Главная
Контакты
Случайная статья
|
Новгородская и Московская Русь
Католическая культовая музыка средних веков и Возрождения:
| Православная культовая музыка средних веков и Возрождения:
| Основные формы католического пения:
амвросианское (IV век – не сохранилось)
Амвросий Медиоланский (ок. 340–397) – миланский епископ, богослов и поэт
григорианское (с рубежа VI–VII веков)
Григорий I (ок. 540–12 марта 604)
тропирование григорианского хорала ̶
добавление (обычно молитвословного) текста к существующему распеву ̶ впервые зарегистрирован в рукописи X века
лютеранское пение (XVI век)
| Основные формы русского православного пения:
знаменное пение (X–XVII века)
Глас, попевка, невма
Глас - не только мелодическая, но и временная категория - имеет символический смысл - священный ритм богослужебного года (ориентация относительно Пасхи - печать Вечности на земное время
Принцип осмогласия - восемь гласов - число Будущего Века и Вечности - символически выражает вечное молитвенное предстояние человека перед Пресвятой Троицей
1 глас - торжественный - прогоняет леность, сон, смущение
2 глас - кротость - утешает и отгоняет печаль
3 глас - бурный - духовная брань
4 глас. двоякий: радость - печаль, действие благодати
5 глас - успокаивает душевное волнение, плач о грехах
6 глас - благочестивые чувства - любовь
7 глас - мягкий, трогательный, призывает просить о милости
8 глас - вера в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души
Попевка - система мелодических знаков, специальных интонационно-временных символов, приводящих человека к конкретному и актуальному переживанию Вечности (продукт соборного творчества)
Невма - жизненная конкретность попевки - таинственная и неуловимая динамическая сущность интонирования (пение как продолжение умного делания, указание на вопль умный внутри, движение голоса - молитвенное движение сердца.
Таким образом - триада: глас - попевка - невма - духовная и конструктивная основа принципа распева и всей системы церковного (византийского) пения.
Принят в России, исчез из практики вместе с системой знаменного распева.
кондакарное (не сохранилось)
демественное пение ̶ один из основных распевов русской церкви. Самое раннее упоминание относится к 1441 году. Характер пения до сих пор остается неизвестным. Обычно хор и певцы исполняли его при праздничных богослужениях. Был распространен в Новгороде в середине XVI века. Считалось, что его привезли греческие певцы.
строчное (с XV века) братья Роговы и их ученики
партесное (с XVII века) ̶ под влиянием католического пения, раннее барокко
| Ведущие жанры католической музыки:
псалом ̶ песнопения и молитвы на ветхозаветные тексты, авторство которых традиция приписывает царю Давиду, вошли в обиход задолго до рождения христианства
амвросианский гимн ̶ IV век, доминирует ритм (танец)
григорианский хорал ̶ рубеж VI–VII веков, доминирует мелодия (слово ̶ канонический текст)
протестантский хорал XVI век (Германия, Лютер), доминирует гармония (многоголосие, гомофония)
юбиляция ̶ троп «клич радости бессловесной», с IX века стал подтекстовываться
секвенция ̶ с IX века тропы с неканоническим текстом
органум ̶ ранняя полифония (с IX века), движение параллельными интервалами, а также включение тропов ̶ импровизаций внутри голосов
Леонин (1133-1201)
Перотин Великий (1158-1227)
Органум
кондукт ̶ средневековая песня на латинском языке, расцвет во второй половине 12 ̶ первой половине 13 веков во Франции. Кондукты могли петь в ходе литургических процессий (разновидность крестного хода), в частости, при смене событий в литургической драме
мотет ̶ многоголосная молитва (с XII века во Франции)
месса (первое описание IX век)
Структура григорианской мессы:
1) интроит - антифоны во время сбора молящихся, прибытие духовенства до момента занятия мест;
2) литания - мольба Богу о помиловании;
3) градуальный респонсорий - произносился с возвышения, роль проповеди;
4) аллилуйя - перед чтением Евангелия;
5) офферторий - во время приношения даров;
6) Agnus Dei и Benedictus (“Агнец Божий” и “Благославляем Тебя)
7) Сommunio - разделы во время причастия
| Ведущие жанры русской православной музыки:
малый знаменный распев (до XVI века)
большой знаменный распев (XVI век)
при Иване Грозном – хор государевых певчих дьяков
тропарь
кондак
стихира
канон
литургия
| Западноевропейская светская музыка средних веков:
| Русская светская музыка средних веков:
| Англия
Ричард Львиное Сердце (1157-1199)
Германия
Вальтер фон дер Фогельвейде (1160-1228)
Песня
Палестинская песня
Франция
Адам де ла Аль (1237-1288)
«Игра о Робене и Марион»
| Новгород ̶ искусство скоморохов
При дворе Ивана Грозного ̶ Потешная палата
Колядки
Былины
| Ведущие жанры светской вокальной музыки западноевропейского Возрождения:
лауда (XIII–XIV века)
