|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. Технологическая частьВведение Целью курсовой работы является подобрать правильную методику для анализа. Необходимо доказать, что данная методика выбрана верно и подходит для решения поставленных задач, то есть позволяет получить достоверные результаты. Актуальность физико-химических методов исследования бензина: Аналитическая химия, являясь фундаментальной наукой, имеет большое практическое значение, поскольку без данных химического анализа о содержании основных и примесных компонентов в сырье, полупродуктах или конечных продуктах производства невозможна правильная организация технологического процесса. В современных условиях развития промышленности, техники и научных исследований происходит постепенное и непрерывное вытеснение классических химических методов анализа инструментальными методами, основанными на физических, физико-химических и биологических явлениях. Методы анализа, основанные на наблюдении измерений физических свойств анализируемой системы (интенсивность) окраски, электропроводность, потенциал электрода и т.п.), происходящих в результате определенных химических реакций, называют физико-химическими методами. Наибольшее практическое значение среди физико-химических методов имеют следующие: 1) спектральные и другие оптические методы; 2) электрохимические методы; 3) хроматографические методы анализа. Анализ качества и контроля сырья и продуктов важно проводить для того чтобы удостоверится в показателях качества на соотвествии с ГОСТ. Для того, чтобы достичь цели курсовой работы нужно выполнить задачи: 1. Изучение учебной и научной литературы, методик анализов бензинов, нефтепродуктов и факторов, влияющих на качество продукции. 2. Изучение основ технологического процесса производства и показателей качество бензинной фракции 3. Провести анализ качества сырья и продукции бензиновой фракции установки АТ 4. Произвести обработку полученных результатов 5. Сравнить полученные результаты на соответствие с ГОСТ 6. Изучить технику безопасности охраны труда и окружающей среды при проведении лабораторной работы 7. Сделать выводы о качестве сырья, продукции бензиновой фракции установки АТ и правильности выбранной методики по проделанной работе Объект курсовой работы: лаборатория химической промышленности, в которой осуществляется контроль качества сырья и производства бензиновых фракций Предметом исследования являются физико-химические методы анализа и качества сырья и продукции производства синтетических жирных кислот Гипотеза исследования можно предположить, что правильно подобранные физико-химические методики анализа по ГОСТ 1756-2000 (ИСО 3007-99) и ГОСТ 12329-77 позволяет произвести точный анализ качества сырья и продуктов бензиновой фракции, в то же врем обладают приемлемыми показателями сходимости и воспроизводимости
1. Технологическая часть Назначение атмосферного блока является перегонка нефти под небольшим избыточным давлением с получением: топливных, бензиновых, керосиновых, дизельных фракций и мазута Обезвоженная и обессоленная нефть с блока ЭЛОУ (после подогрева до температуры от 195 до 2050С) насосом прокачивается через блок теплообменников поступает на разделение в колонну частичного отбензинивания сырья К-1 Колонна К-1 предназначена для частичного отбензинивания нефти, поскольку в ней отделяется часть бензиновой фракции К-1 служит для разгрузки колонны К-2 и трубчатой печи П-1 Нефть в колонну К-1 подается двумя потоками, холодный подается на 6 тарелку и горячий на 9 тарелку. Отбензинованная нефть из печи возвращается в качестве горячей струи в куб колонны К-1. В колонне К-1 происходит испарение воды, газа и бензиновых фракций, которые выходят сверху колонны и поступают для конденсации в аппараты воздушного охлаждения. затем охлажденный конденсат бензина и воды вместе с газом поступает в рефлексную емкость, где происходит отстой воды о нестабильном бензине и сепарация не сконденсировавших газов от жидкости. Бензин из емкости Е-1 насосом подается частично н орошение колонны К-1 и частично в качестве питания в колонну стабилизации К-4. Отбензинованная нефть из куба колонны К-1 насосу подается в печь П-1 (с температурой около 2600С. Отбензинованная нефть из печи П-1 поступает в колонну К-2 с температурой 3650С. Пары бензиновой фракции и воды от верха колонны К-2 поступают для конденсации в аппараты воздушного охлаждения, затем конденсат нестабильного бензина и воды через холодильник поступают в рефлексную емкость Е-2, где происходит расслаивание нестабильного бензина и воды. Базовая фракция из емкости Е-2 насосом подается на орошение колонны К-2. а избыток направляется в колонну К-4. Для отпаривания легких фракций из боковых погонов колонны К-2 используется трехсекционная отпорная колонна К-3 (стриппинг). Отпаривание происходит за счет перегретого острого пара. Сырье подается в верхнюю часть отпорной колонны, снабженной массообменными контактными устройствами (тарелками)на которых происходит его взаимодействие с поступающим снизу паром. Сверху стриппинга выводят примести легколетучих компонентов, которые возвращаются обратно в основную колонну. Освобожденная от примесей легколетучих