![]()
|
|||||||
Азбука правильного питания» в рамках проектной деятельности» из опыта работы
Доклад «Азбука правильного питания» в рамках проектной деятельности» из опыта работы Подготовила: Стешенко О.А., воспитатель Здоровый образ жизни - тема, актуальная во все времена. В современной жизни особое внимание уделяется правильному питанию, как одной из ведущих основ здорового образа жизни. Любое общество старается все лучшее отдать детям. На сегодняшний день – треть населения Земли – дети, и основной задачей государства является забота о здоровье подрастающего поколения. Здоровые дети – это будущее сильной страны. Статистиками было отмечено, что здоровое поведение всех членов семьи, снижает более чем на 50% риск развитии заболеваний и отклонений в развитии ребенка. Не стоит забывать, что здоровье нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. И особое значение принадлежит раннему и дошкольному возрасту. От организации правильного питания зависит и полноценное развитие ребенка. Обучать этому надо с раннего возраста, поскольку взрослого человека практически невозможно побудить к здоровому образу жизни. Об этой проблеме говорят и нормативно-правовые документы. Федеральный Закон «об образовании» гласит: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». У ребенка с раннего возраста формируются свои предпочтения в еде, зачастую это «вредная» пища. Отсюда и вытекают проблемы со здоровьем. В современной медицине существует мнение, что одной из причин гиперактивности детей является неправильное питание. В настоящее время, взрослым некогда готовить, и на стол к ребенку чаще всего попадают продукты, содержащие ароматизаторы, искусственные наполнители, пищевые красители и т.д., которые отрицательно влияют на нейрохимические процессы. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем в современных условиях жизни. То есть ребенок должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений родителей, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей. Для решения данной проблемы мы провели анкетирование, Анкетирование родителей воспитанников выявило ряд проблем: недостаточное соблюдение норм правильного питания, культуры прием пищи (просмотр телепередач, использование столовых ножей при приеме пищи и т.д), дети не всегда соблюдают правила поведения за столом, плохо знают названия блюд, недостаточно владеют столовыми приборами. Это позволило нам сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание. Поэтому в рамках работы по программе « Страна здоровья» в группе «Солнышко» был реализован проект «Азбука здоровья». Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования здорового образа жизни. Цель нашей работы: Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового ребенка. Задачи проекта: « Физическое развитие»: 1. Прививать ценность здорового образа жизни. 2. Формировать представление об элементарных правилах питания. 3. Расширять представления детей о полезных и вредных продуктах. 4.Показать зависимость здоровья от правильно организованного питания. «Познавательное развитие»: 1.Закрепить представления о витаминах, фруктах, овощах. 2. Упражнять в умении проводить экспериментальную деятельность и самостоятельно делать выводы. 3. Упражнять в умении выполнять задания с помощью ЭОР. «Речевое развитие»: 1. Продолжать формировать умение вести беседу. 2. Закрепить умение составлять рассказы по картинкам. 3. Закрепить умение составлять рассказы из собственного опыта на тему «Что я ем дома (меню). «Художественно-эстетическое развитие»: 1. Продолжать формировать умение слушать художественные произведения, отвечать на вопросы по прочитанному. 2.Закрепить умение рисовать на заданную тему. 3. Упражнять в умении слушать песни, отвечать на вопросы по услышанному, делать выводы. Для реализации поставленных задач нами был составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей, в котором отображена непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность и работа с семьями воспитанников, изучена методическая литература, подобрана литература по теме проекта, разработаны и накоплены методические материалы, рекомендации, обновлен наглядный и демонстрационный материал. Подобран дидактический игровой материал, схемы сервировки стола, складывания салфеток, фотоматериалы и картинки по сервировке и украшению стола, оформлению блюд, а также с изображением продуктов здоровой и вредной пищи, консультации для родителей. Большое внимание уделили обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Одной из форм привития культуры питания является дежурство. В детском саду был проведен фестиваль моды « Одежда для дежурных». Родители и дети проявили большой интерес и желание участвовать в фестивале ( фотослайды прилагаются). На практических занятиях дети учились сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, праздничный ужин), учились пользоваться столовыми приборами, вести беседу за столом. В рамках непосредственно образовательной деятельности для повышения интереса детей использовались экскурсии на пищеблок, презентации; дети отображали свои знания в художественно-творческой деятельности, на занятиях по развитию речи. Также с детьми были проведены: беседы, дидактические и ролевые игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, инсценировка, слушание песен по теме проекта, выставка детских рисунков. Знакомство с художественной литературой способствовало обогащению словарного запаса детей, воспитанию культуры поведения за столом, помогло приобщить к народному фольклору, дети научились быть вежливыми, гостеприимными, формировались культурно-гигиенические навыки, знания о русской национальной кухне. Педагогом создавались проблемные ситуации, побуждали детей искать правильный ответ. Для этого использовалась экспериментально-познавательная деятельность по темам: «С помощью чего мы различаем разные вкусы?», «Сколько жира в чипсах?», «Как соль влияет на рост растений?», «Фокусы с кока-колой», «Как заварить чай?». Проведенные эксперименты были захватывающими и интересными, помогли узнать много нового, дети научились проводить эксперименты, проявляя самостоятельность, творческий подход и ответственность. Дети группы «Солнышко» участвовали в районном конкурсе агитбригад среди воспитанников в ДОУ в рамках социокультурного проекта Безопасное детство» в номинации «Лучшая агитбригада по здоровому образу жизни» где заняли 1 место. Учитывая, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности и наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром, мы широко использовали данный вид деятельности. Широко использовались дидактические и ролевые игры. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами, вопросы, указания, объяснения, показ, воображаемая игровая ситуация Дети в играх опирались на свой опыт, традиции семей. Формирование навыков правильного питания невозможно без взаимодействия с семьей. Большое внимание было уделено работе с родителями воспитанников по вопросу организации питания детей. В родительских уголках размещалась разнообразная информация о правильном питании, Родители привлекались к участию в проекте: дети вместе с родителями дома готовили, фотографировали процесс приготовления, участвовали в выставке рисунков «Мое любимое блюдо», создании фото-коллажа «Готовим вместе с мамой». Дети дома с родителями изготовили альбомы рисунков, рецептов блюд, фотоальбомы, поделки по теме «Полезные продукты». В рамках проведения районного конкурса видеороликов, приготовления семейного традиционного блюда, в целях взаимодействия родителей и детей в рамках разговора о правильном питании, кулинарных семейных традициях, семья Барановых одержала победу в номинации « Креативное блюдо». Проведено открытое занятие «Питаемся правильно» совместно с родителями для студентов Саратовского областного педагогического колледжа. На заключительном этапе проекта были обработаны результаты по реализации проекта. В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса проявили творческую активность, у воспитанников сформировались знания о правильном питании, сформировалась активная жизненная позиция в желании и стремлении употреблять полезные продукты, сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания, стремление вести здоровый образ жизни, Деятельность в выбранном направлении будет продолжена в режимных моментах и в организации самостоятельной деятельности детей, а так же в работе с родителями, так как проблема правильного питания является актуальной в современном мире.
|
|||||||
|