|
|||
КРИШНА. Верховная Личность Бога. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Его Божественная Милость. А. Ч. Бхактиведанта Свами ПрабхупадаКРИШНА Верховная Личность Бога Краткое изложение Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вйасадевы.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВЫ 1-13 Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Ачарйа и Основатель Международного Общества Сознания Кришны
Посвящается моему Отцу, Гоур Мохон Де (1849-1930),
чистому преданному Кришны, который с самого начала моей жизни воспитывал меня как ребёнка, сознающего Кришну. В детстве он обучил меня игре на мриданге. Он дал мне Радха-Кришна виграху для поклонения и Джаганнатха-Ратху, чтобы моя детская игра превратилась в фестиваль. Он был добр ко мне, и те представления, которые я усвоил благодаря ему, позже укрепил мой духовный учитель, вечный отец.
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ Самым полным и авторитетным ведическим духовным произведением является «Шримад-Бхагаватам» (Прекрасная история Личности Бога), зрелый плод деятельности Шрилы Вйасадевы, составителя Вед. Из двенадцати Песен «Шримад-Бхагаватам» Десятая Песнь считается самой сокровенной, поскольку она описывает все трансцендентные игры Шри Кришны, Верховной Личности Бога. «Кришна» — это краткое изложение Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам». Деяния Кришны, которые подобны деятельности обычного человека, могут быть правильно поняты только с помощью истинного духовного учителя, который полностью познал эту трансцендентную природу. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада уполномочен непрерывающейся ученической преемственностью духовных учителей описывать те времена тысячелетней давности, когда Кришна появился на планете. Являясь представителем цепи духовных учителей и будучи полностью погруженным в поклонение Кришне, Прабхупада обладает уникальной способностью представлять Кришну таким, какой Он есть. Шукадева Госвами, изначальный рассказчик «Шримад-Бхагаватам», объявил, что существует три класса людей, и каждый из них сможет наслаждаться играми Кришны. Освобожденная душа, которую более не интересуют мирские темы, конечно же, будет слушать о Кришне с огромным удовольствием. Человек, который пытается стать освобожденным, также получит удовольствие от игр Личности Бога, которые очищают того, кто слушает их. И даже грубым материалистам понравится слушать о Кришне из-за сходства его отношений с гопи и любовными историями обычных юношей и девушек. Предвкушая публикацию этой книги, в которой будет пятьдесят восемь цветных иллюстраций, Прабхупада прокомментировал: «Никакая другая религия не имеет такого полного представления о Боге. Я думаю, что наша книга «Кришна» убедит их в этом. Тот, кто читает её, станет преданным Кришны». Вступительное обращение к книге «Кришна» написал Джордж Харрисон.
СОДЕРЖАНИЕ Обращение Джорджа Харрисона …….………………………………….5 Предисловие ……………….……………………….6 Введение .……………………………………….10 1. Пришествие Господа Кришны ………………………………………..17 2. Молитвы полубогов Господу Кришне, пребывающему во чреве матери ….…………………………………… 23 3. Рождение Господа Кришны ……………..…………………………34 4. Камса начинает преследования………………………………..………41 5. Встреча Нанды и Васудевы ………………………………………..44 6. Смерть Путаны ………………………………………..49 7. Спасение Тринаварты ………………………………………..54 8. Видение вселенской формы ………………………………………..59 9. Мама Йашода привязывает Господа Кришну ………………….65 10. Освобождение Налакувары и Манигривы …………………...67 11. Убийство демонов Ватсасуры и Бакасуры ………………….….72 12. Расправа с демоном Агхасурой ……………………………………..76 13. Как Брахма украл мальчиков и телят …………………………….81
Все ищут КРИШНУ. Некоторые не понимают, что они ищут Его, но это так. КРИШНА — это БОГ, Источник всего сущего, Причина всего, что есть, было или когда-нибудь будет. БОГ безграничен, поэтому у Него много Имен. Аллах-Будда-Иегова-Рама: все они — КРИШНА, все они суть ОДНО. Бог — не абстрактен: у Него есть как безличный, так и личностный аспекты; Он — Личность, ВЕРХОВНАЯ, ВЕЧНАЯ, полная БЛАЖЕНСТВА и ЗНАНИЯ. Как капля воды обладает такими же качествами, что и океан воды, так и наше сознание обладает качествами сознания БОГА... но из-за того, что мы отождествляем себя с материальной энергией и привязаны к ней (к физическому телу, чувственным удовольствиям, материальной собственности, эго и прочему), наше истинное ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ СОЗНАНИЕ загрязнено и, подобно пыльному зеркалу, не способно давать чистое отражение. За множество жизней наша привязанность к ВРЕМЕННОМУ выросла. Это бренное тело — мешок костей и плоти — мы ошибочно принимаем за наше истинное «я». Мы согласились с тем, что эти временные условия окончательны. Во все века великие СВЯТЫЕ были живым доказательством того, что не временное, а постоянное состояние СОЗНАНИЯ БОГА можно пробудить во всех живых Душах. Каждая душа потенциально божественна. