Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бог как Промыслитель



Бог как Промыслитель

1. Творение-Промысел-Суд.Учение о Троице(«теология»), дополняется учением об отношении Бога к миру («икономией»), что в Церковном Предании разделяется (Св. Ириней, «Апостольские постановления») на Творение, Промысел (в частности, Искупление и Освящение) и Суд. Таковы и разделы догматического богословия.

2. Определение. Промысел Божий(«провидение» - лат.) – это непрерывное действие Бога на (1) все творение и (2) каждую его часть, а) сохраняющее творение, б) помогающее добру и попускающее зло; в) ведущее творение к благой цели и даже зло – к добрым последствиям.

3. Действия промысла.Содержащиеся в определениитри действия Промысла Божия есть единое действие (энергия) Бога. Св. Троица Существом пребывает во всем и вне всего и пронизывает всю тварь Своими логосами, определяющими бытие (природу), движение и цель всякой вещи: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36). Итак, Промысел 1) сохраняет творение в бытии всё в целом и каждое создание в частности. О Христе: «Он есть прежде всего и все Им стоит» (Кол 1.17). 2) управляет творением т.е. всё и каждое творение движет к благим целям (одухотворению, обожению), зло (недостаток добра) исправляет и направляет к благим последствиям. «Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Дан 2.21). 3) содействует (помогает) творениюкаксилам природы, так и, особенно, разумным существам в добре (синергия): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор 12.6). Зло, Господь лишь попускает, т.к. не хочет лишить разумные существа дара свободы. «И предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим 1.24).

4. Виды Промысла: общий и частный. Впервые термин «промысел Божий» употребляет Платон (хотя намечается у досократиков и у Сократа против софистов) и уже у него боги заботятся и о частном, а не только общем. В Церкви Св. Иустин Философ и яснее Афинагор отмечают эти два вида Промысла: «Как на небе, так и на земле ничто не изъято из провидения и управления Божия, и попечение Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждый порознь по своей природе и по своему назначению» (О воскресении 18)[1]. Итак, 1) общий Промыселобъемлет весь мир вообще, также роды и виды существ; 2) частный Промысел:простирается накаждый индивид и вещь,какими бы малыми они не казались (о каждом атоме, например).

5. Способы Промысла: естественныйчерез силы и законы природы и общества (плодородие, засухи, болезни, начальство) и сверхъестественный через чудеса, сюда же относится Домостроительство спасения: Воплощение и Победа Христа.

6. Участие всей Св. Троицы в Промысле.Св.Троица едина по Существу и энергии Существа, значит энергия Промысла едина и принадлежит Каждому из Трех. Об этом св. Отцы учат: «Отец все делает чрез Сына в Духе Святом» (Свв. Афанасий В., Василий В., Кирилл Алекс.) на основе «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим 11:36). Св. Писание: Об Отце и Сыне: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (Ин 5.17); о Сыне: «Он есть прежде всего и все Им стоит» (Кол 1.17), «Сей будучи сияние славы и образ испостаси Его и держа все словом силы Своей… воссел одесную величия на высоте» (Евр 1.3). О Св. Духе: «послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли» (Пс 103).

7. Промысел, свобода и зло. Промысел не нарушает свободы нравственного выбора разумных существ,о чем уже Платон, Аристотель, и на основе Писания все Отцы от Св. Иустина, у него впервые термин «выбор», у его ученика Татиана впервые: «свобода выбора». Без свободы Суд Божий несправедлив. Итак, Бог не виновник зла (теодицея – оправдание Бога), зло нравственное –это свободный выбор творений, попускаемое и направляемое Богом ко благу. А зло физическое (смерть, болезни, бури, хищники) есть собственно не зло, относительно целого оно добром оказывается (хищники – санитары природы), и оно во многом следствие греха Адама «проклята земля за тебя» (Быт 3.17) и «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим 8.20) (Св. Феофил Антиохийский: звери одичали из-за греха людей. К Автолику 2.17).

8. Предведение и предопределение. Свв.Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин: Предвидя наш нравственный выбор порока или добродетели (зависящее от нас), Бог предопределил обстоятельства нашей жизни (не зависящее от нас, но от Бога) спасительныеилисудные. «Не зависит от нас ни болезнь, ни здоровье, но производящие их причины зависят от нас, например, невоздержание – причина болезни, воздержание – здоровья, соблюдение заповедей – Царства, преступление их – огня вечного» (Св. Максим Исповедник). И Свв. Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина идея двух воль: Бог благоволит всем спастись («воля предшествующая»), но попускает («воля последующая») наказания либо воспитательные, либо окончательно отвергающие (и это не зависящее от нас, т.е. предопределение Божие на основе предведения нашего выбора) (Беневич 2013).

9. Познаваемость Промысла.«Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55.9). Ныне Промысел лишь частично постижим (Св. Василий), после Второго Пришествия многое откроется: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор 13.12).

10. Предметы Промысла.Промысел распространяется на Ангелов (сохранение, содействие), и через них промышляет о людях[2], народах, стихиях природы (след.лекция), злым ангелам попускает деятельность, управляет вещественным миром с абсолютной властью «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5.45). Промысел и напрямую действует на людей: о народах(Пс 21.29), о каждом человеке отдельно:«не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10.29,30); особенно о праведных «не дáстъ въ вѣ́къ молвы́ прáведнику» (Пс 54.23). Нередко у праведных скорби (для их возрастания), а у грешников радости (для их обращения: Закхей), что неизбежно по свободе воли окружающих людей: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим 3.12).

11. Ложные учения. 1) Отрицание Промысла Божия (Эпикур, софисты). 2) Учения о судьбе (фатуме) (стоики), пантеизм(все – это Бог), об абсолютном предопределении (крайний августинизм, кальвинисты, мусульмане) уничтожают свободу человека. 3) Учение о независимом от Бога втором начале (пассивно сопротивляющейся материи - платоники, или злом «боге» - иранцы, гностики, манихеи) ограничивают или уничтожают Промысел Божий. 4) Учение об абсолютной свободе тварей (аристотелики, пелагиане, материализм) искажают истину, т.к. не все зависит от нас и необходимо содействие Бога. 5) Деизм: отстраненность Творца, не вмешивающегося в бытие мира. 6) Учение о том, что о людях промышляют низшие боги,что это как бы недостойновысшего Бога (Творца)(Платон), и сходное учение о том, что Бог заботится лишь о целом, но не о частном.


[1] Св. Иустин и Афинагор относили частный промысел к ангелам: Макарий 1.545, что сходно с мыслью Платона, что младшие боги творят человека и демоны приставляются по суду Демиурга Мойрами.

[2] «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18.10).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.