|
|||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Институт педагогики, психологии и физической культуры Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам Форма обучения: заочное
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ«Философия» на тему: Философия Г.В.Ф.Гегеля
Выполнил: студент группы ПФЗ 10219 Е.А.Овчаренко Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил:
доцент М.Ю.Прокопьева
Курган 2021
Содержание Введение 3 1. Краткая биография Г.В. Ф. Гегеля 5 2. Философия Гегеля 2.1. Философия истории 7 2.2. Логика Гегеля 9 2.3. Философия природы 13 2.4. Философия духа 14 Заключение 17 Список литературы 18
Введение Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя. Г. В. Ф. Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель – крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории диалектики. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Гегель – один из наиболее сложных философов за всю историю мировой философии. Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания её антиподу – метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чём настаивал Кант, Гегель справедливо упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Кант, как известно, выдвигал требование: познай способности познания до того, как начнешь что-то познавать. Гегель разделил философскую систему на три части: 1- логика,2- философия природы,3- философия духа. Логика с точки зрения Гегеля, есть система «чистого разума», что совпадало с Божественным разумом. Интересно одно откуда бы Гегель знал мысли Бога? Этот тезис философ просто обуславливает, т.е. вводит без доказательств. Заведомо свою систему логики Гегель берет не из священных книг, а из великой книги природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии – логика- опирается на исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя. Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он в первые развил диалектический метод понимания мира. Он разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращениях количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление. Так же большой вклад сделал Гегелем в науке. Согласно его методу – это не совокупность искусственных примеров, изобретенных человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Гегель показал, что познание есть исторический процесс, а значит истина – это не готовый результат познания, навсегда данный, истина постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.
1. Краткая биография Г. В. Ф. Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. В Штутгарте в состоятельной семье высокопоставленного чиновника. С раннего детства он получает отличное образование, он владел разными языками, читал классиков литературы в оригинале. По окончанию гимназии Гегель поступил в Тюбингенский теологический институт, где с 1799 по 1793г. Прослушал двухлетний философский и трехлетний теологический курс. Гегель не был склонен к развлечениям, но подружился с двумя закадычными друзьями, с которыми пребывал в творческом общении на протяжении всей жизни: философом Шиллером и знаменитым немецким поэтом Гельдерлином. Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. По окончанию он становится магистром философии и отправляется в Берн для того чтобы работать репетитором. Гегель мог стать священником, так как получил профильное образование, но не хотел посвящать себя религии, предпочитая строгую работу ума по исследованию глубин этого мира. В годы жизни в Берне 1793-1796г работал в качестве домашнего учителя. Следующие 3 года, 1797 по 1800 Гегель всё также работал домашним учителем, но уже во Франкфурте-на-Майне. Всё свое свободное время, Гегель посвящал написанию своих сочинений и был полностью погружён в книги. В 1799г получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив собственные накопления, всё-таки смог посвятить себя академической деятельности. В январе 1801г получил должность приват-доцента Йенского университета и право читать лекции. В 1805 г Гегелю присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось покинуть город и устроится редактором газеты в Бамберг, где проработав несколько лет. В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно тут была выпущена первая часть его фундаментального труда «Наука логики». Гегель остался бы там и дальше, но в 1816 году получил приглашение на должность штатного профессора философии сразу от трёх университетов: Берлина, Эрлангера и Гельдерберга. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал 2 года до 1818 года, а потом переехал в Берлин, где обосновался и проработал до конца жизни в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии. Научная и педагогическая деятельность в университете (1818-1831) протекала интересно. Здесь он продолжает разрабатывать и совершенствовать свою философскую систему. Так наряду с уже упомянутыми выше курсами по философии Гегель читает лекции по логике, натурфилософии, антропологии, истории философии, эстетике, психологии, философии. Гегелевская система в берлинский период получает полное завершение. В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монаха особую награду за достойную службу немецкому государству. Жизнь мыслителя оборвалась неожиданно. Летом 1831г в Германии распространилась эпидемия холеры. Гегель оказался одной из её жертв: 14 ноября 1831 года великий мыслитель скончался. По желанию Гегеля он похоронен рядом с могилой Фихте.