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (6.28.): «Будучи уравновешенным и свободным от всякого материального загрязнения, йог достигает высочайшего совершенного уровня счастья в соприкосновении с Высшим Сознанием». ЙОГА (научный метод осознания БОГА или своего Я) — это процесс, с помощью которого мы очищаем наше сознание, прекращаем его дальнейшее осквернение и достигаем состояния совершенства, полного ЗНАНИЯ и полного БЛАЖЕНСТВА. Если Бог есть, я хочу увидеть Его. Нет смысла принимать что-то без доказательств, а сознание Кришны и медитация — это методы, с помощью которых вы можете действительно ощутить присутствие БОГА. Вы можете действительно видеть Бога, слышать Его, играть с Ним. Возможно, это звучит невероятно, но Он действительно здесь, рядом с вами. Существует множество путей йоги — раджа, гйана, хатха, крийа, карма, бхакти, и учителя каждого из этих методов рекомендуют его как наилучший. СВАМИ БХАКТИВЕДАНТА — это титул, означающий: последователь БХАКТИ-йоги, пути ПРЕДАННОСТИ. Служа БОГУ каждой своей мыслью, словом и ДЕЛОМ, и воспевая ЕГО Святые Имена, преданный быстро развивает сознание Бога. Воспевая:
Харе Кришна, Харе Кришна Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама Рама Рама, Харе Харе,
человек неизбежно приходит к Сознанию КРИШНЫ. (Чтобы узнать, каков десерт на вкус, нужно его отведать!) Я прошу вас воспользоваться этой книгой «КРИШНА» и попытаться понять её. Еще одна просьба: сегодня же назначьте свидание с вашим Богом — через освобождающий процесса ЙОГИ (СОЕДИНЕНИЯ), и — ДАЙТЕ МИРУ ШАНС.
Джордж Харрисон 31/3/70
ПРЕДИСЛОВИЕ
В странах Запада всякий, кто увидит обложку книги «Кришна», тут же спросит: «Кто такой Кришна? Кто эта девушка рядом с Кришной?» и т.д. Ответ таков: Кришна — Верховная Личность Бога. Почему? Потому что Он в точности соответствует описаниям Верховного Существа, Бога. Другими словами, Кришна — Бог, потому что Он привлекает всех. Отсутствие принципа «всепривлекательности» лишает слово «Бог» смысла. Что же значит быть всепривлекающим? Прежде всего, привлекателен тот, кто очень богат, имеет большие средства — такой человек привлекает к себе окружающих. Тоже самое можно сказать о человеке очень сильном, очень знаменитом, красивом, очень умном, а также непривязанном ни к какой собственности. Итак, из опыта мы знаем, что человека делают привлекательным: 1) богатство, 2) сила, 3) слава, 4) красота, 5) мудрость, 6) отречение. Тот, кто обладает всеми этими шестью достояниями одновременно и в неограниченной степени, и есть Верховная Личность Бога. Эти достояния Бога описал великий знаток Вед Парашара Муни. Мы видели много богатых, могущественных, знаменитых, красивых, образованных и ученых людей, много тех, кто отрешился от мира и не привязан к материальному имуществу. Но история человечества не знает никого, кроме Кришны, кто одновременно был бы безгранично богат, могущественен, знаменит, красив, мудр и ни к чему не привязан. Кришна — Верховная Личность Бога, историческое лицо. Он пришёл на землю 5000 лет назад и жил здесь в течении 125 лет. Он играл роль простого человека, но Его деяниям не мог подражать никто. С первой минуты своего появления в этом мире и до своего ухода Кришна совершал деяния, подобных которым не знала мировая история. Поэтому любой, кто понимает, что мы подразумеваем под словом Бог, согласится, что Кришна — это Верховная Личность Бога. Никто не равен Богу и нет никого более великого, чем Он; в этом и заключается смысл известного выражения «Бог велик». Разные люди по-разному говорят о Боге, но согласно ведической литературе и согласно ачарйам, уполномоченным личностям, сведущим в знании о Боге, именно Кришна — Верховный Господь. Это единодушно признают великие