|
|||
Источник_Научи хорошемуИсточник_Научи хорошему Народная педагогика. Скороговорка Звуковые упражнения великий русский педагог позапрошлого века Константин Дмитриевич Ушинский считал весьма полезными и для развития внимания, и как средство подготовки детей к правильному письму. Среди таких упражнений – работа со скороговоркой. Скороговорка — народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. К.Д. Ушинский придавал работе со скороговоркой большое значение. Роль скороговорки в отработке чистоты произношения, в обучении выразительному чтению, наконец, в преодолении психологического барьера, связанного с процессом говорения перед классом велика. Вот что об этом писал К.Д. Ушинский… Выбор скороговорки для использования на конкретном уроке определяется влиянием одного или нескольких факторов: Работа над скороговоркой на уроке начинается с чёткого, неоднократного произношения тех звуков, которые являются в скороговорке доминирующими. Для более закономерного и плавного перехода от предыдущего этапа урока к работе над скороговоркой желательно выделить эти звуки из слов, включённых в содержание этого фрагмента урока (это может быть словарная работа, минутка чистописания и т. д.). Далее необходимо произнести эти звуки в составе слогов (например: жа, жо, жу, жи...). Дети внимательно слушают скороговорку и затем два раза медленно проговаривают ее, выполняя требования учителя отчётливо выговаривать каждый звук, особое внимание при этом обращая на конечные слоги, нечёткое произношение которых делает речь неразборчивой. Затем скороговорка проговаривается в более быстром темпе, задаваемом учителем. Текст скороговорки с доски убирается, и дети проговаривают в постоянно убыстряющемся темпе четыре раза подряд, ещё быстрее — четыре раза, и ещё быстрее — восемь раз. В процессе отработки скороговорки соблюдаются условия отчётливого произношения всех звуков и соответствия темпу, заданному учителем. Работа над скороговоркой в этом случае даст результат, если она доводится до определённой усталости органов речи; завершается полным расслаблением речевой моторики и эмоциональным оживлением в классе. В зависимости от содержания скороговорки и целей данного урока можно реализовать её интонационно-эмоциональные возможности, предложив детям произнести одну и ту же скороговорку с чувством радости, огорчения, восторга, возмущения, удивления и т.д.» *** В рамках концепции "семейный досуг без телевизора" можно наполнить семейное времяпрепровождение интересными и полезными занятиями: чтением, просмотром диафильмов, обсуждением увиденного и услышанного, рисованием, семейными мини-спектаклями, игрой на музыкальных инструментах, весёлыми конкурсами по чтению скороговорок. К статье прилагается блок народных скороговорок в удобной форме. На каждой карточке дана только одна скороговорка – читать с монитора такие тексты удобно. Ниже приводится ссылка на архив этих карточек для скачивания, а также ссылка на ролик, в котором видеоряд с карточками положен на музыку (композитор А. Быканов). Чтение скороговорок по ролику осложнено шумовым сопровождением, которое мешает сосредоточенному проговариванию скороговорок, а также скоростью сменяющихся картинок. Это сделано намерено: для тренировки концентрации внимания. Посмотреть ролик "Хохлома и скороговорки": Посмотреть скороговорки в фотоальбоме в группе: Скачать скороговорки для некоммерческого использования: Источник: Образование и воспитание
|
|||
|