компонентов жидкость (основной продукт) выводится снизу стриппинга. Авиакеросин выводится из колонны К-2 и поступает в верхнюю секцию отпорной колонны К-3/1. Отпаренная лёгкая фракция возвращается в колонну К-2. Керосин из куба колонны К-3/1 насосом прокачивается через теплообменник в аппараты воздушного охлаждения и выводится с установки на гидроочистку или в товарно-сырьевой цех. Легкое дизельное топливо выводится из колонны К-2 и поступает поступает в среднюю секцию отпорной колонны К-3/2. Отпаренная лёгкая фракция возвращается в колонну К-2. Легкое дизельное топливо из куба колонны К-3/2 насосом прокачивается через рибойлер, теплообменник в аппараты воздушного охлаждения и выводится с установки на гидроочистку или в товарно-сырьевой цех. Тяжелое дизельное топливо выводится из колонны К-2 и поступает поступает в нижнюю секцию отпорной колонны К-3/3. Отпаренная лёгкая фракция возвращается в колонну К-2. тяжелое дизельное топливо из куба колонны К-3/3 насосом прокачивается через рибойлер, теплообменник в аппараты воздушного охлаждения и выводится с установки на гидроочистку или в товарно-сырьевой цех, или на установку каталитического крекинга. Избыточное тепло в колонне К-2 снимается тремя циркуляционными орошениями, которыми регулируется температурный режим колонны и качество получаемый дистиллятов. Верхнее циркуляционное орошение 1 ЦО. среднее циркуляционное орошение 2 ЦО, нижнее циркуляционное орошение 3 ЦО. Мазут из куба колонны К-2 насосу подается в печь П-2 и далее нагретый до температуры около 3900с в вакуумную колонну К-5. Таким образом с Атмосферного блока установки АВТ для дальнейшей переработки выводится 5 фракций.
1.1 Основы технологии, химизм процесса
Варианты подачи орошения в сложную ректификационную колонну: 1- Блок теплообменников; 2-насос, 3-насос; 3- теплообменники; I-водяной пар; II-авиакеросин; III-легкое дизельное топливо; IV-тяжелое дизельное топливо; V-мазут; IX-углеводородный газ; Таблица 1: установка АТ бензиновой фракции
При хранении, транспортировке и применении бензина может происходить изменение его химического состава, причиной которого в первую очередь являются реакции окисления и полимеризации непредельных углеводородов. Химическую стабильность бензина характеризуют концентрацией фактических смол в бензине (в мг/ 100 см3) и индукционным периодом окисления ( в мин.). Содержание фактических смол в автомобильном бензине не должно привыкать 5 мг/ 100 см3 , а в авиационном -3 мг/100 см3. Индукционный период окисления для улучшения сортов автомобильного бензина должен быть не менее 360 мин.
1.3 Сырье, и готовые продукты процесса
Сырьем для данной установке будет являться нефть. Химическая природа и состав нефти, нефтяных фракций и остатков предопределяет весь комплекс их физико-химических свойств и коллоидно – дисперсное строение нефтяных систем . В зависимости от состава нефти, варианта ее переработки и особых требований к топливным и масляным фракциям состав продуктов установок первичное перегонки нефти может быть различным. Так, при переработке типовых восточных нефтей, получают следующие фракции (с условными пределами выкипания по преимущественному содержанию целевых компонентов): бензиновые н.к. - 140оС (180 0С); керосиновые от 140 (180) – до 240 0С; дизельные от 240 до350 0С; вакуумный дистиллят (вакуумный газойль) от 350 до 490 0С (500 0С) или узкие вакуумные масляные погоны от 350 – до 400 0С; от 400 до 450 и от 450 до 500 8С; тяжелый остаток - гудрон от до 490 0С (500 о0С). зависимости от варианта переработки нефти с получением, максимального выхода какого - либо одного вида топлива пределы температур выкипания получаемых фракций могут также существенно меняться выход топливных и масляных фракций зависит в первую очередь от состава нефти, т.е. от потенциального содержания целевых фракций в нефтях. Нефть как сырье для перегонки обладает следующими характерными свойствами: имеет непрерывный характер выкипания, невысокую термическую стабильность тяжелых фракций и содержит в остатке значительное количество сложных гетерогенных органических малолетучих соединений и практически нелетучих смолисто-асфальтеновых и металл-органических соединений, резко ухудшающих эксплуатационные характеристики нефтепродуктов и затрудняющих последующую их очистку. Поскольку температура термической стабильности тяжелых фракций соответствует примерно температурной границе деления нефти между дизельным топливом и мазутом по кривой ИТК, первичную перегонку нефти до мазута проводят обычно при атмосферном давлении, а перегонку мазута - в вакууме. Выбор температурной границы деления нефти при атмосферном давлении между дизельным топливом и мазутом определяется не только термической стабильностью тяжелых фракций нефти, но и технико-экономическими показателями процесса разделения в целом. В некоторых случаях температурная граница деления проходит около 300 оС, т.е. примерно половина фракции дизельного топлива отбирается с мазутом для получения котельного топлива низкой вязкости. Таким образом, вопрос обоснования и выбора температурной границы деления нефти подробно рассматривают при анализе различных вариантов технологических схем перегонки нефти и мазута.
