Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новгородская и Московская Русь



 

Католическая культовая музыка средних веков и Возрождения: Православная культовая музыка средних веков и Возрождения:
Основные формы католического пения: амвросианское (IV век – не сохранилось) Амвросий Медиоланский (ок. 340–397) – миланский епископ, богослов и поэт   григорианское (с рубежа VI–VII веков) Григорий I (ок. 540–12 марта 604)   тропирование григорианского хорала ̶   добавление (обычно молитвословного) текста к существующему распеву ̶ впервые зарегистрирован в рукописи X века   лютеранское пение (XVI век) Основные формы русского православного пения: знаменное пение (X–XVII века) Глас, попевка, невма Глас - не только мелодическая, но и временная категория - имеет символический смысл - священный ритм богослужебного года (ориентация относительно Пасхи - печать Вечности на земное время Принцип осмогласия - восемь гласов - число Будущего Века и Вечности - символически выражает вечное молитвенное предстояние человека перед Пресвятой Троицей 1 глас - торжественный - прогоняет леность, сон, смущение 2 глас - кротость - утешает и отгоняет печаль 3 глас - бурный - духовная брань 4 глас. двоякий: радость - печаль, действие благодати 5 глас - успокаивает душевное волнение, плач о грехах 6 глас - благочестивые чувства - любовь 7 глас - мягкий, трогательный, призывает просить о милости 8 глас - вера в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души Попевка - система мелодических знаков, специальных интонационно-временных символов, приводящих человека к конкретному и актуальному переживанию Вечности (продукт соборного творчества) Невма - жизненная конкретность попевки - таинственная и неуловимая динамическая сущность интонирования (пение как продолжение умного делания, указание на вопль умный внутри, движение голоса - молитвенное движение сердца. Таким образом - триада: глас - попевка - невма - духовная и конструктивная основа принципа распева и всей системы церковного (византийского) пения. Принят в России, исчез из практики вместе с системой знаменного распева. кондакарное (не сохранилось) демественное пение   ̶ один из основных распевов русской церкви. Самое раннее упоминание относится к 1441 году. Характер пения до сих пор остается неизвестным. Обычно хор и певцы исполняли его при праздничных богослужениях. Был распространен в Новгороде в середине XVI века. Считалось, что его привезли греческие певцы. строчное (с XV века) братья Роговы и их ученики   партесное (с XVII века) ̶ под влиянием католического пения, раннее барокко
Ведущие жанры католической музыки: псалом ̶ песнопения и молитвы на ветхозаветные тексты, авторство которых традиция приписывает царю Давиду, вошли в обиход задолго до рождения христианства                 амвросианский гимн ̶ IV век, доминирует ритм (танец) григорианский хорал ̶ рубеж VI–VII веков, доминирует мелодия (слово  ̶ канонический текст) протестантский хорал XVI век (Германия, Лютер), доминирует гармония (многоголосие, гомофония)   юбиляция   ̶ троп «клич радости бессловесной», с IX века стал подтекстовываться секвенция   ̶ с IX века тропы с неканоническим текстом   органум   ̶ ранняя полифония (с IX века), движение параллельными интервалами, а также включение тропов ̶ импровизаций внутри голосов Леонин (1133-1201) Перотин Великий (1158-1227) Органум кондукт   ̶ средневековая песня на латинском языке, расцвет во второй половине 12 ̶ первой половине 13 веков во Франции. Кондукты могли петь в ходе литургических процессий (разновидность крестного хода), в частости, при смене событий в литургической драме мотет   ̶ многоголосная молитва (с XII века во Франции) месса (первое описание IX век) Структура григорианской мессы: 1) интроит - антифоны во время сбора молящихся, прибытие духовенства до момента занятия мест; 2) литания - мольба Богу о помиловании; 3) градуальный респонсорий - произносился с возвышения, роль проповеди; 4) аллилуйя - перед чтением Евангелия; 5) офферторий - во время приношения даров; 6) Agnus Dei и Benedictus (“Агнец Божий” и “Благославляем Тебя) 7) Сommunio - разделы во время причастия   Ведущие жанры русской православной музыки: малый знаменный распев (до XVI века) большой знаменный распев (XVI век) при Иване Грозном – хор государевых певчих дьяков тропарь кондак стихира канон литургия  
Западноевропейская светская музыка средних веков: Русская светская музыка средних веков:
Англия Ричард Львиное Сердце (1157-1199) Германия Вальтер фон дер Фогельвейде (1160-1228) Песня Палестинская песня Франция Адам де ла Аль (1237-1288) «Игра о Робене и Марион» Новгород ̶ искусство скоморохов При дворе Ивана Грозного ̶ Потешная палата Колядки Былины
Ведущие жанры светской вокальной музыки западноевропейского Возрождения: лауда (XIII–XIV века) баллата (XIV век) качча (XIV–XVI века) фроттола (конец XV–начало XVI века) вилланелла (XV–XVI века) мадригал (конец XIII–середина XVII века) канцонетта (XVI век Ведущие жанры русской светской вокальной музыки Возрождения псальм (бытовая многоголосная песня духовного содержания)   канты Сильны во злобе Буря море раздымает На взятие Дербента
Инструментальная музыка западноевропейского Возрождения:  Основные музыкальные инструменты: лютня клавесин орган  ̶ с VIII века виола Русская инструментальная музыка Возрождения Языческие музыкальные инструменты: колокольчики (самые древние, были широко распространены) гусли рога Христианские музыкальные инструменты Била Колокольни и звонницы На фресках Киево-Софийского собора скоморохи играют на арфе, трубе, домбре, фрейте
Основные жанры западноевропейского Возрождения: вариации прелюдия фантазия ричеркар токката Основные жанры русского Возрождения: стихира псальм кант  
Наиболее значительные композиторы западноевропейского Возрождения: Наиболее значительные русские распевщики Возрождения:
Италия:              Ф. Ландино (ок. 1325 –1397) Качча Баллата Мадригал Дж. Габриелли (1557–1613)   Дж. Палестрина (ок. 1525–1594) Мадригал Канцонетта Месса папы Марчелло Дж. Фрескобальди (1583–1643)

