Пуськи бятые», «то дело обстояло так: слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, пела, а однажды (Слон Наташа стоймя торчала в кроватке) мама подумала и решила рассказать её сказку на её же языке «Сяпала Калуша по напушке. И увазила Бутявку». И слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать». Лингвистическая комедия звучит уже в названии сказок «Кузявость», «Перебирюшка», «Не псни».

   Напротив, очень грустны рассказы в цикле «Реквиемы». В каждом рассказе «как бы гонка со смертью – кто кого обойдёт». Выбрасывается с балкона семнадцатилетняя мать в «Йоко оно», «что-то не дало Саше так легко отнестись к своей жизни, что-то толкнуло ответить раз и навсегда, покончить с этим, не вытерпев этой жизни, как говорится» в рассказе «Жизнь – это театр».

 

   Интересен цикл мистических рассказов в сборнике «Два царства». Энергия потустороннего, тёмного не всегда направлена на зло.

Маленькая повесть «Три путешествия» возрождает старинный жанр мениппеи – путешествия на тот свет с возвратом обратно. О переселении душ повествует роман автора «Номер один или в Садах других возможностей».

       

Жёстким психологическим триллером можно определить каждое из содержимого книги «Конфеты с ликёром».

   Тема семьи проявляется и в повести «Маленькая Грозная», но злодейка здесь – мать. Она изгоняет своих детей во имя идеи сохранения очага.

 

5. Перечень наиболее известных произведений

 

Первым напечатанным произведением Петрушевской стал рассказ «Через поля», опубликованный в журнале «Аврора» в 1972 году.

 

 

Лишь после 1980 года на творчество Людмилы Петрушевской стали обращать внимание более известные театры. Это были постановки:

 

«Любовь» – Театр на Таганке.

«Квартира Коломбины» – «Современник».

«Московский хор» – МХАТ.

«Кабаре одного актера» – Театр им. А. Райкина.

Примечательно, что на протяжении длительного времени Людмила Петрушевская не могла печататься. Ее рассказы и пьесы не были официально запрещены, однако редакторы издательств не хотели принимать для публикации произведения на довольно тяжелые социальные темы. А Петрушевская именно их и писала. Впрочем, отказ в печати поэтессу не остановил.

Только в 1988 году была издана книга Людмилы Стефановны Петрушевской. После этого она начинает писать еще активнее – произведения появляются одно за другим. Именно тогда была написана одна из известнейших ее книг – «Три девушки в голубом», повествующая о нелегких судьбах трех родственниц.

 

Несмотря на то что книги на социальные темы, поэмы и стихи Петрушевская писала очень легко (чего стоит один ее цикл о жизни женщин!), постепенно она поменяла сферу деятельности. Писательница увлеклась созданием детских книг, а также пробовала сочинять любовные романы.

 

В 1984 году выходит ее новый цикл – лингвистические сказки «Пуськи бятые».

В 1990-2000 годах она написала «Лечение Василия», «Сказки про азбуку», «Настоящие сказки».

Чуть позже были изданы «Книга принцесс», «Приключения поросенка Петра». По мотивам сказок про поросенка Петра было создано несколько мультипликационных фильмов.

Последняя книга писательницы «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем» была выпущена в 2012 году. https://www.grc-eka.ru/biografii/lyudmila-petrushevskaya.html

 

 

6. Литературные премии, которые получил автор

      

 Произведения Людмилы Петрушевской переведены на 20 языков.

 

Лауреат Пушкинской премии фонда Тёпфера (1991)

Лауреат премий журналов:

«Новый мир» (1995)

«Октябрь» (1993, 1996, 2000)

«Знамя» (1996)

«Звезда» (1999)

Лауреат премии «Триумф» (2002)

Лауреат государственной премии России (2002)

Лауреат Бунинской премии (2008)

Литературная премия им. Н. В. Гоголя в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение : «Маленькая девочка из Метрополя», (2008)

Людмила Петрушевская получила Всемирную премию фэнтези — World Fantasy Award (WFA) — за лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году.

