Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Источник_Научи хорошему  



Источник_Научи хорошему                                     

                                Народная педагогика. Скороговорка

В арсенале Народной педагогики особое место занимают скороговорки. Наблюдательность народа и его чуткость к языку стали причиной появлению в речи и обретению популярности звуковых каламбуров созвучных, но различных по смыслу слов (паронимов) в виде маленьких коротких текстов. Позже эти тексты-скороговорки удачно вписались в систему Народной педагогики.

Звуковые упражнения великий русский педагог позапрошлого века Константин Дмитриевич Ушинский считал весьма полезными и для развития внимания, и как средство подготовки детей к правильному письму. Среди таких упражнений – работа со скороговоркой. Скороговорка — народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями. К.Д. Ушинский придавал работе со скороговоркой большое значение. Роль скороговорки в отработке чистоты произношения, в обучении выразительному чтению, наконец, в преодолении психологического барьера, связанного с процессом говорения перед классом велика.

Вот что об этом писал К.Д. Ушинский…
***
«Непосвященные родители видят в использовании скороговорки на занятиях, как элемент украшательства занятия, а те возможности, которые в них заключаются, остаются в таком случае нереализованными.

Выбор скороговорки для использования на конкретном уроке определяется влиянием одного или нескольких факторов:
а) наличием в ней объективно трудного для детского произношения звука или сочетания звуков;
б) наличием звука, неправильное произношение которого обусловлено диалектическими причинами, например, произношение взрывного [г];
в) соответствие содержания скороговорки материалу, предназначенному для чтения или беседы на уроке;
г) необходимостью отработки различных типов интонации — минимальный текст скороговорки позволяет это сделать наиболее эффективно.

Работа над скороговоркой на уроке начинается с чёткого, неоднократного произношения тех звуков, которые являются в скороговорке доминирующими. Для более закономерного и плавного перехода от предыдущего этапа урока к работе над скороговоркой желательно выделить эти звуки из слов, включённых в содержание этого фрагмента урока (это может быть словарная работа, минутка чистописания и т. д.). Далее необходимо произнести эти звуки в составе слогов (например: жа, жо, жу, жи...).

Дети внимательно слушают скороговорку и затем два раза медленно проговаривают ее, выполняя требования учителя отчётливо выговаривать каждый звук, особое внимание при этом обращая на конечные слоги, нечёткое произношение которых делает речь неразборчивой.

Затем скороговорка проговаривается в более быстром темпе, задаваемом учителем. Текст скороговорки с доски убирается, и дети проговаривают в постоянно убыстряющемся темпе четыре раза подряд, ещё быстрее — четыре раза, и ещё быстрее — восемь раз.

В процессе отработки скороговорки соблюдаются условия отчётливого произношения всех звуков и соответствия темпу, заданному учителем. Работа над скороговоркой в этом случае даст результат, если она доводится до определённой усталости органов речи; завершается полным расслаблением речевой моторики и эмоциональным оживлением в классе.

В зависимости от содержания скороговорки и целей данного урока можно реализовать её интонационно-эмоциональные возможности, предложив детям произнести одну и ту же скороговорку с чувством радости, огорчения, восторга, возмущения, удивления и т.д.»

***

В рамках концепции "семейный досуг без телевизора" можно наполнить семейное времяпрепровождение интересными и полезными занятиями: чтением, просмотром диафильмов, обсуждением увиденного и услышанного, рисованием, семейными мини-спектаклями, игрой на музыкальных инструментах, весёлыми конкурсами по чтению скороговорок.

К статье прилагается блок народных скороговорок в удобной форме. На каждой карточке дана только одна скороговорка – читать с монитора такие тексты удобно. Ниже приводится ссылка на архив этих карточек для скачивания, а также ссылка на ролик, в котором видеоряд с карточками положен на музыку (композитор А. Быканов). Чтение скороговорок по ролику осложнено шумовым сопровождением, которое мешает сосредоточенному проговариванию скороговорок, а также скоростью сменяющихся картинок. Это сделано намерено: для тренировки концентрации внимания.

Посмотреть ролик "Хохлома и скороговорки":
https://www.youtube.com/watch?v=JmvxVPISxig

Посмотреть скороговорки в фотоальбоме в группе:
https://vk.com/album-158531530_249977165

Скачать скороговорки для некоммерческого использования:
https://vk.com/public159445062?w=wall-159445062_43

Источник: Образование и воспитание



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.