1.3 Показатели качества
Таблица 2 показатели качества сырья
Таблица 3. Требования к качеству автомобильных бензинов (ГОСТ.Р 51105-97)
1.4 Применение:
Основными источниками энергии в течении многих лет были и остаются природные ископаемые, хотя в последнее время все большее значение приобретает разработка альтернативных источников энергии. Эволюция в использовании топлива привела к тому, что бензин применятся для работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Однако изначально в XIX столетии, для него не нашли лучшего применения, нежели заправка примусов, также он выполнял функцию антисептического средства. Преимущественно из нефти делали керосин, а другие продукты подвергали утилизации. Сразу после изобретения ДВС, бензин стал крайне востребованным, но после того как появились дизельные моторы, набрало популярность дизтопливо в Москве, так как оно обладает повышенным КПД. Бензин активно используется в карбюраторных двигателях, а также прекрасно подходит для инжекторов. Возможно его применение для изготовления ракетного топлива с высоким импульсом, парафина, он незаменим в качестве растворителя, может использоваться в нефтехимической области.
2. Физико-химические методы анализа природных и промышленных материалов
Все методы количественного анализа основаны на изучении свойства вещества, связанных с концентрацией определенной зависимостью. В так называемых классических методах аналитической химии в качестве таких свойств используются масса вещества и объем раствора. Однако вещество обладает совокупностью многих свойств, оно может поглощать и излучать свет, подвергая радиоактивного распаду. Проводить электрический ток и т.п. Поэтому классические методы постепенно уступают место физико-химическим методам анализа. Использование различных физических и физико-химических свойств вещества в аналитических целях лежит в основе физико-химических методов анализа. Физико-химические методы анализа основаны на использовании физико-химического свойства вещества (аналитического сигнала) и нахождении его зависимости от природы вещества и содержания его в анализируемой пробе вопрос давления насыщенных паров важен для функционирования и работы автомобилей с бензиновым двигателем, особенно с карбюратором, а также важен по многим другим причинам. Таблица 4 Показатели качества
Таблица 6. Физико-химические методы
2.1 Обоснование выбора химических и физико-химических методов количественного и качественного анализа
. Статический метод является наиболее распространенным, т.к. приемлем при измерении ДНП веществ в широком интервале температур и давлений. Сущность метода заключается в измерении давлении пара, находящегося в равновесии со своей жидкостью при определенной температуре. Давление можно измерить либо манометрами (пружинными, ртутными, груз поршневыми, водяными), либо с помощью специальных датчиков (тензометрических, электрических и т.д.), позволяющих провести пересчёт на давление, либо расчётным путём, когда известно количество вещества в определённом объёме. Наибольшее распространение получил метод с использованием различных манометров, так называемый прямой статический метод. В этом случае исследуемое вещество заливается в пьезометр (или какую-либо ёмкость), помещается в термостат, позволяющий поддерживать определённую температуру, и с помощью манометра производит измерение ДНП . Причём подсоединение манометра может осуществляться как по жидкой фазе, так и по газовой. При подсоединении манометра по жидкой фазе учитывается поправка на гидростатический столб жидкости. Подсоединение измерительного прибора обычно осуществляется через разделитель, в качестве которого используют ртутные затворы, мембраны, сильфоны и т.д. К достоинствам прибора относится простота конструкции и экспериментирования, к недостаткам - постоянное соотношение жидкой и паровой фаз и грубость метода (погрешность определения ДНП бензинов достигает 15-20%).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|