Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История Христологии



История Христологии

1. Доникейская христология. Свв. Игнатий, Мелитон особенно, Иустин, Ириней: две природы в одном Христе. Теопасхизм: «страдания Бога», «Бог убит» - перенос человеческих св-в на Бога за счет единства Христа. Уже Св. Климент Римский о душе Христа; Тертуллиан формула: «одна персона и две субстанции» (три персоны и одна субстанция для Троицы), чем предвосхитил 1, 2, 3, 4, 5, 6 Всел. Соборы. Тертуллиан, Ориген ярче всех о душе Христа, хотя последний в сочетании с ересью. Св.Ипполит:плоть Христа существовала только «в Слове»и никогда отдельно (предвосхищение понятия воипостасное).

2. Докетизм – два вида. 2-й Всел.Собор (381г.). Материальный докетизм – тело Христа иной природы, чем наши тела: оно либо призрачное, либо небесное (полемика Свв. Игнатий, Ириней, Тертуллиан, Климент). Формальный докетизм. Аполлинарий Лаодикийский (сер 4в.): Христос имел тело и неразумную душу, но не имел человеческого ума (разума), вместо которого – Бог Логос. Св. Григорий Богослов: «что не воспринято, то не уврачевано»: ум человека не спасен, если не воспринят. Поэтому: Христос-Бог воспринял разумную человеческую душу у тело. Христос=Логос-ум-душа-тело. Во Христе одно «Я» (самосознание) в двух умах (Ум Бога+ум человека). Ересь аполлинария отвергли на 2-м Всел Соборе.

3. Несторианство и 3-й Всел.Собор (431г.).В Антиохийской традиции акцент на реальности человеческой природы Христа, но неудачные формулы. Евстафий Антиохийский, Диодор Тарсский могли говорить о двух Сынах во Христе. Особенно Феодор Мопсуестийский (ученик Диодора и соученик Златоуста) говорил о двух лицах в Лице Христа, об Иисусе как герое-аскете противостоящем искушению и все теснее соединяющемуся с Логосом и, самое опасное, отличал человеческое «я» и Божественное «Я» во Христе. Его ученик Несторий, Патриарх КП-ля, объявил слово «Богородица» не точным. Помощники Нестория отвергали этот термин полностью (якобы Она родила не Бога, а человека как храм для Бога). Термин «Богородица» и единство Ипостаси (Личности) Христа защитил Св. Кирилл Александрийский: Бог Логос с зачатия воспринял в единство Своей ипостаси разумную душу и тело человека, Дева родила Бога, т.к. зачатое в Ней было плотью и душой Самого Бога. Он инициировал 3-й Всел Собор, где несторианство предано анафеме, учение св. Кирилла утверждено.

4. Евтихианство и 4-й Собор (Халкидон, 451г.).Свв. Кирилл допустил две неточности: «одна природа Бога Слова воплощенная»(Апполинарий), и: Христос «из двух природ», но после их соединения различие природ существует только в нашем уме (мысленно). Но уже в 433 г. св. Кирилл согласился с антиохийцами, признав две природы во Христе и после их соединения. Но на основе неточностей Св. Кирилла архим. Евтихий КП-ский ересь монофизитства-евтихианство: 1) во Христе одна природа (после соединения), 2) плоть Христа не единосущна нам (не небесная, но отличная от нашей). Ересь вначале победила (разбойничиий Собор 449г.), но затем с императрицей Пульхерией собран в 451 г. 4-й Вселенский Собор в Халкидоне(более 600 епископов). Здесь утвержден знаменитый орос 4-го Вселенского собора: Исповедуем «истинного Бога и истинного человека из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству и Того же единосущного нам по человечеству... в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучнопознаваемого... сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась». Различие понятий природа и ипостась, введенное Свв. Каппадокийцами в триадологии наконец окончательно перенесено в христологию: одна ипостась в двух природах.

