![]()
|
|||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗБОРЫ СЛОЖНЫХ ТЕМ И ЗАДАНИЙДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗБОРЫ СЛОЖНЫХ ТЕМ И ЗАДАНИЙ 1. РАЗБОР Все уже начали повторять старые темы? Сегодня вспомним мировую экономику
Рассмотрим пример задания: Выберите верные суждения о мировой экономике 1) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями - неверно 2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм - неверно 3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка - верно 4) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях - верно 5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства - верно Правильный ответ: 345 2. РАЗБОР ✏ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей. 📗ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: 1) Территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы); 2) Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления); 3) Суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях); 4) Принудительный характер власти («монополия на законное насилие»); 5) Исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег; 6) Обязательность членства в государстве; 7) Представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага; 8) Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ: 9) единый государственный язык как средство общения; 10) единая оборонная внешняя политика; 11) единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др. ___________________________________ 📝Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия 📓ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1) ВНЕШНИЕ: а) Обеспечение национальной безопасности б) Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере в) Развитие взаимовыгодного сотрудничества г) Участие в решении глобальных проблем 2) ВНУТРЕННИЕ: а) Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе) б) Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация в) Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры) г) Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ) ______________________ 📙ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ(МЕХАНИЗМ) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственной управление. Его структура определяется функциями государства.
🚨1) ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ: а) органы правопорядка (полиция, суд, прокуратура); б) органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения связи, транспорта, социального обеспечения, коммунальных служб, технического надзора и др); в) учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры, органы информации 🚧 2) ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ: а) министерство иностранных дел; б) вооруженные силы; в) разведка; г) органы межгосударственных отношений; е) органы иновещания 3. РАЗБОР ✨ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 📖 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти 🔆 ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: 1) организационно-институциональная - это различные организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п. 2) коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; 3) нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; 4) культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология ⚡ Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций: а) определение перспективных направлений социального развития; б) оптимизация движения общества к своим целям; в) распределение ресурсов; г) согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике; д) разработка норм и правил поведения членов общества; е) контроль над выполнением норм, законов и правил; ж) обеспечение стабильности и безопасности в обществе. 🔑 КЛЮЧЕВЫЕ ИНСТИТУТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: а) государство и его органы; б) политические партии; в) общественно-политические движения; г) группы давления, или группы интересов. 💼 Признаки такого института как государство: 1. Территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы); 2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления); 3. Суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях); 4. Принудительный характер власти («монополия на законное насилие»); 5. Исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег; 6. Обязательность членства в государстве; + 7. Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн) 4. РАЗБОР МАТЕРИАЛЫ ПРО МОНОПОЛИЮ: 📝Монополия - крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции. ЧЕМ ОПАСНА МОНОПОЛИЯ? ➖С ОДНОЙ СТОРОНЫ ✅ Происходит блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции. ✅ Увеличение цен, что снижает уровень жизни населения. ✅ Снижение качества производимой продукции и услуг, что происходит из-за желание монополиста сэкономить собственные средства. ➕НО С ДРУГОЙ ✅ Сдерживается спад производства и безработицы. ✅ Происходит снижение издержек и экономия ресурсов. ✅ Повышается эффективность производства из-за того, что такое крупное предприятие, как монополия, имеет достаточно средств для проведения различных разработок. ⚠ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЕЙ ⚠ ⃣ Устранение всяких барьеров и создание благоприятных условий для образования в отрасли фирм-конкурентов. ⃣ Устранение препятствий для зарубежных производителей. ⃣ Прямой контроль. Например, государство самостоятельно определяет заработную плату сотрудников и цену продукции предприятий, являющихся естественными монополистами ❗ ПРИМЕР ТАКОЙ КОМПАНИИ «Уралкалий», фирма, которая разрабатывает единственное в стране месторождение калийных солей. 🏢 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 🏢 🔻Первый антимонопольный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана). 🔻С конца 19 века такие законы стали приниматься и в других странах с развитой рыночной экономикой (Канаде, Австралии и др.). 🔻В начале 1920-х годов антимонопольное законодательство в странах Запада сформировалось окончательно как антитрестовское законодательство. 