2. Философия Гегеля. 2.1. Философия истории Свои идеи на философию и её историю Гегель изложил в лекциях по истории философии. Философию Гегель определяет, как мыслящее рассмотрение предметов. Это означает, что философия определяет своей основной целью разработку логических категорий и подведение под них эмпирических данных. У Гегеля находятся тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить её как «науку наук». Если рассматривать понятие истории философии, то Гегель отмечал присутствие в этом понятии противоречия: философия стремится познать всю истину, что-то неизменное, а история даёт нам изображение ряда минувших образов познания. В целях разрешения этого противоречия Гегель включает понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному; конкретное – это единство различного, единство различных определений. История философии есть, следовательно, закономерный процесс развития, а не простой ряд различных мнений. Все философские системы внутренне связаны. Философию, таким образом, Гегель рассматривает как находящуюся в становлении. В этом становлении она устанавливает одну категорию за другой. Этот процесс воплощается в закономерно сменяющих друг друга философских системах. Каждая эта система, по Гегелю, осваивает какую-то одну из ступеней абсолюта и выражает её в какой-либо категории, для данной философской системы. Любое новое философское учение выдвигает не только новый, но и более высокий и конкретный принцип. Одолевая недостатки предшествующего философского учения, новая система сохраняет её рациональные моменты и более глубоко и обстоятельно раскрывает абсолютное. Поэтому философские системы прошлого не опровергаются полностью, а опровергаются лишь их односторонние выводы, их претензии на окончательное определение абсолюта; их же рациональное содержание сохраняется и входит в более высокую философскую систему. Все мысли Гегеля, имеют глубокий смысл и опираются у него на идеалистическую основу. Весь историко-философский процесс Гегель рассматривает как следствие деятельности духа. Субъектом и объектом познания выступает сам дух, развивающийся в силу лишь внутренних противоречий. Всё это как раз вносит искажения в понимание Гегелем истории философии как в целом, так и в частностях. Весь процесс в истории философии Гегель понимает упрощённо, объясняя тем, что связь философии с эпохой представляется слишком прямолинейно. Философия истории- важнейшее звено учения Гегеля. Прежде всего находит своё оправдание и применение диалектическая логика, в частности идея тождества противоположности. В эпоху Гегеля исторический процесс ещё только начал складываться как единый, как всемирная история глобальный, наиболее драматическое события, которой были ещё впереди. Все знания о прошлом в эпоху Гегеля делало только первые шаги, были сделаны существенные открытия. Их систематизация и осмысление ещё ждали исследователя. Не удивительно поэтому, что философско-историческая концепция Гегеля пронизана великими противоречиями: гениальные прозрения сосуществуют здесь с удивительной близорукостью, научные выводы с явным мифотворчеством. С возникновением христианства родилась концепция исторического процесса как некого целого, проходящего определенные стадии развития. Блаженный Августин насчитывал шесть ступеней в развитии человечества, пологая, что современная ему эпоха открывает последнюю страницу истории перед неким завершением, которое ознаменуется победой сил добра над силами зла. Философия истории Гегеля продолжает и в известной мере завершает «линию Августина», подготавливая почву для системного рассмотрения общества. Гегель определял философскую историю и историческую историю. Первая, по его мысли исследует «мировой дух» во внутренней необходимой связи отдельных ступеней его развития, вторая преследует ту же цель, но «делает это внешним образом, исследуя события и непосредственные причины, как они видимым образом проявляются в случайных обстоятельствах и индивидуальных характерах». Истрия философии Гегеля занята поиском и изучением разумного субстанциального начала в развитии общества. Истина есть система, философия есть наука об истине; следовательно, философия истории должна построить систему понятий, выражающих закономерные связи, внутренне присущие развитию человечества. Философия истории Гегеля утверждала творческую активность личности, но предупреждала о том, что в деятельности человека есть нечто, содержащееся в поступках, но отсутствующее в намерениях. В мистической форме здесь была выражена идея социального начала, порождаемого совокупным действием масс. Опираясь из своей концепции, Гегель устанавливает и вполне определенный критерий общественного прогресса, на основании которого он строит свою периодизацию истории. Это прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит всё к более к глубокому пониманию свободы. 2.2. Логика Гегеля Гегель с самого начала ориентируется на научную форму знания, на форму «понятия», т.е. строго очерченного определения, и на систему таких определений. То сочетание «необузданного брожения мысли», с деревянным формализмом кантовской логики его никак не удовлетворяет. В центр его внимания попадает, таким образом, Логика – «схоластический момент». Основные части философской системы Гегеля – логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания. Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего – чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишённое каких-либо определений. Бытие и ничто переходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие, и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: утверждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Вот пример такого диалектического цикла, приведённым Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отожествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с Гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной деятельности. Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят, друг в друга, изменяются, развиваются, превращаются в свою противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идёт от абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию, всё более богатому содержанием, охватывающему в единстве различные, даже противоположные стороны. Гегель показывает, что количественные изменения приводят к измерениям качественным, совершаются путём скачка, прорыва непрерывности. Гегелевское учение о дидактике мышления, о взаимосвязи и движении понятий косвенно указывает на содержание и закономерности развития тех реальных материальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существует независимо о познания, от мышления. Конечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий: её действительным источником была реальная диалектика вещей в природе и обществе. Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество. Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающим различия в тождестве, диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего. Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различия, говоря о различии, предполагаем тождество. Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающим различия в тождестве, диалектическое представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, всегда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление изменяется, т.е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего. Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взято само по себе, вне связи с особенным, т.е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно и в понятии общее, особенное и единичное также неразделимы, как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство различных сторон в самой действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть истина, поскольку содержит в себе в единстве различные, в том числе и противоположные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и единичного получает свое необходимое выражение в различных видах суждений и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществление творческой мощи присущей "понятию" как внутренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории. Понятие у Гегеля - это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи». В своем учении о познании Гегель ставит также вопрос об отношении теоретического познания к практической деятельности, пытаясь вскрыть единство и взаимодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов 17-18 вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т.е. преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и соответственно восприятие этого воздействия субъектом. 2.3. Философия природы "Философия природы" Гегеля, невзирая на некоторые интересные идеи (о неразрывном единстве материи, пространства, времени и движения), является менее всего оригинальным его произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие в природе, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве. Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрел этапы развития духа, изложил свои взгляды на мораль, право, историю, религию, искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после его смерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворность диалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы (втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия стала одним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерес составляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению,-это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества-достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирную историю на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек, по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключением одного свободного деспота; в античности часть общества поднялась к ищет свободы, другая рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространилась на всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что было очевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой. 2.4. Философия духа Система Гегеля с первых лет строилась на понятии духа, абсолюта, тождества бытия и мышления, т.е. была объективно-идеалистической философской системой. Теперь обратимся к этим стержневым понятиям философии Гегеля подробнее и на материале зрелой системы философа. Что Гегель понимал под духом? Что за проблемы решает он в системе философии духа? Здесь ставится много задач. Главная задача - интерпретация ключевых для философии понятий, а именно, «дух», (разделенный на субъективный, объективный, абсолютный дух), логическая идея, мышление, разум, рассудок. Это целая «семья» понятий, характеризующих духовное. В гегелевской философии есть в какой-то мере единая интерпретация этих понятий, т.е. такая интерпретация, относительно которой нужна особая историко-философская реконструкция. Можно выделить три среза, три измерения, относящихся ко всем этим понятиям разума у Гегеля.
