Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тексты для обсуждения



Тексты для обсуждения

Согласны ли вы с приведенным ниже мнением известного специалиста в области культуры русской речи К.С. Горбачевича[u1] ? Свое мнение обоснуйте и подтвердите примерами из вашего жизненного или читательского опыта.

Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией. Между тем, наряду с высоко поднятым сейчас престижем орфографии, у нас наблюдается если не безразличное, то чересчур снисходительное отношение к нарушениям орфоэпических (т.е. произносительных) норм. Человек, написавший, скажем, што вместо[u2] что, подвергается осуждению (вплоть до административных санкций). В то же время произнесение что вместо рекомендуемого орфоэпией што[u3] не вызывает, как правило, серьезного общественного порицания.

 

Прочтите статью Р.В. Зеленой «Поговорим о том, как мы говорим». О каких характерных для современной разговорной речи особенностях говорит известная актриса? Приведите собственные примеры аналогичных ошибок в речи современников.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот[u4] , ваще[u5] , почеркнул, каса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т.д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целые слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или: «Послушайте ститворение Фета». Объявляют: Обедненный (объединенный) хор; Обедненные нации; Арктура (архитектура); Кимография (кинематография) и т.д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет, не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

…Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные?…Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношение экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

Сколько любви к родному языку в словах великих наших мастеров: Л.Толстого, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, В.И. Даля! Сколько уважения к нашей прекрасной речи! Какая тревога за нее! И все-таки люди идут в филялтятра, взапарк, едут наарадром, у них развивается выбражене[u6] , появляются сображеня. Надо произнести все это вслух, чтобы услышать, как это некрасиво, безобразно звучит. Конечно, эти гласные произносятся не так, как пишутся, и два о переходят почти всегда в редуцированные а, но они остаются в речи, в ее ритме. И силы у нас всегда «вооруженные», а не воруженные. И «Спартак» «выиграл» два «матча», а не выграл два мача.

Теперь речь пойдет об ударении… Тут уж мы распоясались вовсю. Каждый придумывает, что хочет: дала, взяла, вы не правы, теперь прибавилось поняла, заняла и т.д.

…Как говорить: зеркало или зэркало? Даже удивительно. Да, на юге и в Одессе говорят: зэркало[u7] , шинэль, пионэр, тарэлочка, красивее

Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом – дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше банты и торты.

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.