🔻После 2-й мировой войны его приняли многие страны мира. Антитрестовские положения содержатся, например, в Римском договоре 1957 года о создании ЕЭС. 5. РАЗБОР Теория: Правоохранительные органы и судебная система 🔍 Правоохранительные органы - группа государственных органов, призванных охранять законность и правопорядок, защищать права и свободы граждан, бороться с правонарушениями 🔫 Функции правоохранительных органов: • Охрана государственного и общественного строя • Укрепление законности и правопорядка • Борьба с преступностью • Защита прав и свобод физических и юридических лиц ⚙ Правоохранительные органы и их деятельность: • Полиция (охрана за соблюдением законности и общественного правопорядка, розыск скрывшихся лиц, пресечение и предупреждение преступлений) • Прокуратура (осуществление надзора за соблюдением закона, возбуждение уголовных дел, представление государственных интересов в судебном процессе) • Следственный комитет РФ (расследование уголовных дел об убийствах, изнасилованиях, умышленных причинениях тяжкого вреда здоровья, повлекшего смерть потерпевшего, похищения людей и тд) • Органы государственной безопасности (пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного - конституционного - строя, обеспечение внешней и внутренней безопасности государства) • Уголовно-исполнительные учреждения (исполнение уголовных наказаний, наложенных на граждан, организация работы по перевоспитанию и исправлению осужденных) ‼ Адвокатура не является государственным органом Ее функции: • обеспечить права истца/ответчика гражданском судопроизводстве или подсудимого в уголовном процессе • помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом • давать гражданам и организациям необходимые юридические консультации помогать в составлении различных документов, заключении сделок, разрешении правовых споров Нотариат: • помощь в составлении различных документов • удостоверяют завещания и сделки • свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них 📒Судебная система РФ Конституционный суд • конституционный контроль • толкование Конституции РФ • разрешение споров о компетенции между органами государственной власти Суды общей юрисдикции • рассмотрение дел • осуществление правосудия • защита и восстановление прав и свобод человека и гражданина • применение мер юридической ответственности к правонарушителю 6. РАЗБОР Выученная теория быстро забывается, поэтому сегодня мы повторяем важную тему из блока «Человек и общество»❤ 🙇 МЫШЛЕНИЕ – это способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека. ▶ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ: •образное •теоретическое •знаковое ⚡ ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ: • анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы • синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого • сравнение – установление сходства или различия объектов • обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах к свойствам их классов и родов • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления какого-то одного из них • моделирование – исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях 💡 ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ: • понятие – мысль, фиксирующая общие признаки объекта, группы, класса объектов • суждение – форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей • умозаключение – форма мысли, в которой на основе нескольких имеющихся суждений логически выводится новое суждение 🕵♀ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ: • дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего • индукция – метод мышления на основе перехода от частного положения к общему 7. РАЗБОР ТЕОРИЯ: ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА 💥 🍎 ЭКОНОМИКА (КАК ХОЗЯЙСТВО) – это система хозяйствования, включающая отрасли материального и нематериального производства. 📈 ЭКОНОМИКА (КАК НАУКА) – это наука, которая изучается проявления хозяйственной жизни человека, фирмы, общества в целом. 🙆♂ ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ: • государство • фирма • домохозяйство (семья) 🥕 ЭКОНОМИКА КАК ХОЗЯЙСТВО 🚂 Материальное производство: • материальные блага (промышленность, с/х, лесное хозяйство, строительство) • материальные услуги (транспорт, торговля, материально-техническое обеспечение) 🎨 Нематериальное производство: • нематериальные блага (идеи, теории, знания, образы) • нематериальные услуги (образование, здравоохранение) 📍 ЭКОНОМИКА КАК НАУКА 📈 Микроэкономика (стремится к динамическому росту): • экономика рынка товаров и услуг • экономика рынка факторов производства • экономика региона • экономика семьи • экономика фирмы Субъекты: фирмы и домохозяйства 📊 Макроэкономика (стремится к стабильности): • общеэкономические процессы в государстве и в мире в целом Субъекты: фирмы, домохозяйства, государство 👨 ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА: • натуральное хозяйство (производство «для себя», например, внутри общины) • товарное производство (для продажи) 💧 ВИДЫ БЛАГ: • свободные (вода, воздух и др) • экономические ⚡ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА: • общественные (неделимы, принадлежат обществу, ими пользуются все граждане страны) Примеры: здравоохранение, дороги, мосты, городское освещение, образование • частные (делимы, принадлежат индивиду на правах частной собственности) Примеры: дача гражданина А., ожерелье гражданки О. и др. ♻ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: • производство • распределение • обмен (продажа и бартер) • потребление 👨💼 ПРОИЗВОДСТВО - это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека. 👣 ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА: • экстенсивный - количество (увеличение числа работников, строительство новых предприятий, расширение площади) • интенсивный - качество (переобучение работников, замена устаревшей техники, внедрение инноваций) 8. РАЗБОР ТЕОРИЯ: «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ» ✏ Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе. Элементы социального контроля: 🔺социальные нормы; 🔻санкции. 🗣Социальная норма — установленные в обществе правила, эталоны ожидаемого поведения людей: 🔺правовые нормы; 🔺моральные нормы; 🔺обычаи; 🔺религиозные нормы; 🔺корпоративные нормы; 🔺эстетические нормы; 🔺нормы этикета и др. 👥Социальная санкция — общественная реакция на поведение человека или группы: 🔻формальные и неформальные; 🔻позитивные и негативные. 🤨Отклоняющееся (девиантное) поведение — действия индивида, нарушающие общепринятые в данном обществе нормы и правила: ▪негативное (аморальные поступки); ▫позитивное (героизм). 