ачарйи: Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Вишну Свами и Господь Чаитанйа, а также все их последователи в цепи духовных учителей и учеников. Мы, продолжатели традиции ведической цивилизации, придерживаемся ведической точки зрения на историю вселенной. В материальной вселенной есть разные планетные системы: Сваргалока — высшая планетная система, Мартйалока — средняя планетная система и Паталалока — низшая планетная система. Современные историки не могут предоставить достоверных свидетельств о событиях, происходивших на земле более 5000 лет назад, а антропологи утверждают, что 40 000 лет назад Гомо-сапиенс еще не появился на нашей планете, поскольку эволюция к тому времени еще не достигла соответствующего уровня. Но ведические источники, Пураны и Махабхарата, рассказывают об исторических событиях, происходивших в человеческом обществе миллионы и миллиарды лет назад. В частности, из этих книг мы узнаем, что миллионы и миллиарды лет назад Кришна ни раз приходил на землю. В четвёртой главе «Бхагавад-гиты» Кришна говорит Арджуне, что оба они уже много раз появлялись в материальном мире, и что Он, Кришна, помнит все Свои воплощения, а Арджуна — нет. Такова разница между знанием, которым обладает Кришна, и знанием, которым обладает Арджуна. Арджуна, безусловно, великий воин и человек высокой культуры, он происходит из древнего рода Куру, но, в конечном счете, он всего лишь обычный человек, тогда как Кришна — это Верховный Господь, обладающий безграничным знанием, поэтому и память Его беспредельна. Знание, которым обладает Кришна, настолько совершенно, что Он помнит обо всём, что происходило, когда Он являлся в этот мир многие миллионы лет назад. А память Арджуны и его знание ограничены временем и пространством, поскольку он всего лишь обычный человек. В четвёртой главе Кришна говорит, что Он помнит, как миллионы лет назад обучал урокам «Бхагавад-гиты» бога Солнца, Вивасвана. В наше время многие неверующие пытаются стать богом с помощью разных мистических методов. Такие безбожники заявляют, что стали богом силой собственного воображения или благодаря умению медитировать. Кришна не такой бог. Он не становится богом, погружаясь в процесс мистической медитации или подвергая себя суровым испытаниям мистической йоги. Если быть точным, Он вообще не становится богом, потому что Он всегда Бог. В тюрьме, куда Камса, дядя Кришны по матери, заточил Его родителей, Кришна явился перед своей матерью и предстал в облике четырехрукого Вишну-Нарайаны. Затем Он превратился в обычного младенца и сказал Своему отцу, чтобы тот отнес Его в дом Махараджа Нанды и его жены Йашоды. Когда Кришна был еще грудным ребёнком, Его попыталась убить огромная демоница Путана. Когда Он сосал её грудь, то выпил и саму её жизнь. Таково различие между истинным Богом и богом, изготовленным на мистической фабрике. Кришна не занимался мистической йогой, однако Он проявил Себя Верховной Личностью Бога в каждом Своем поступке и когда Он был младенцем, и когда был подростком, и когда стал юношей. В этой книге «Кришна» подробно описаны деяния, которые Он совершил, когда находился на земле в образе человека. И хотя в своих играх Кришна ведет себя как обычный человек, Он всегда остается Верховной Личностью Бога. Так как Кришна — всепривлекающий, мы должны знать, что все наши желания должны быть устремлены к Кришне. В «Бхагавад-гите» сказано, что индивидуальное живое существо — владелец или хозяин своего тела; но Кришна, являясь Сверхдушой, присутствует в сердце каждого, как Верховный Владелец и Повелитель всех тел. Поэтому, если присущее нам желание любить мы сосредоточим только на Кришне, во вселенной сразу воцарятся любовь, братство и мир. Когда человек поливает корни дерева, то одновременно он поит водой его большие и малые ветви, листья и цветки; а отправляя пищу в желудок, питает и все остальные части тела. Искусство сосредотачивать свое внимание на Всевышнем и дарить Ему свою любовь называется сознанием Кришны. Мы основали движение сознания Кришны для того, чтобы каждый мог, отдавая свою любовь Господу, удовлетворить присущее человеку стремление любить других. Все хотят удовлетворить это дремлющее в них желание любить других, но разные новоизобретенные методы: социализм, коммунизм, альтруизм, гуманизм, национализм, а также, любые другие способы, которые могут быть придуманы для достижения