Сборник Петрушевской «Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребёнка: Страшные рассказы» (There Once Lived a Woman Who Tried To Kill Her Neighbor’s Baby) разделил премию с книгой избранных новелл американского писателя Джина Вулфа)

В 2013 году она стала лауреатом ежегодной Премии Олега Табакова за достижения в области культуры, получив награду "За вклад в русскую драматургию". https://www.liveinternet.ru/users/retrogm/post435237673

 

7. Отзывы критиков

8. Заключение

 

Таким образом, обобщая всё вышесказанное можно сказать, что творчество Л. Петрушевской несмотря на кажущуюся простоту очень многогранно. Малочисленные исследования, представленные в виде журнальных и газетных статей, рецензий, которые до этого рассматривали её творчество, не дают полной оценки творчеству Л. Петрушевской. Кто-то относит её к «другой прозе», некоторые к постмодернистской литературе. Возникнув в конце 60-х начале 70-х годов, творчество Л. Петрушевской не сразу нашло своего читателя, во многом благодаря резолюции А. Твардовского.

 

Книги в основном составляют так называемую «женскую прозу», «социальную прозу», но от массовой её отличает прежде всего необычность повествования, когда на коротком пространстве изображаются судьбы людей, их характеры пусть не в глубоком раскрытии, но подмечается одна какая-то деталь. Для раскрытия авторского замысла писательница использует различные приёмы. Выявить это помогает образ рассказчицы, язык произведения. Неслучайно именно её книги используют сейчас многие лингвисты и обычные школьные учителя в плане изучения лексики.(«Пуськи Бятые»). Но практически во всех произведениях прослеживается тема «маленького человека», так активно используемая в творчестве писателей-классиков. Пусть эта тема претерпевает изменения в ходе переоценки системы ценностей самой Л. Петрушевской. Но она ведь есть, что и ставит писательницу в одну ногу с маститыми писателями. Творчество Л. Петрушевской сложно для восприятия, поэтому её произведения надо изучать на более позднем этапе становления личности ученика. В частности для подготовки к ЕГЭ, написание части «С», которая содержит вопросы по поиску примеров из жизни или из прочитанных художественных произведений. Рассказы Петрушевской яркий этому пример, как бытоописательные произведения, рассказывающие о жизни простых людей, попадающих в различные ситуации, нередкие в нашей судьбе.

 

заставляет не только увидеть нашу жизнь со стороны, взглянуть на себя, на своих одноклассников, оценить увиденное, заставляет задуматься над тем, что есть добро и что есть зло в нашем мире, каков духовный мир моего современника и есть ли у него выбор жизненного пути.   

 

Я считаю, что изучать её произведения необходимо, но изучать обзорно, в контексте эпохи, затрагивая отдельные произведения.

 

https://spblib.ru/catalog/-/books/12180198-lyudmila-petrushevskaya-v-sadakh-drugikh-vozmozhnostey

 

 

Славникова О. Петрушевская и пустота (Анализ творчества Л. Петрушевской) / О. Славникова // Вопросы литературы. – 2000. - март - апр. - С. 47 - 61.

 

Холодяков И.В. Художественный и духовный мир «другой прозы»: Рассказ Л. Петрушевской «Свой круг» ХI класс. Урок / И.В. Холодяков // Литература в школе. – 2001. - № 2. – С. 38 – 40.

 

Рецензии:

Петрушевская Л. Два рассказа / Л. Петрушевская // Аврора. 1988 - №9. – Содерж.: Грипп, Али – баба.

 

Рец.: Вирен Г. Такая любовь // Октябрь . – 1989. - С.203 - 204.

Петрушевская Л. Новые Робинзоны: Хроника ХХ века / Л. Петрушевская // Новый мир. – 1989. - № 8.

 

Рец.: Иванова Т. Пройти через отчаяние // Юность. – 1990. - № 2. - С. 89 – 94.

Урицкий А. Без надежды / А. Урицкий // Независим. газ. – 2000. – 24 нояб. – С.7.

 

Рец.: Петрушевская Л. Рассказы: [«Западня»; «Найди меня, сон»; «Детский праздник»; «Два бога»; «Колыбельная птичьей родины»; «Дом с фонтаном»] // Знамя. – 2000. - № 10.

 

Петрушевская Л. Свой круг: [Повесть] / Л. Петрушевская // Новый мир. – 1988. - № 1.

Рец.: Вирен Г. Такая любовь // Октябрь. – 1989. - № 3. - С. 203 – 204.

 

https://www.skachatreferat.ru/referaty/Людмила-Стефановна-Петрушевская/62870.html


 

 https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-postmodernizm-petrushevskaya-l-zhizn-i-tvorchestvo-1202816.html  https://infourok.ru/prezentaciya_uroku_vneklassnogo_chteniya_v_11_klasse_po_rasskazu_l_petrushevskoy-480648.htm

 

Приложение


Людмила Стефановна Петрушевская

ПУСЬКИ БЯТЫЕ (1984)


Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.