5. Монофизиты севериане. На основе неточностей Свв. Кирилла Севир, еп. Антиохийский: 1) во Христе после соединения двух природ одна сложная природа (хотя реально две природы, но Божественнаяприрода реальна, а человеческая – идеальна, т.е. отделяется только в уме); 2) плоть и душа Христа единосущны нашим; 3) во Христе одна энергия (видимо, также сложная, Бога – реальная, человеческая - идеальная); 4) во Христе Божественная природа не общая, а частная (Логос) и человеческая природа не общая, а частная(индивид человеческий). Православные (халкидониты) отвечали (Иоанн Грамматик Кесарийский, Леонтий Византийский, но эта интуиция у Свв. Афанасия и Кирилла): В одной Ипостаси Бога Логоса соединились две общие природы Бога и человека, индивидуализированные через отличительные свойства (Логос «рожденностью» от Отца, а человеческая природа через конкретные человеческие черты Христа). Некоторые севериане, подчеркивая реальность человеческого во Христе признавали в Нем человеческое незнание некоторых вещей (агноиты). Православие: во Христе два знания: всеведение Бога и ограниченное, хотя и обоженное ведение человека (всеведение человеческого уровня).

6. Монофизиты юлиане (афтартодокеты). Юлиан еп. Галикарнасский считал, что тело Христа не только не познало тления по факту (с чем и мы согласны), но было нетленным в принципе Христос как и Адам не мог вообще страдать, уставать, голодать, стареть, не мог умереть. Чтобы испытать боль он каждый раз дает на это согласие, каждый раз понижая свое состояние до уровня страданий. Православие: Христос в зачатии сразу добровольно принял наше состояние. Он мог себя избавить от боли и смерти (не поститься, не дать себя врагам, сойти с Креста), но во время поста, бичевания, распятия Его тело не может не страдать (св. Афанасий), страдает уже естественно. Некоторые юлиане признавали тело Христа не только нетленным, но и несотворенным.

7. 5-й Всел.Собор (553г.) -попытка вернуть монофизитов, для этого Халкидон (дифизитство) «очищался» от подозрений в несторианстве 2-мя путями: 1) анафема посмертно Феодору Мопсуестийскому; отвержение неточных сочинений блаж. Феодорита, еп. Кирского и Ивы, митр. Эдесского. 2) Признается законным понимать Халкидон в терминах св. Кирилла Алекс. (неохалкидонизм): «единство по ипостаси», Леонтий Иерус: «единая сложная ипостась» и др., для этого и теопасхистская формула: «един от Св. Троицы пострадавший (распявшийся, умерший)». Термин «воипостасный» начинает означатьне только «реально существующий», но получающий реальность в иной ипостаси, не имея своей собственной ипостаси: человеческая природа получает реальность в Ипостаси Сына (Иоанн Граматик Кесарийский, Леонтий Визант, Иоанн Дамаскин). Св. Иоанн Дамаскин ввел в христологии различие: «тления» (страдательность Христа) и «истления» (разрушение, которое не коснулось плоти Христа).

8. 6-й Всел.Собор(680г.). Моноэнергизм-диэнергизм, монофелитство-дифелитство. Для привлечения монофизитов дифизиты-халкидониты выдвигали формулы об одной энергии («новой богомужной энергии») и одной воле Христа. Этому противостали свт. Софроний Иерусалимский, папа Мартин 1-й и особенно преп. Максим Исповедник: во Христе две природных энергии и две природных воли в неразрывном единстве. «Новое богомужное действие» это и есть новый способ (тропос) существования двух действий во Христе в неразравном единстве, взаимопроникновении в одной Ипостаси. Св. Максим: во Христе две природных воли (хотения), а гномической(выбирающей, ипостасной) воли нет в Нем, т.к. гноми - следствие греха и связана с колебанием выбора, неведением, а во Христе нет колебаний, а всеведение Бога. Но 6 Собор утвердивший диэнергизм и дифелитство опирался на свт. Софрония, 4,5Всел Соборы.

9. 7-й Всел.Собор (787г.)указал на иконы как на доказательство реальности Боговоплощения. Если Бог реально стал человеком, то Он изобразим, по человечеству. Св. Феодор Студит: Логос воспринял не «человека вообще» или «идею человека» (в смысле Платона), тогда бы реальность человеческого во Христе исчезла. Но Бог Слово воспринял в свою Ипостась общую человеческую природу индивидуализированную, т.е. в Ипостаси Логоса получившую свои конкретные отличительные особенности и изобразим.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.