мира и процветания, бесполезны и приносят только разочарования из-за нашего грубого невежества относительно искусства любить Кришну. Одни люди думают, что смогут стать счастливыми, следуя нравственным принципам и совершая религиозные обряды. Другие считают, что обрести счастье — значит достичь экономического развития, а третьи ищут счастья в чувственных удовольствиях. Но на самом деле человек может быть счастлив, только когда любит Кришну. Кришна способен совершенным образом отвечать на наше стремление полюбить Его, вступая с нами в различные отношения, называемые вкусами или расами. В основном, существует двенадцать видов любовных отношений. Человек может любить Кришну как Высшее неизвестное, как Верховного господина, Величайшего друга, Высшее дитя и Высшего возлюбленного. Это пять основных любовных рас. Можно любить Кришну и косвенно (таких видов отношений семь). На первый взгляд они отличаются от пяти основных. Но если человек, так или иначе, обратит присущее ему желание любить на Кришну, то его жизнь становится успешной. Это не вымысел, а факт, который можно реализовать на практике. Каждый может непосредственно ощутить то влияние, которое любовь к Кришне оказывает на его жизнь. В девятой главе «Бхагавад-гиты» наука сознания Кришны названа царем знания, тайной тайн, высшей наукой духовного осознания. Но каждый из нас может на своем опыте почувствовать эффект этой науки сознания Кришны, потому что следовать этому процессу очень легко и приятно. В какой бы мере мы ни развили в себе сознание Кришны, оно навечно останется с нами, ибо оно неуничтожимо в любых обстоятельствах. Уже доказано на практике, что нынешняя молодежь в странах Запада, запутавшаяся и разочарованная, может непосредственно ощутить, что обретает человек, когда обращает свою потребность любить только на Кришну. Говорится, что если человек на протяжении всей жизни подвергает себя суровой аскезе, покаянию или совершает жертвоприношения, но при этом не может пробудить дремлющую в нём любовь к Кришне, то все его труды следует считать напрасными. С другой стороны, если человек пробудил в себе любовь к Кришне, зачем ему без нужды, переносить лишения и совершать аскезу? Движение сознания Кришны — это необыкновенный дар Господа Чаитанйи падшим душам нынешнего века. Метод сознания Кришны очень прост. В течение последних четырех лет к нему обратилось немало людей в странах Запада, и, безусловно, наше движение удовлетворяет заложенную в людях потребность любить. Эта книга «Кришна» — еще одна попытка представить движение сознания Кришны в странах Запада. Эта трансцендентальная книга издается в двух частях со множеством иллюстраций. Люди любят читать художественную литературу, чтобы как-то использовать свое время и энергию. Теперь свою любовь к чтению они могут связать с Кришной. Результатом станет нетленное духовное удовлетворение, как каждого человека, так и общества в целом. В «Бхагавад-гите» сказано, что даже небольшое усилие, приложенное нами на пути сознания Кришны, может спасти человека от величайшей опасности. Можно привести сотни тысяч примеров того, как люди избежали смертельных опасностей, благодаря небольшому продвижению по пути сознания Кришны. Поэтому мы просим всех извлечь пользу от знакомства с этим великим трансцендентальным произведением. Перед вами откроются несметные богатства знаний в области искусства, науки, литературы, философии, религии и в конечном счете, прочитав одну эту книгу «Кришна», вы сможете обрести любовь к Богу. Я выражаю признательность и благодарность Шриману Джорджу Харрисону, который теперь тоже воспевает мантру Харе Кришна, за то, что он щедро пожертвовал 19 000 долларов, позволившие полностью оплатить издание этой книги. Пусть Кришна поможет этому славному юноше на пути к сознанию Кришны. И, наконец мои благословения Шриману Шйамасундара дасу Адхикари, Шриману Брахмананде дасу брахмачари, Шриману Хайагриве дасу адхикари, Шриману Сатсварупе дасу адхикари, Шримати Девахути деви, Шримати Джадурани даси, Шриману Муралидхаре дасу брахмачари, Шриману Барадваджу дасу адхикари, Шриману Прадйумне дасу адхикари и другим за их упорный труд, благодаря которому эту книгу ждет большой успех. Харе Кришна.
В день явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.
26 февраля 1970 года, штаб-квартира ИСККОН, 37/64 Ватсека Авеню, Лос-Анжелес, Калифорния.