баллата (XIV век)
качча (XIV–XVI века)
фроттола (конец XV–начало XVI века)
вилланелла (XV–XVI века)
мадригал (конец XIII–середина XVII века)
канцонетта (XVI век
| Ведущие жанры русской светской вокальной музыки Возрождения
псальм (бытовая многоголосная песня духовного содержания)
канты
Сильны во злобе
Буря море раздымает
На взятие Дербента
| Инструментальная музыка западноевропейского Возрождения:
Основные музыкальные инструменты:
лютня
клавесин
орган ̶ с VIII века
виола
| Русская инструментальная музыка Возрождения
Языческие музыкальные инструменты:
колокольчики (самые древние, были широко распространены)
гусли
рога
Христианские музыкальные инструменты
Била
Колокольни и звонницы
На фресках Киево-Софийского собора скоморохи играют на арфе, трубе, домбре, фрейте
| Основные жанры западноевропейского Возрождения:
вариации
прелюдия
фантазия
ричеркар
токката
| Основные жанры русского Возрождения:
стихира
псальм
кант
| Наиболее значительные композиторы западноевропейского Возрождения:
| Наиболее значительные русские распевщики Возрождения:
| Италия:
Ф. Ландино (ок. 1325 –1397)
Качча
Баллата
Мадригал
Дж. Габриелли (1557–1613)
Дж. Палестрина (ок. 1525–1594)
Мадригал
Канцонетта
Месса папы Марчелло
Дж. Фрескобальди (1583–1643)
| |
Новгородская и Московская Русь
Рогов Савва ум. 1577 или 1578 большой знаменный распев
Рогов Василий (1520–1603) строчное пение
Федор Крестьянин (2 половина 1530-х годов Новгород – 1607 Москва)
Стихира
Иван Нос (до середины 1530-х годов - после 1582)
Стефан Голыш (до середины 1530-х годов -
2 половина 16 века)
Иван Грозный
Стихира
|
Нидерланды:
Ж. Депре (ок. 1450–1521)
Мадригал
Мотет
Месса
О. Лассо (ок. 1532–1594)
Эхо
Я. Свелинк (1562–1621)
Вариации для органа
|
Франция:
Г. Машо (1300–1377)
Месса Нотр-дам
Месса как музыкальная концепция складывается к XIV веку.
Песнопений, входивших в богослужение постоянно, было 5:
1. Kyrie eleison (“Господи, помилуй”);
2. Gloria (“Слава”);
3. Credo (“Верую”);
4. Sunctus и Benedictus (“Свят” и “Благословен”);
5. Agnus Dei (“Агнец Божий”).
Это была месса обязательная (ординариум).
К. Жанекен (1480–1560)
Полифонические песни – шансон
«Пение птиц»
«Болтовня прачек» («Женская болтовня»)
|
Испания:
А. Кабесон (1510–1566)
Музыка для органа
|
Германия:
Г. Шютц (1585–1672)
Немецкие мадригалы
Д. Букстехуде (1637–1707)
|
Англия:
У. Бёрд (1543–1623)
Волынка для клавесина
Возница насвистывает для клавесина
Дж. Булл (1562–1628)
Дж. Дауленд (1562–1626)
Страдания Доуленда для клавесина
|
Западноевропейские музыкально-театральные жанры средних веков и Возрождения:
| Русские музыкально-театральные жанры средних веков и Возрождения:
|
Исполнители в общем смысле ̶ гистрионы
К 11 веку ̶ 3 группы:
1) Буффоны ̶ комики
2) Жонглеры ̶ импровизаторы
3) Трубадуры ̶ поэты-певцы
Исчезло в конце XIII века
Литургическая драма с IX века, сначала священники, затем привлекались гистрионы
Литургическая драма «Действо о Данииле», XIII век
| Встречаются фрески, где ряженые музыканты, паяцы и акробаты изображены в костюмах гистрионов, использовали опыт мимов Древнего Рима ̶ их называли скоморохами
Религиозное действо
Пещное действо (вариант Литургической драмы, предположительно из Византии, упоминается в XV веке, но не сохранилось) ̶ распространено в XVI-XVII веках
|
Франция
Адам де ла Аль (1237-1288)
«Игра о Робене и Марион», возможно, первая нерелигиозная пьеса европейского театра, написана в Неаполе около 1285 годе
| Н. Дилецкий (ок. 1630–1680)
создатель партесного пения
Партесные песнопения
«Единородный сыне»
«Тело Христово»
Воскресный канон
|
Италия
О. Векки (1550–1605)
Мадригальная комедия
«Амфипарнас» (1594)
| Россия
Вас. Титов (ок. 1650–1710)
Партесный концерт в честь Полтавской победы на 12 голосов
Псальмы на стихи «Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого
Песнопение «Днесь Христос»
|
Италия
Флорентийская камерата
Я. Пери (1561–1633)
автор текста поэт О. Ринуччини
Опера «Эвридика»
|
|
Италия
К. Монтеверди (1567–1643)
Опера “Орфей”
Мадригалы
|
|
Франция
Ж.–Б. Люлли (1632–1687)
создатель жанра «лирической трагедии»
Опера «Аттис»
Музыка к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
|
|
Англия
Г. Пёрселл (1659–1695)
Опера “Дидона и Эней”
Токката клавесин
|
|
Италия
Ал. Скарлатти (1660–1725) (неаполитанская оперная школа)
Создатель жанра opera seria («серьезная опера»)
Ария из оперы
Ария из кантаты
Франция
Ф. Куперен (1668–1733))
Пьесы из сюит для клавесина
(Молоточки, Жнецы)
|
|
Италия
А. Корелли (1652–1713)
Соната для скрипки и органа (церковная соната)
Соната для скрипки и клавесина (камерная соната)
|
|
Италия
А. Вивальди (1678–1741)
Концерт для скрипки соло с камерным оркестром
Concerti grossi (большие концерты) “Времена года”
|
|
Италия
Д. Скарлатти (1685–1757)
Сонаты для клавесина
|
|