|
|||
В.М.Гаршин. «Attalea princeps»Стр 1 из 2Следующая ⇒ 5 класс В.М.Гаршин. «Attalea princeps»
Беседуя с учениками о судьбе пальмы, можно обратиться к стихотворению М.Карима «Верхушку берёзы, как травку-быльё…» (Перевод Е.Николаевской).
Верхушку березы, как травку-быльё, Гроза истязает: И гнёт до земли, и рвёт листья её, И тело терзает.
И слышно сквозь свист, и шипенье, и вой: – Изволь покориться! Отныне не смей – к небесам головой, Не смей возноситься!
Рванулась береза отчаянно ввысь С немыслимой силой!.. В смятенье шипя: «Не гордись… Не гордись…» – Гроза отступила…
С всесильной судьбою вступая в игру – Не бойся урона: И ты человек, береги не кору, А корни и крону.
Вопросы и задания: 1. Что общего у пальмы в сказке и берёзы в стихотворении? 2. Рассмотрите строчки стихотворения «И слышно сквозь свист, и шипенье, и вой: / – Изволь покориться! / Отныне не смей – к небесам головой, / Не смей возноситься!», «Рванулась берёза отчаянно ввысь / с немыслимой силой!» в контексте сказки. 3. Как вы понимаете значение финала стихотворения и сказки. Что подразумевает М.Карим под корнями и кроной дерева применительно к жизни человека? 8 класс И.С.Тургенев. «Ася». «Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду. – Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, - закричала мне Ася. Я опустил глаза: вокруг лодки, чернея, колыхались волны. – Прощайте! – раздался опять её голос. – До завтра, – проговорил за нею Гагин. Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку». Анализируя этот эпизод, целесообразно обратиться к стихотворению М.Карима «Лунная дорога» (перевод М.Дудина).
Бежит, струится от луны До нашего порога На гребне медленной волны Весёлая дорога.
Мы долго слушали прибой На голубом просторе, Оставим берег и с тобой Давай отчалим в море.
Дорогу выстелет луна На этой глади зыбкой. Нам будет спутницей волна, Нам будет море зыбкой.
…А волны выше и сильней, Дорога стала шире. Чем дальше в море, тем светлей И на душе и в мире.
Вопросы и задания: 1. Каким видится вам образ лирического героя стихотворения? Сопоставьте его с образом Аси. 2. Как вы понимаете строчки «Чем дальше в море, тем светлей // И на душе и в мире»? 3. Что из присущего лирическому герою стихотворения отсутствовало у господина Н.Н.? 4. Расстался ли бы лирический герой стихотворения с Асей, будь он на месте господина Н.Н.? 5. Была ли бы Ася в этом случае счастлива? Докажите свой ответ комментарием текста стихотворения. 6. Используя библиотечные и Интернет-ресурсы, подготовьте сообщение о духовном сближении людей во время морских и речных путешествий, снабдив его по возможности видеоматериалами. 7. Напишите сочинение-рассказ на тему « Чем дальше в море, тем светлей и на душе и в мире».
|
|||
|