ВВЕДЕНИЕ
Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! хе! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! хе! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! ракша мам! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! пахи мам! Рама! Рагхава! Рама! Рагхава! Рама! Рагхава! ракша мам! Кришна! Кешава! Кришна! Кешава! Кришна! Кешава! пахи мам! Чаитанйа Чаритамрита. Мадхйа лила, 7.96.
Прежде чем начать книгу «Кришна», позвольте мне сначала предложить почтительные поклоны моему духовному учителю, Ом Вишнупада 108 Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Махараджу Прабхупаде. Затем позвольте мне предложить мои почтительные поклоны океану милости, Господу Шри Чаитанйе Махапрабху, Он — Верховная Личность Бога, Сам Кришна, выступающий в роли преданного только для распространения высших принципов преданного служения. Господь Чаитанйа начал проповедовать в стране, называемой Гаудадеша, Западная Бенгалия. И, поскольку я принадлежу к Мадхва-гаудийа-сампрадайе, то должен предложить мои почтительные поклоны нашей цепи духовных учителей и учеников. Мадхва-гаудийа-сампрадайа также известна как Брахма-сампрадайа, поскольку ученическая преемственность изначально началась с Брахмы. Он наставлял мудреца Нараду. Нарада наставлял Вйасадеву, а Вйасадева наставлял Мадхву Муни или Мадхвачарйу. Мадхавендра Пури, основатель Мадхва-гаудийа-сампрадайи, принадлежит к ученической преемственности, идущей от Мадхвачарйи. У него было много известных учеников как в отреченном укладе жизни (саннйаси), так и среди домохозяев. Среди них - Нитйананда Прабху, Адвайта Прабху, Ишвара Пури, который стал духовным учителем Господа Чаитанйи Махапрабху. Итак, давайте предложим наши почтительные поклоны Ишвара Пури, Нитйананде Прабху, Шри Адвайте Ачарйе Прабху, Шривасе Пандиту и Шри Гададхаре Пандиту. Затем давайте предложим наши почтительные поклоны Сварупе Дамодаре, который был личным секретарем Господа Чаитанйи Махапрабху; а также давайте предложим наши почтительные поклоны Шри Васудеве Датте, постоянному слуге Господа Чаитанйи; Шри Говинде; верному другу Господа, Мукунде; а также Мурари Гупте. Также давайте предложим наши почтительные поклоны шестерым Госвами Вриндавана: Шри Рупе Госвами, Шри Санатане Госвами, Шри Рагхунатхе Бхатте Госвами, Шри Гопале Бхатте Госвами, Шри Дживе Госвами, и Шри Рагхунатхе Дасу Госвами. Кришна Сам объяснил в «Бхагавад-гите», что Он — Верховная Личность Бога. Всякий раз, когда появляются противоречия в регулирующих принципах религиозной жизни людей и процветает безбожная деятельность, Он является на эту планету Земля. Другими словами, Господь Кришна является, когда возникает необходимость преуменьшить бремя греховной деятельности, накопившееся на этой планете или в этой вселенной. Дела в материальном творении находятся в ведении Господа Маха Вишну, полной экспансии Кришны. Когда Господь является, Его воплощения исходят от Вишну. Маха Вишну — изначальная причина материального творения, от Него исходит Гарбходакашайи Вишну, а затем Кширодакашайи Вишну. Обычно, все воплощения Господа, которые являются в этой материальной вселенной, это полные экспансии Кширодакашайи Вишну. Поэтому бремя греховной деятельности уменьшает на этой Земле не Сам Кришна, Верховная Личность Бога. Но когда является Кришна, то все экспансии Вишну приходят с Ним. Различные экспансии Кришны, а именно: Нарайана, Чатур-вйуха (Васудева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха), а также частичные экспансии Его полной экспансии, например, Матсйа — воплощение в образе рыбы; все юга-аватары — воплощения для каждой эпохи; и манвантара-аватары — воплощения Ману; все они соединяются и являются вместе с телом Кришны, Верховной Личности Бога. Кришна — совершенное целое, поэтому все Его полные экспансии и воплощения всегда живут с Ним. Когда явился Кришна, Господь Вишну тоже был с Ним. На самом деле Кришна нисходит, чтобы явить Свои игры во Вриндаване и привлечь удачливые обусловленные души, а также призвать их вернуться домой, обратно к Богу. Демонов же, одновременно с Его играми во Вриндаване, убивал только Вишну, который является частью Кришны. В «Бхагавад-гите» (8.20) говорится, что существует иная, вечная природа — духовное небо, трансцендентное к проявленной и непроявленной материи. Проявленный мир можно увидеть в виде