Первое измерение, которое придается у Гегеля и разуму, и духу, и мышлению, и идее - измерение субстанциональное. Это значит, что духовное понимается как первичное, как субстанция, причем субстанция, восходящая к божественной, как то, из чего все рождается, во что все разрешается, как порождающее начало. Субстанционально и понимание идеи, разума, мышления. Поход к различным ипостасям духовного в принципе един. Различие смыслов такое: абсолютный дух-так сказать, «самое субстанциональное», далее идет «менее субстанциональное», но тоже субстанциональное - идея, логическая идея, затем разум, а после - мышление. Здесь философия Гегеля выступает в качестве классического объективного идеализма, который обосновывается самыми различными способами, причем именно с применением данных понятий. Это вообще широкий вопрос, и он относится не только к Гегелю, но и к Платону, к другим формам объективного идеализма. Но в гегелевской философии есть специфические основания объективного идеализма. И их легче понять, если не забыть о втором значении, о второй ипостаси духовного. Второе измерение состоит в том, что духовное, согласно Гегелю, есть реализующиеся деятельность и активность, причем активность такого субъекта, который сообразуется с законами самого духа. Оттенок субстанциональности, т.е. первичности, переходит в диалектический активизм. Третий аспект заключается в том, что субстанция, а значит и дух, и логическая идея, понимаются как субъект. Иными словами, здесь вводится - в гегелевском понимании - проблема субъективности, субъекта, которая, однако, не сводится к человеческому я, хотя в определенном аспекте она соприкасается с вопросом о я человека. И так, в духе, по Гегелю, есть и объективность, и субъективность, благодаря которым дух способен как бы «проходить» через природу, «отчуждать» ее от себя в виде своего инобытия. Благодаря объективности, дух способен «проходить» и через человека, через все человеческое, выступая и в виде своего рода объективной субъективности и субъективной объективности. Для Гегеля очень важно не столько то, что все люди разные, но то, что все они - субъекты, принадлежащие к одному роду, к единой субъективности. Еще раз надо упомянуть об объективном духе, о философии права- на этот раз как одном из главных обоснований системы объективного идеализма. Это произведение о праве и правовом государстве, о гражданском обществе, о гласности, печати, об общественном мнении, о вине, наказании, есть, по Гегелю, одновременно рассказ о генезисе и силе объективного духа, проявляющегося в социальном пространстве - о собственности и ее признании, о правовых и моральных нормах, наиболее ярких воплощениях «интерсубъективной», как сказали бы мы сегодня, духовности. «Абсолютный дух» - это, для, Гегеля, понятие всех понятий, объединяющее и Бога, и «божественно-духовное» начало (закономерность) природы и человека, и, что очень важно, высшие этажи самопознания духа (искусство, религия, философия). Поэтому философию Гегеля называют системой абсолютного идеализма. Плотность реальных проблем, исследованных великим Гегелем в его границах, столь велика, что (в относительно небольшом очерке) можно было рассказать лишь о некоторых из них, которые представляются центральными для гегелевской системы и наиболее актуальными сегодня.
Заключение В своем философском эссе я рассмотрела философскую систему великого немецкого ученого Г.В.Ф.Гегеля. Этот философ создал диалектический метод, с помощью которого впервые представил весь материальный и духовный мир не как нечто застывшее, от века данное, а как процесс постоянного изменения, преобразования и развития, стремясь вскрыть внутренний источник этого движения. Согласно гегелевской диалектике, источником всякого, в том числе общественного, развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам. Но, диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества. Таким образом, наряду с идеалистической системой, в философии Гегеля имелось рациональное зерно - диалектика. Она и послужила исходным пунктом разработки философии марксизма, оказала огромное воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Поэтому главной заслугой Гегеля в истории философии является создание им первой в истории философской мысли развернутой системы диалектической логики, обогатившей философию множеством новых идей.
Список литературы 1. Гегель, Сочинения, Москва: Знание, 2001. -442с. 2. Гегель, Работы разных лет, Москва: Дрофа, 2000. -574с 3. Нерсесянц ВС. Гегелевская философия права. М.: Наука, 1983. С. 103.
|
|||
|