Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛИТИКА»



 

                                                                               № 25

«ПОЛИТИКА»

определение понятия информация для составления предложений по теме
   
Правотворчество –   деятельность государственных органов  (законодательной и исполнительной власти)  по   созданию нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов).   1. Субъектами правотворческой деятельности являются государственные органы законодательной и исполнительной власти. 2. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное правотворчество (законы создают органы законодательной власти, а подзаконные акты – органы исполнительной власти). 3. Принципы правотворчества: научность ( правовые акты создаются на основе правовой теории с учетом отечественной и зарубежной практики); системность (подготовленный правовой акт должен вписываться в систему уже созданных актов, не дублируя их, не нарушая иерархию и принятую терминологию); законность (правовые акты должны приниматься на основании уже существующих законов с соблюдением установленной процедуры) актуальность(правовые акты должны приниматься своевременно, отражая потребности общества)
Законотворческий процесс – процесс разработки и принятия государственных законов. Органы законодательной власти в РФ: 1. Двухпалатный парламент РФ – Федеральное Собрание 2. законодательные собрания (парламенты) субъектов федерации. Разграничение компетенций палат Федерального Собрания: 1. Государственная Дума (нижняя палата) принимает закон 2. Совет Федерации (верхняя палата) имеет право одобрить или отклонить закон. Субъекты законодательной инициативы ( = т.е. те, кто могут внести проект закона на рассмотрение в Государственную Думу) : Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Стадии законотворческого процесса: 1. Стадия законодательной инициативы (субъекты законодательной инициативы вносят проект закона в Государственную Думу) 2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе 3. Принятие закона в Государственной Думе (для принятия обычного федерального закона достаточно простого большинства голосов, а для принятия федерального конституционного закона необходимо одобрение квалифицированного большинства, т.е. не менее 2/3 голосов). 4. Принятие закона в Совете Федерации (максимум за 14 дней закон должен быть принят или отклонен; если закон будет отклонен, то Государственная Дума может повторно принять его 2/3 голосов) 5. Подписание закона Президентом РФ и его обнародование. (максимум за 14 дней президент должен подписать закон, либо вернуть его на повторное рассмотрение; вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат).  
Избирательная система –   порядок проведения выборов депутатов в представительные органы.     Типы избирательных систем: различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную   избирательные системы.   Характерные признаки мажоритарной системы: 1. При мажоритарной избирательной системе территория страны делится на избирательные округа с примерно равным населением. От каждого округа избирается обычно один депутат (одномандатные округа), реже – два или более (многомандатные округа). 2. Избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, представляющего какую-либо партию, или самовыдвиженца.  Избранным считается тот, за кого будет больше голосов (отсюда и название системы, ведь majorite – от лат. «большинство»). В некоторых странах с мажоритарной системой кандидат должен получить абсолютное большинство голосов (50% +1) – это система абсолютного большинства (Австралия), в других странах достаточно относительного большинства (США, Канада). Характерные признаки пропорциональной системы: 1. Территория страны объявляется единым избирательным округом. 2. Избиратели голосуют за партии(партии получают места в парламенте пропорционально отданным за них голосам, например, если за партию проголосовало 20% избирателей, то партия получит 20% мест в парламенте) Сравнение избирательных систем: «+» Плюсы мажоритарной системы: 1. Избиратели голосуют за конкретного человека, которого они хорошо знают. 2. Мажоритарная система позволяет беспартийным кандидатам участвовать в выборах. «-» Минусымажоритарной системы: 1. При мажоритарной системе возможно голосование в два тура (это делает выборы дороже). 2. Голоса отданные за проигравших кандидатов пропадают «+» Плюсы пропорциональной системы: 1. Голоса избирателей почти не пропадают (места в парламенте, занятые представителями различных партий, показывают реальные предпочтения населения) 2. Меньше вероятность попадания в парламент представителей криминала или теневого бизнеска (т.к. нет самовыдвиженцев). «-» Минусыпропорциональной системы: 1. В парламент попадают никому не известные личности из партийных списков. 2. Если в стране много партий, парламент может оказаться раздроблен и это затруднит его работу.    
Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий функции управления страной Состав Правительства РФ (согласно ст. 110 КРФ): Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры.   Принцип формирования Правительства РФ (ст 111 КРФ): Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Государственная Дума вправе отклонить кандидатуру предложенную Президентом. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту кандидатуры своих заместителей и федеральных министров.   (Подобный принцип формирования правительства характерен для парламентско-президентских (смешанных) республик. В президентской республике правительство формирует президент, в парламентской республике правительство формирует лидер партии, получившей наибольшее количество мест в парламенте). Основные функции и полномочия Правительства РФ. Правительство РФ : 1. разрабатываети представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; предоставляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета. 2. осуществляет управление федеральной собственностью 3. обеспечивает проведение единой государственной политикев областифинансов, культуры, здравоохранения, обороны, обеспечения законности
Политическая система общества – совокупность государственных и негосударственных политических институтов, действующих на основе идеологических ценностей и правовых норм, сложившихся в обществе.   - сложный механизм формирования и функционирования политической власти в обществе   - сфера взаимодействия политических субъектов Структура политической системы: 1.институциональная подсистема (включает государство, партии, общественные организации, движения и т.д.) 2.нормативная подсистема ( включает правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, нормы морали, влияющие на правила поведения в политике) 3.культурно-идеологическая подсистема (включает идеологические учения, общественные идеалы, традиции,  ценности, которые влияют на политическую деятельность людей) 4.функциональная подсистема (охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти) основные функции политической системы: 1. функция управления и руководства(управление различными сферами жизнедеятельности) 2. функция целеполагания(определение цели и задач развития общества) 3. интегративная функция(состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его распада, в согласовании интересов разных социальных групп) 4. мобилизационная функция(состоит в мобилизации средств и ресурсов для решения важнейших задач, стоящих перед обществом).
Гражданское общество   - система негосударственных социальных связей и отношений, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах   - совокупность внегосударственных общественных организаций, объединений, движений, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Примеры проявления гражданского общества в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере: Деятельность союзов предпринимателей, фермеров, кооперативов, рабочих профсоюзов, ассоциаций банкиров…. В социальной сфере: Деятельность обществ защиты окружающей среды, обществ ветеранов труда и войны, благотворительных фондов, волонтерских организаций и т.д. В духовной сфере: Союзы писателей, композиторов, художников, творческие объединения, научные сообщества, религиозные объединения, спортивные клубы, общества болельщиков, филателистов, нумизматов и т.д. В политической сфере: правозащитные организации, ассоциации журналистов и т.д.   Предпосылки формирования гражданского общества: 1. демократический режим 2. правовое государство 3. высокий уровень образования населения 4. рыночная экономическая система 5. высокий уровень доходов населения (большой удельный вес среднего класса в обществе) 6. развито частное предпринимательство 7. высокий уровень правой культуры населения 8. возможности для развития местного самоуправления Функции гражданского общества: 1. гражданское общество призвано защищать частные интересы людей перед громадой государственной машины 2. общественный контроль за соблюдением конституции, основных прав и свобод 3. самостоятельное решение гражданами насущных задач повседневности своими силами 4. творческое самовыражения членов общества, гармонизация общественной жизни  
Конституционный строй - система базовых положений, охраняемых конституцией, на основании которых строится вся государственная система.     Политическая идеология- система представлений о государстве призванная защищать интересы определенной части общества с помощью политической власти.   Основам конституционного строя посвящена вся 1 глава КРФ   Ст 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ст.2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Ст 3. …единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ Ст 7. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека. Ст 8. В РФ. Признаются и защищаются частная, государственная и муниципальная формы собственности Ст. 10 Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную Ст. 13 В РФ. Признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной Ст 14. РФ –светское государство Функции идеологии: 1. мировоззренческая – Политическая идеология внедряет в сознание людей определенные представления об обществе, государстве и власти, объясняя исторические и социальные процессы. 2. направляющая (ориентационная) – Политическая идеология ставит перед политическими субъектами конкретные политические цели и предлагает пути их достижения. 3. интегрирующая (объединяющая, мобилизационная) – Политическая идеология помогает сплотить различные социальные группы на основе определенных идей, ценностей.   Разновидности (типы) политических идеологий: Политологи  различают консервативную, либеральную, социалистическую, коммунистическую, националистическую и др. идеологии
Политическая партия – добровольная политическая ор­га­ни­зация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, ставящая перед собой за­да­чу овладения по­ли­ти­че­ской властью в го­су­дар­стве.     Правовое государство – - государство ограниченное в своих действиях законом и призванное обеспечить права и свободы личности. Политические партии можно классифицировать по-разному:
  1. По организации:
    1. Массовые
    2. Кадровые (небольшое количество членов, обычно это узкая группа профессиональных политиков)
  2. По степени участия во власти:
    1. правящие
    2. оппозиционные
  3. По месту в партийном спектре:
    1. Правые (защищают принципы частной собственности)
    2. центристы
    3. левые (защищают интересы социальных низов)
  4. По отношению к власти и праву:
    1. легальные
    2. нелегальные
    3. умеренные
    4. радикальные
5. По идеологии: 1. Либеральные 2. Консервативные 3. Социал-демократические 4. Коммунистические 5. Националистические…. Типы партийных систем: 1. Двухпартийная система (реальную борьбу за власть ведут только две партии. Причем одна обеспечивает себе большинство голосов и получает заметный перевес голосов в парламенте. Эта система обычно основана на мажоритарном избирательном законе). 2. Многопартийная система ( складывается обычно под влиянием пропорциональной избирательной системы. За власть борются несколько однопорядковых по своему влиянию партий. Хотя возможно доминирование одной партии на фоне нескольких.) Функции политических партий: 1.представительство интересов определенных соц. групп 2. разработка политических программ 3. отбор и выдвижение политически грамотных лидеров 4. борьба за власть и участие в управлении государством Признаки правового государства: 1.Верховенство права(закон превыше любых чинов, статусов, званий, все равны перед законом). 2. приоритет прав и свобод граждан 3. гуманность законов 3. гарантированность прав и свобод граждан (права существуют не только на бумаге, но обеспечиваются правовой системой государства) 4. разделение властей (независимость судебной власти)   По смыслу правовому государству противопоставляется полицейское государство. В полицейском государстве законодательная и исполнительная власти слабо разделены; такое государство зачастую имеет признаки тоталитаризма или авторитаризма.
Политическая элита- (от фр. «лучшие, отборные») это группа лиц, занимающих высшие позиции в политической иерархии и непосредственно влияющие на политические процессы.   [кроме политической выделяют экономическую, культурную, научную, военные элиты] Состав политической элиты: В политическую элиту входят главы государства, члены правительства, министры, лидеры политических партий и общественно-политических организаций, региональные руководители…   Функции политической элиты: 1.Выработка основных целей и направлений внутренней и внешней политики страны 2. организаторская ( претворение в жизнь выработанного политического курса) 3. укрепление стабильности и единства общества   Системы формирования (отбора) политической элиты: 1. Закрытая система(характерна для традиционных или диктаторских (авторитарных, тоталитарных) политических систем. Отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, к превращению ее в привилегированную касту. 2. Открытая система(присуща демократическим государствам, характеризуется огромным значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения выходцев из любых общественных слоев)
Политическая культура- часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, знания и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Можно говорить о политической культуре общества и политической культуре отдельного человека.   Политическая культура включает в себя: 1) Политические знания 2) Политические ценностные ориентации (представления об идеалах и ценностях желаемого общественного устройства) 3) Способы политических действий (это образцы и правила политического поведения) Если мы говорим о политической культуре общества, то можно добавить 4) Уровень развития политических институтов (парламент, суд и т.д.)
   
   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.