множества звезд и планетных систем, таких как Солнце, Луна и другие, но помимо них существует непроявленная часть, которая недоступна для любого в этом теле. А за пределами непроявленной материи находится духовное царство, которое описано в «Бхагавад-гите» как высшее и вечное. Эта материальная природа подвергается повторяющемуся созданию и уничтожению. Но духовная природа остается такой, как есть, вечно. Высшая обитель Личности Бога, Кришны, описана также в «Брахма-самхите», как обитель чинтамани. В этой обители Господа Кришны, которую называют Голока Вриндавана, много дворцов из философского камня. Деревья там называются деревьями желаний, а коров именуют сурабхи. Господу там служат сотни и тысячи богинь процветания; имя Его — Говинда, Извечный Господь, Он — причина всех причин. В Своей обители Господь играет на Своей флейте, Его глаза подобны лепесткам лотоса, а цвет Его тела подобен цвету прекрасного облака. На Его голове павлинье перо. Он настолько привлекателен, что превосходит тысячи Купидонов. В «Гите» Господь Кришна кратко описывает Свою личную обитель, самую высшую планету духовного царства. Но в «Шримад-Бхагаватам» Кришна действительно появляется со всеми Своими атрибутами и являет Свои деяния во Вриндаване, Мадхуре и Двараке. В этой книге будут последовательно раскрыты все эти деяния. Семья, в которой явился Кришна, называется династия Йаду. Эта династия принадлежит к роду, происходящему от Сомы, бога планеты Луна. Есть два царских рода кшатриев: один нисходит от повелителя планеты Луна, а другой нисходит от повелителя планеты Солнце. Обычно Верховная Личность Бога является в семье кшатриев, поскольку Ему нужно установить религиозные принципы как основу праведной жизни. Согласно ведическому устройству, семья кшатриев является защитником человеческого рода. Когда Верховная Личность Бога низошёл как Рамачандра, Он явился в семье, нисходящей от бога Солнца и известной как Рагху-вамша; а когда Он явился как Господь Кришна, то пришёл в семье Йаду-вамша. В Девятой Песни, 24 главе «Шримад-Бхагаватам» приводится длинный перечень царей семьи Йаду-вамша. Все они были великими и могущественными правителями. Отца Кришны звали Васудевой, он был сыном Шурасены, царя из династии Йаду. На самом деле Верховная Личность Бога не принадлежит ни к одной из династий материального мира, но семья, в которой является Кришна, по Его милости становится знаменитой. К примеру, сандаловое дерево растет в штатах Малайи. У этого дерева есть и много других отличительных особенностей, но из-за того, что его выращивают главным образом в штатах Малайи, оно известно как малайский сандал. Аналогично, Верховная Личность Бога принадлежит всем, но подобно тому, как солнце восходит на востоке, хотя могло бы восходить в любой другой стороне света, Господь является в той семье, которую Сам выбирает, и эта семья становится знаменитой. Когда Кришна нисходит, вместе с Ним являются и все Его полные экспансии. Кришна явился вместе с Баларамой (Баладевой), который известен как Его старший брат. Баларама — источник Санкаршаны из Чатур-вйухи. Баларама — полная экспансия Кришны. В этой книге мы постараемся рассказать о том, как Кришна появился в семье Йаду, и как Он проявил Свои трансцендентные качества. Всё это очень ярко описано в «Шримад-Бхагаватам», особенно в Десятой Песни, поэтому основой этой книги будет «Шримад-Бхагаватам». Как правило, слушают об Играх Господа и наслаждаются ими освобожденные души. Те, кто являются обусловленными душами, больше заинтересованы в чтении вымышленных рассказов о мирской деятельности обычных людей. Повествования, описывающие трансцендентные деяния Господа, можно найти в «Шримад-Бхагаватам» и других Пуранах. Но обусловленные души всё же предпочитают им обычные книги. Они не проявляют интереса к изучению повествований об играх Господа Кришны, которые настолько привлекательны, что могут доставить радость любому. В этом мире есть три категории людей: первая — освобожденные души; вторая — те, кто пытается обрести освобождение; и третья — материалистичные люди. Но всем им — и освобожденным, и стремящимся к освобождению, и даже грубым материалистам — стоит изучать игры Господа Кришны. Освобожденные души не интересуются материалистичной деятельностью. Теория имперсоналистов о том, что после освобождения живое существо перестает действовать