Новгородская и Московская Русь

Рогов Савва ум. 1577 или 1578 большой знаменный распев

Рогов Василий (1520–1603) строчное пение

Федор Крестьянин (2 половина 1530-х годов Новгород – 1607 Москва)

Стихира

Иван Нос (до середины 1530-х годов - после 1582)

Стефан Голыш (до середины 1530-х годов -

2 половина 16 века)

Иван Грозный

Стихира

Нидерланды: Ж. Депре (ок. 1450–1521) Мадригал Мотет Месса О. Лассо (ок. 1532–1594) Эхо Я. Свелинк (1562–1621) Вариации для органа
Франция: Г. Машо (1300–1377) Месса Нотр-дам Месса как музыкальная концепция складывается к XIV веку. Песнопений, входивших в богослужение постоянно, было 5: 1. Kyrie eleison (“Господи, помилуй”); 2. Gloria (“Слава”); 3. Credo (“Верую”); 4. Sunctus и Benedictus (“Свят” и “Благословен”); 5. Agnus Dei (“Агнец Божий”). Это была месса обязательная (ординариум).   К. Жанекен (1480–1560) Полифонические песни – шансон «Пение птиц» «Болтовня прачек» («Женская болтовня»)
Испания: А. Кабесон (1510–1566) Музыка для органа
Германия: Г. Шютц (1585–1672) Немецкие мадригалы Д. Букстехуде (1637–1707)
Англия: У. Бёрд (1543–1623) Волынка для клавесина Возница насвистывает для клавесина Дж. Булл (1562–1628) Дж. Дауленд (1562–1626) Страдания Доуленда для клавесина
Западноевропейские музыкально-театральные жанры средних веков и Возрождения: Русские музыкально-театральные жанры средних веков и Возрождения:
Исполнители в общем смысле ̶ гистрионы К 11 веку ̶ 3 группы: 1) Буффоны ̶ комики 2) Жонглеры ̶ импровизаторы 3) Трубадуры ̶ поэты-певцы Исчезло в конце XIII века Литургическая драма с IX века, сначала священники, затем привлекались гистрионы Литургическая драма «Действо о Данииле», XIII век Встречаются фрески, где ряженые музыканты, паяцы и акробаты изображены в костюмах гистрионов, использовали опыт мимов Древнего Рима ̶ их называли скоморохами   Религиозное действо Пещное действо (вариант Литургической драмы, предположительно из Византии, упоминается в XV веке, но не сохранилось) ̶ распространено в XVI-XVII веках
Франция Адам де ла Аль (1237-1288) «Игра о Робене и Марион», возможно, первая нерелигиозная пьеса европейского театра, написана в Неаполе около 1285 годе Н. Дилецкий (ок. 1630–1680) создатель партесного пения Партесные песнопения «Единородный сыне» «Тело Христово» Воскресный канон  
Италия О. Векки (1550–1605) Мадригальная комедия «Амфипарнас» (1594) Россия Вас. Титов (ок. 1650–1710) Партесный концерт в честь Полтавской победы на 12 голосов Псальмы на стихи «Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого Песнопение «Днесь Христос»  
Италия Флорентийская камерата Я. Пери (1561–1633) автор текста поэт О. Ринуччини Опера «Эвридика»    
Италия К. Монтеверди (1567–1643) Опера “Орфей” Мадригалы  
Франция Ж.–Б. Люлли (1632–1687) создатель жанра «лирической трагедии» Опера «Аттис» Музыка к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»  
Англия Г. Пёрселл (1659–1695) Опера “Дидона и Эней” Токката клавесин  
Италия Ал. Скарлатти (1660–1725) (неаполитанская оперная школа) Создатель жанра opera seria («серьезная опера») Ария из оперы Ария из кантаты Франция Ф. Куперен (1668–1733)) Пьесы из сюит для клавесина (Молоточки, Жнецы)  
Италия А. Корелли (1652–1713) Соната для скрипки и органа (церковная соната) Соната для скрипки и клавесина (камерная соната)  
Италия А. Вивальди (1678–1741) Концерт для скрипки соло с камерным оркестром Concerti grossi (большие концерты) “Времена года”  
Италия Д. Скарлатти (1685–1757) Сонаты для клавесина  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.