Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.М.Гаршин. «Attalea princeps»



5 класс

В.М.Гаршин. «Attalea princeps»

 

Беседуя с учениками о судьбе пальмы, можно обратиться к стихотворению М.Карима «Верхушку берёзы, как травку-быльё…» (Перевод Е.Николаевской).

 

Верхушку березы, как травку-быльё,

Гроза истязает:

И гнёт до земли, и рвёт листья её,

И тело терзает.

 

И слышно сквозь свист, и шипенье, и вой:

– Изволь покориться!

Отныне не смей – к небесам головой,

Не смей возноситься!

 

Рванулась береза отчаянно ввысь

С немыслимой силой!..

В смятенье шипя: «Не гордись…

                                      Не гордись…» –

Гроза отступила…

 

С всесильной судьбою вступая в игру –

Не бойся урона:

И ты человек, береги не кору,

А корни и крону.

 

Вопросы и задания:

1. Что общего у пальмы в сказке и берёзы в стихотворении?

2. Рассмотрите строчки стихотворения «И слышно сквозь свист, и шипенье, и вой: / – Изволь покориться! / Отныне не смей – к небесам головой, / Не смей возноситься!», «Рванулась берёза отчаянно ввысь / с немыслимой силой!» в контексте сказки.

3. Как вы понимаете значение финала стихотворения и сказки. Что  подразумевает М.Карим под корнями и кроной дерева применительно к жизни человека?

8 класс

И.С.Тургенев. «Ася».

    «Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду.

    – Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, - закричала мне Ася.

    Я опустил глаза: вокруг лодки, чернея, колыхались волны.

    – Прощайте! – раздался опять её голос.

    – До завтра, – проговорил за нею Гагин.

       Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку».

    Анализируя этот эпизод, целесообразно обратиться к стихотворению М.Карима «Лунная дорога» (перевод М.Дудина).

 

                  Бежит, струится от луны

                  До нашего порога

                  На гребне медленной волны

                  Весёлая дорога.

 

                  Мы долго слушали прибой

                  На голубом просторе,

                  Оставим берег и с тобой

                  Давай отчалим в море.

 

                  Дорогу выстелет луна

                  На этой глади зыбкой.

                  Нам будет спутницей волна,

                  Нам будет море зыбкой.

 

                  …А волны выше и сильней,

                  Дорога стала шире.

                  Чем дальше в море, тем светлей

                  И на душе и в мире.

 

Вопросы и задания:

1. Каким видится вам образ лирического героя стихотворения? Сопоставьте его с образом Аси.

2. Как вы понимаете строчки «Чем дальше в море, тем светлей // И на душе и в мире»?

3. Что из присущего лирическому герою стихотворения отсутствовало у господина Н.Н.?

4. Расстался ли бы лирический герой стихотворения с Асей, будь он на месте господина Н.Н.?

5. Была ли бы Ася в этом случае счастлива? Докажите свой ответ комментарием текста стихотворения.

6. Используя библиотечные и Интернет-ресурсы, подготовьте сообщение

     о духовном сближении людей во время морских и речных   

     путешествий, снабдив его по возможности видеоматериалами.

7. Напишите сочинение-рассказ на тему « Чем дальше в море, тем светлей

     и на душе и в мире».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.