Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Системный подход – рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов; совокупности сущностей и отношений.

Исторический подход – единство теории исторического знания и познания, то есть теории предмета история и теорию методов исторического исследования.

Хронологический метод – изложение исторических данных в их хронологической последовательности, от прошлого к современности.

Ретроспективный метод – исследование исторических фактов с помощью постепенного проникания в минувшее, чтобы обнаружить причины случившегося события.

Проблемно-хронологический метод –изучение последовательности исторических событий во времени.

Сравнительно-исторический метод – один из методов компаративистики – направления в лингвистике, занимающегося сопоставительным изучением языков. Это система научно-исследовательских приёмов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого этих языков в целях раскрытия закономерностей их развития, начиная от языка-основы. Также применяется и в искусствоведении и культурологии.

Компаративный метод (с лат. – сравнительный способ) – метод познания, предполагающий сравнительно-историческое исследование культуры. Если сравниваются артефакты и культурные универсалии в рамках одной культуры в их временном развитии, то такое исследование является темпорально-компаративным, а полученные сведения позволяют выявить эволюцию культуры внутри общества в конкретный период времени.

Сравнительный метод (метод сравнительного анализа, метод сопоставлений) – сопоставление двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

В целом,виды анализаделятся на:

Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.

Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.

Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.

Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.

Исследовательский – применяется в аналитических науках.

Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.

Общий – базируется на общей теории систем.

Структурный – анализируется общая структура явления.

Микросистемный – исследуется конкретная система.

Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.

Системно-сравнительный анализ –выявление общих и отличных черт (характеристик, особенностей, признаков) какого-либо системного явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).

Типологический метод – выяснение обобщающих черт совокупности объектов и группировка объектов на основании выделенных таким образом качественных признаков. Помогает отвлечься от различий единичных объектов и сконцентрироваться на установлении их тождества на основе либо одного признака, либо взаимосвязанной совокупности качественных признаков.

Метод классификации – абстрагирование на базе учета количественных признаков объектов. Деление объектов на определенные классы посредством выделения существенных количественных признаков на основе выявления их однородности и разнородности.

Метод систематизации – упорядочивание однородных, взаимосвязанных объектов по общим (тождественным) признакам путём расположения их в определённом порядке. Разделение изучаемых явлений и избранных критериев на совокупности, общности по определённым отличительным признакам.

Синхронный метод – изучение определенных (исторических) событий (явлений), происходящих в одно и то же время.

Синхронный анализ – выделение (фиксация или конструирование) структуры изучаемого предмета (объекта), взятого в конкретный момент (или определенный промежуток) реального исторического времени его существования с помощью вертикального временного сечения эволюции объекта.

Диахронный анализ –расчленении процесса эволюции изучаемого предмета (объекта) на ряд последовательно сменяющих друг друга в реальном историческом времени этапов и последующем сравнении этих временных состояний объекта по определенным признакам их структуры. Диахронный анализ, осуществляемый путем горизонтального временного сечения, позволяет выявить определенные закономерности, тенденции в эволюции предмета познания. Бинарной оппозицией диахронному анализу является синхронный анализ объекта, а вместе они образуют необходимые стороны исторического метода познания.

Культурно-исторический метод – восприятие, осмысление, анализа и оценка объекта исследования в рамках культурно-исторического аспекта. Использование культуры как ключа как к интерпретации данного объекта (художественного произведения и т.п.), так и к пониманию художественного процесса. Объект исследуется в контексте культуры как социальном феномене.

Метод абстрагирования – мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.

Метод экстраполяции – метод относительно краткосрочного прогнозирования, позволяющий распространить выводы, получаемые из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Например, изучение устойчивых тенденций, сложившихся в прошлом и настоящем, в одной или другой локации.

Контекстуальный метод – изначально лингвистический метод, применяемый при изучении функциональной специфики слов и их значений. Он представляет собой анализ текста (фрагмента текста, предложения), в котором использовано данное слово, а также анализ зависимости значения слова от этого контекста. Сегодня контекстуальный метод также применяется в культурологии и искусствоведении.

Формально-стилистический анализ – метод в искусствознании, ориентированный на описание и аналитику художественной формы, понятой, по крайней мере, в двух значениях: как внутренняя организация произведения и как его внешний облик (с выделением таких аспектов понятия «формы» как структурный принцип, правило-канон, тип и облик-вид).

Образно-стилистический анализ – описание и аналитика художественного образа в соответствии с определенным стилем в искусстве.

Компонентный анализ – (изначально лингвистический метод) –исследование плана содержания значимых единиц языка, целью которого является разложение значения на минимальные семантические составляющие. Основан на гипотезе о том, что значение всякой языковой единицы состоит из семантических (сем) и словарный состав языка может быть описан с помощью ограниченного (сравнительно небольшого) числа семантических признаков. Метод также применим и в искусствоведении.

Причинно-следственный анализ –позволяет анализировать ключевые события (проблемы) в развитии какого-либо явления, устанавливать связи и взаимозависимости между ними, выявлять корневые причины возникновения этих событий и их закономерные последствия, а также обоснованно вырабатывать меры реагирования с целью снижения рисков.

Социологический метод – представляет собой совокупность приёмов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных, отражающих реальное состояние коммуникативных процессов в обществе. Методы социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование) позволяют собрать богатый фактический материал и на его основе изучать социально-коммуникативные процессы и явления.

Социологический опрос(соцопрос — метод социологического исследования, заключающийся в сборе и получении первичных эмпирических сведений об определённых мнениях, знаниях и социальных фактах, составляющих предмет исследования, путём устного или письменного взаимодействия исследователя (интервьюера) и заданной совокупности опрашиваемых (интервьюируемые, респонденты).

Структурный метод. Значительный вклад в развитие семиотики внес структурализм — философское направление, сложившееся и оформившееся в XX в. в социогуманитарных исследованиях К. Леви-Стросса, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакана и др., опирающихся на применение структурного метода. Структура как ключевое понятие данного метода означает комплекс устойчивых связей и взаимозависимостей между элементами системы, сохраняющими общий строй своих отношений при всех тех изменениях, которые происходят как с системой, так и с окружающей её средой. Структурный метод предполагает следующие аналитические процедуры: 1) выявление в социокультурном пространстве совокупности тех элементов, между которыми возможно существование структурных связей; 2) анализ тех отношений, которые имеют структурообразующий характер и создание общего концептуального эскиза обозначившейся структуры; 3) выявление всех наличных и вероятных последствий, которые открываются перед теоретическим сознанием, сосредоточившимся на анализе данной структуры. Наибольшая продуктивность структурного метода обнаружилась при внимании к знаковым системам и при исследованиях таких сфер, как культура, язык, мифология, религия, искусство, литература и т. д.

Искусствоведческий анализ — характеристика композиционных средств и приёмов (пропорций, масштаба, контраста, нюанса, ритма, цвета, фактуры, материальности, звука и т.д.), характера композиции (плоскостной, объемно-пространственной, фронтальной, глубинной и т.д.).

Семиотико-герменевтический метод — обеспечивает знаковый подход к художественному тексту и его герменевтическое осмысление. (Семиотика — наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения, а герменевтика — «искусство толкования» от ἑρμηνεύω «толкую»; изучение принципов интерпретации): искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; направление в философии XX в., выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.