и ему уже не нужно что-либо слушать, не доказывает, что освобожденные личности и в самом деле бездействуют. Живое существо, душа, не может находиться в бездействии. Она активна либо в обусловленном, либо в освобожденном состоянии. К примеру, больной человек тоже действует, только его действия причиняют ему боль. Освободившись от болезненного состояния, тот же человек продолжает действовать, но теперь, когда он здоров, его действия доставляют ему удовольствие. Точно так же имперсоналистам удается освободиться от нездоровой, обусловленной деятельности, но они не имеют представления о деятельности в здоровом состоянии. Души по-настоящему свободные, обладающие совершенным знанием, начинают слушать рассказы о деяниях Кришны, то есть заниматься чисто духовной деятельностью. Те, кто действительно освобожден и обладает полным знанием, слушают о деяниях Кришны; такое занятие является чисто духовной деятельностью. Для личностей, которые действительно освобождены, слушание об играх Кришны является необходимостью. Оно в высшей степени привлекательно для них. Кроме того, если люди, стремящиеся к освобождению, слушают такие повествования, как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», то их путь освобождения становится очень ясным. «Бхагавад-гита» подготавливает человека к чтению «Шримад-Бхагаватам». Изучая «Бхагавад-гиту», человек становится полностью осознающим положение Господа Кришны; а когда он находится у лотосных стоп Кришны, то он понимает повествования о Нём так, как описано в «Шримад-Бхагаватам». Поэтому Господь Чаитанйа советовал Своим последователям проповедовать Кришна-катху. Кришна-катха — это повествования о Кришне. Есть два вида Кришна-катхи: повествования Самого Кришны и повествования о Кришне. «Бхагавад-гита» — это повествование, или философия, изложенная Самим Кришной. «Шримад-Бхагаватам» — это повествование о деяниях и трансцендентальных играх Кришны. Обе эти книги являются Кришна-катхой. Это приказ Господа Чаитанйи — Кришна-катха должна быть распространена по всему миру, ибо, если обусловленные души, страдающие от материальных мук, примут Кришна-катху, тогда их путь освобождения будет открыт и ясен. Цель данной книги прежде всего в том, чтобы побудить людей понять Кришну или Кришна-катху, поскольку это позволит им освободиться из материального рабства. Эта Кришна-катха также будет очень привлекательна для самых материалистичных людей, потому что игры Кришны с гопи (пастушками) очень похожи на любовные отношения между молодыми людьми в этом материальном мире. На самом деле, сексуальное чувство, свойственное людям, не противоестественно, поскольку его испытывает Изначальная Личность Бога. Энергия наслаждения зовется Шримати Радхарани. Стремление к любовным отношениям, в основе которых лежит сексуальное влечение, изначально присуще Верховной Личности Бога, и мы, обусловленные души, будучи неотъемлемыми частицами Всевышнего, тоже испытываем подобные чувства, но у нас эти ощущения извращены и быстротечны. Поэтому, когда люди, которых привлекает секс в этом материальном мире, услышат об играх Кришны с гопи, они будут наслаждаться трансцендентальным удовольствием, хотя это наслаждение может показаться материальным. Польза будет в том, что они постепенно поднимутся на духовную платформу. В «Бхагаватам» говорится, что если кто-то с покорностью слушает от авторитетов об играх Господа Кришны с гопи, то он достигнет уровня трансцендентного любовного служения Господу, и вожделение, материальная болезнь в нашем сердце, будет полностью побеждена. Иными словами, это будет нейтрализовывать материальную сексуальную жизнь. Кришна будет привлекателен и для освобожденных душ, и для тех, кто стремится к освобождению, и даже закоренелым материалистам. Согласно утверждению Махараджа Парикшита, который слышал о Кришне от Шукадевы Госвами, Кришна-катха в равной степени предназначена для каждого человеческого живого существа, в каком бы состоянии жизни он ни находился. Каждый человек оценит Кришна-катху в наивысшей степени. Но Махарадж Парикшит предупредил также, что люди, убивающие животных, и самоубийцы не смогут сильно привлечься Кришна-катхой. Иначе говоря, обычные люди, следующие регулирующим моральным принципам священных писаний, в каком бы состоянии они ни находились, наверняка привлекутся Кришна-катхой, но не те, кто