Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экклесиология (общая)



Экклесиология (общая)

1. Понятие о Церкви Христовой. Церковь (экклесиа - собрание). 1) В широком смысле слова это общество всех разумных существ (ангелов и людей), верующих во Христа и соединенных в Нем как в единой своей главе[1]. Но в таком значении это слово употребляется очень редко. 2) В более употребительном смысле Церковь Христова – это общество людей, верующих во Христа (как живых, так и усопших, как живших до Рождения Христа и веровавших пророчествам о Нем – Церковь ветхозаветная: патриархальная и подзаконная, так и живших и живущих после Его пришествия во плоти – Церковь новозаветная). Эту Церковь можно разделить на земную (воинствующую, царство благодати) и небесную (торжествующую, царство славы). 3) В самом употребительном значении Церковь это новозаветная земная Церковь(царство благодати) – общество всех истинных христиан в мире, «еще не водворившихся в отечестве небесном» (ПВП 10). В этом смысле будем понимать и мы Церковь.

2. Образы Церкви: 1) Библейские: Царство Небесное или Царство Божие; строящееся здание; стадо овец под руководством одного Пастыря или двор овчий; дом Божий; семейство Господне или приснии Богу; невеста Христова; жена Агнца-Христа и матерь верующих; тело Христово; град Божий; виноградник; виноградная лоза и ветви; народ Божий? 2) Корабль (Тертуллиан), войско (Климент Римский); корень-ветка-плод; солнце-луч-свет; источник-река-поток (Тертуллиан-Киприан);

3. Основание Церкви. 1) При жизни Господь готовил Церковь (избрал учеников, учредил таинства), выражал желание основать Церковь: «на сем камени созижду Церковь» (Мф 16.18) и общество верующих собралось вокруг Него при Его жизни (тоже некая основа). 2) Основал Ее на Кресте, «стяжал Церковь кровию Своею» (Деян 20.28)., через Крест вошел «в славу Свою» (Лк 24.26) и поэтому мог послать Св. Духа апостолам. 3) Роль Вознесения: а) Ниспослал Христос Св. Духа с неба для создания Церкви и непрестанно ходатайствует перед Отцом на небе за Церковь; б) непрестанно изливает благословение с неба от Отца на Церковь; в) во Христе мы все (Церковь) уже на небе во Св. Духе, поэтому Св. Дух всегда на земле в Церкви (в нас). 4) Но лишь с историческим сошествием Св. Духа на апостолов Церковь была создана на земле в полноте благодатных сил как видимое общество и Тело Христово, невидимо возглавляемая Христом и одушевляемая Св. Духом.

4. Цель Церкви. Церковь есть народ Бога или благодатная среда, где через 1) истинную веру (догматы); 2) апостольских преемников (иерархию) и правила (каноны), 3) священнодействия (таинства), 4) личный подвиг и общение в любви с ближними (добродетели) Христос возводит членов Церкви к святости и духовному совершенству (обожению)[2]. Как же это происходит на внутреннем уровне?

5. Христос и Св. Дух в Церкви. 1) Христос – глава Церкви, Церковь – «Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1.23). Можно сказать, что во Христе Бог Сын стал вечной Ипостасью Церкви (мы все, Церковь, восприняты как бы в Ипостась Бога Слова во Христе и Гипотеза моя:имеем не просто энергийное участие во Христе, а участие в единстве Самой Его Ипостаси, какое-то еще более тесное, непостижимое, максимальное соприкосновение с запредельной сущностью Бога, как в таинстве Причастия) (Попович 3.316). 2) Христос как глава Церкви наполняет всю Церковь и каждого в ней Св. Духом, соединяет Св. Духом, давая и особые дары Св. Духа (иерархические, личные), и через Св. Духа наполняет Собой, делает каждого Своим членом, но и каждого члена делает целым, всем Телом (в каждом члене весь Христос, весь Св. Дух и вся Церковь)[3]. 3) Св. Дух через Христа наполняет всю Церковь и каждого члена, как бы воплощает Христа во всех, делает каждого – целым Христом, и всех – единым Христом. 4) Итак, Св. Дух наполняет Церковь через Христа и, наоборот, Христос воплощается в Церкви(наполняет, делает Ее Своим Телом[4]) через Св. Духа (и воплотился Он от Девы Св. Духом, и воплощается в Причастии Св. Духом). В связи с этим неверной представляется позиция В. Лосского, который «искуственно разделяет» роль Христа, якобы спасающего человеческую «природу», от роли Св. Духа якобы спасающего «личности» в Церкви. И Христос единит-исцеляет природу и обоживает личности Св. Духом, и Св. Дух соделывает всех Христом (охристовление) и каждого уникальным Христом. 5) В Духе Святом Христос воплощается во всей нашей жизни, человек проживает всю жизнь Христа как свою собственную: от рождества до вознесения через Св. Таинства и добродетели (Попович. Экклесиология 379). 6) Каждый христианин «отроичивается» и живет «от Отца через Сына в Духе Святом», т.е. участвует в вечном сиянии Бога, и вся Церковь живет «от Отца чрез Сына в Духе Святом» (Попович 410) и Церковь есть «Тело Святой Троицы» (Тертуллиан) (по причине энергийного участия в бытии Св. Троицы) и «Церковь полна Святой Троицы» (Ориген, Попович 488). 7) Важно и действие каждого христианина и взаимодействие христиан между собой в любви[5]: «Каждый всех воспринимает в себя и всем себя дарит», «Через св. таинства и св. добродетели каждый из нас обитает во всех и все в каждом» (Попович 489). И в этом (каждый в каждом) есть также уподобление Св. Троице, отроичение. Итак Св. Духом во Христе и Христом во Св. Духе в Церкви через таинства и подвиг а) каждый и все непостижимо приобщаются к Ипостаси Христа, б) каждый и все приобщаются к вечной энергии Св. Троицы, в) каждый пребывает в каждом, все – в каждом, каждый – во всех.

6. Пространство Церкви (границы Церкви).Границы Церкви в значительной степени есть тайна, не всегда возможно определить, кто – в Церкви, кто – вне Церкви. Так, монофизиты, несториане, католики, протестанты – вне видимой Церкви, они не причащаются вместе с нами, значит, строго говоря, они – вне Церкви. С другой стороны, мы признаем у монофизитов, несториан, католиков все таинства (даже рукоположение в сан), а у протестантов – крещение, но таинства вне Церкви не совершаются. Значит они – в Церкви. Вероятно, эти христианские сообщества имеют разные степени отпадения от Церкви. Православная Церковь – это Церковь Самого Христа, Едина, Святая, Соборная и Апостольская, «полнота Наполняющего все во всем», остальные христианские конфессии в большей или меньшей степени причастны к Ней (Церкви Христа, т.е. Православной Церкви). И если таинства и духовная жизнь происходит в ней, то лишь настолько насколько они невидимо включены в Церковь Православную. Эти таинства совершаются у них через Церковь Православную. Возможно, некоторые католики, армяне, несториане могут незримо принадлежать к Православной Церкви (например как св. Исаак Сирин). Кроме того, если человек 2 или 3 года не причащался, но крещен и верит во Христа, принадлежит он к Церкви или уже нет? Однозначно сказать трудно, многие святые редко причащались. И где та степень греха, когда невидимый суд Божий отделяет человека от Церкви? Церковь – это тайна.

 


[1] «дабы все небесное и земное соединить под главою Христом... воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1.1, 20-23; Евр 12.22,23; Кол 1.18-20).

[2] «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4.11-13).

[3] «Главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол 2.19).

[4] «Все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор 12.13)

[5] «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4.15-16).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.