убивает самих себя. Точное слово, используемое в «Шримад-Бхагаватам» — пашугхна, которое означает убийство животных или самоубийство. Люди, не осознавшие себя и не стремящиеся к духовному развитию, убивают себя, совершают самоубийство. Человеческая жизнь предназначена прежде всего для самоосознания, а тот, кто пренебрегает этой важной частью своих обязанностей, попусту растрачивает отпущенное ему время подобно животному. Значит, он — пашугхна. Это слово имеет и другой смысл: так называют тех, кто действительно убивает животных. К ним относятся люди, употребляющие в пищу мясо, вплоть до собачьего, потому что все они так или иначе убивают животных, охотятся на них, открывают скотобойни и т.д. Такие люди не могут заинтересоваться Кришна-катхой. Царь Парикшит особенно любил слушать Кришна-катху, поскольку знал, что только благодаря Кришне его предки, прежде всего его дед Арджуна, победили в великой битве на Курукшетре. Мы можем воспринимать этот материальный мир как поле битвы Курукшетра. Все мы боремся за существование на этом поле битвы, и на каждом шагу нам угрожает опасность. По словам Махараджа Парикшита, поле битвы Курукшетра было похоже на огромный океан, кишащий опасными животными. Его деду Арджуне пришлось сражаться с такими великими героями, как Бхишма, Дрона, Карна и многими другими выдающимися воинами. Их сравнивают с океанскими рыбами тимингилами. Эта рыба может легко проглотить огромного кита. Великие воины на поле битвы Курукшетра могли без труда уничтожить множество таких воинов как Арджуна, но, по милости Кришны, Арджуна сумел убить их всех. Подобно тому, как можно перешагнуть через лужицу воды в следе от копытца телёнка, Арджуна, по милости Кришны, легко преодолел океан битвы на Курукшетре. Было немало и других причин, по которым Махарадж Парикшит с великим вниманием слушал рассказы о деяниях Кришны. Не только его дед был спасен Кришной, Кришна спас и самого Парикшита. К концу битвы на Курукшетре все члены рода Куру — и те, кто сражался на стороне сыновей Дхритараштры, и те, кто сражался на стороне Пандавов, пали в бою. Кроме пятерых братьев Пандавов, все погибли на поле битвы Курукшетра. В то время Махарадж Парикшит находился во чреве матери. Его отец Абхиманйу, сын Арджуны, тоже погиб в сражении на Курукшетре, и Махарадж Парикшит родился уже после смерти своего отца. Когда он был во чреве своей матери, Ашваттхама выпустил брахмастру, чтобы убить его. Мать Махараджа Парикшита, Уттара, в поисках защиты бросилась к Кришне, и Кришна, увидев, что ребёнку грозит смерть, в облике Сверхдуши вошёл в чрево Уттары и спас Парикшита. Махараджа Парикшита еще называют Вишнуратой, поскольку он во чреве матери был спасен Самим Вишну. Итак, каждый, в каких бы условиях он ни жил, должен стараться слушать о Кришне и Его деяниях, ибо Кришна — это Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога. Он всепроникающий; Он живет в сердце каждого и в тоже время во Вселенской форме Он находится вне всего. Тем не менее, как сказано в «Бхагавад-гите», Кришна появляется среди людей таким, какой Он есть, чтобы позвать всех в Свою трансцендентную обитель, обратно домой, к Богу. Каждый должен стремиться узнать о Кришне, ради этого и написана книга. Благодаря ей люди узнают о Кришне и смогут использовать все преимущества человеческой формы жизни. В Девятой Песни «Шримад-Бхагаватам» Шри Баладева назван сыном Рохини, одной из жён Васудевы. У Васудевы, отца Кришны, было шестнадцать жен, и одной из них была Рохини, мать Баларамы. Но Баладеву называют еще и сыном Деваки. Как может он одновременно быть и сыном Деваки, и сыном Рохини? Это один из вопросов, который Махарадж Парикшит задал Шукадеве Госвами, и в свое время на него будет дан ответ. Царь Парикшит также спросил Шукадеву Госвами — почему сразу после того, как Кришна родился как сын Васудевы, его немедленно перенесли в дом Махараджа Нанды во Вриндаване, Гокулу? Он хотел узнать и том, какие деяния совершил Господь Кришна во Вриндаване, а затем в Матхуре. Махараджа Парикшита особенно интересовало, почему Кришна убил своего дядю по матери, Камсу? Камса был близким старшим родственником Кришны, почему же Кришна убил его? Махарадж Парикшит спросил еще, сколько лет Господь Кришна жил среди людей? Как долго Он правил Дваракой и сколько у Него было жен? Цари кшатрии обычно женились не
|
|||
|