9. РАЗБОР 🧐 Давайте повторим одну из самых интересных тем из блока «Человек и общество» - формы культуры Внимательно читаем теорию и отрабатываем её на практике 👇🏻 ✅ Формы культуры: ▫ народная ▫ массовая ▫ элитарная ✔ Характеристики народная культуры: 🔸 создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки 🔸 является коллективной 🔸 включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы 🔸 адресована народу ✔ Характеристики массовая (общедоступной) культуры: 🔸 простая для восприятия 🔸 адресована широким массам населения 🔸 имеет коммерческий характер 🔸 тиражируется СМИ 🔸 является порождением технического прогресса ✔ Характеристики элитарной культуры: 🔸 сложная для восприятия 🔸 адресована узкому кругу лиц 🔸 безграничное самовыражение автора 🔸 соответствие изысканным вкусам 🔸 не имеет коммерческий характер Давайте решим типичное задание на эту тему 👇🏻 Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ 1) народная 2) массовая 3) элитарная СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ: А) премьера телесериала - массовая культура, так как ТЕЛЕсериал, значит транслируется СМИ Б) конкурс фольклорных коллективов - народная, фольклор - ещё одно название народного творчества В) картина К. Малевича «Чёрный квадрат» - элитарная, содержание картины сложно для восприятия Г) переиздание детектива-бестселлера - массовая, так как детектив имеет высокую тиражируемость Д) празднование дня Ивана Купалы - народная, данный праздник связан с традициями и обычаями ОТВЕТ: 21321 Молодец! Ты сделал ещё один шаг на пути к заветной сотке ❤
10. РАЗБОР ТЕОРИЯ: СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА: ЭЛЕМЕНТЫ И ПОДСИСТЕМЫ 🤓 📌 ОБЩЕСТВО - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. ОБЩЕСТВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ: - население определенной территории (например, российское общество) - определенный этап исторического развития (например, феодальное общество) - группа людей, объединившихся для общения или какой-либо совместной деятельности (например, общество книголюбов) 📍 ОБЩЕСТВО В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ: - все население Земли, совокупность всех народов и стран - все человечество в его прошлом, настоящем и будущем 📖 ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВА: - производство материальных благ и услуг - распределение продуктов труда - регламентация и управление деятельностью и поведением - воспроизводство и социализация человека 🔎 ОБЩЕСТВО – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни). 🙇♀ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это исторически сложившиеся, устойчивые формы специализированной деятельности, удовлетворяющие человеческие потребности и обеспечивающие стабильное функционирование общества. 👫 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. 👪 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: - участники общественных отношений выполняют определенные функции, обретают права и обязанности, которые должны соблюдать по отношению друг к другу - общественная жизнь находится в постоянном изменении - общество характеризуется как сложная динамичная самоорганизующаяся живая система 📝 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА включает в себя комплекс взаимодействующих подсистем – сфер общественной жизни, социальных институтов, общностей и групп, связанных общественными отношениями. 👀 СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. - СОЦИАЛЬНАЯ - отношения между различными социальными общностями и группами. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ - отношения гражданского общества, политических партий и государства. - ДУХОВНАЯ - отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. - сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой. - каждая из сфер, в свою очередь, также является сложной самоорганизующейся системой. 11. РАЗБОР ТЕОРИЯ: СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 👫 👳♂ СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и характеризующиеся различными признаками. 👮♂ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ – дифференциация людей в обществе на расположенные в вертикальном порядке социальные слои в зависимости от дохода, доступа к власти, уровня образования, престижа. 👁 КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ: • доход –количество денежных средств индивида или семьи в определённый период времени • власть – способность навязывать свою волю независимо от желания других людей • образование – завершённый уровень образования, полученная учёбная степень, звание и т.п. • престиж (профессии) – привлекательность в общественном сознании той или иной должности ✍🏻 СТРАТА - это группа людей, объединённых общими признаками и находящийся на одной и той же социальной позиции 👩💻 ВИДЫ СТРАТ • рабство • касты • сословия • классы 📉 СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – перемещение индивида из одной социальной группы в другую, происходящее в социальной структуре, результатом которого является любое изменение социального положения. ✒ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ (КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ) – пути, по которым и благодаря которым происходим перемещении индивида из одной социальной группы в другую, в результате которого меняется его социальное положение. 📤 ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ: • семья • брак • армия, военная служба • образование • политика • сми • шоу-бизнес • церковь 📎 ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ • горизонтальная (социальный статус не меняется) • вертикальная (социальный статус меняется) 12. РАЗБОР УЧИМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПО МУЛЬТИКАМ! 📺 Любимый мультфильм многих поколений - "Король Лев".С большим любопытством мы наблюдали за конфликтом Шрама и Муфасы. Давайте разберем эту тему в обществоведческом контексте 👿 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это высшая стадия развития противоречий между людьми, социальными группами, обществом в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов. 📍 СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА: • субъект конфликта – в данном случае это львы (те, кто вступает в конфликт) • предмет (объект) конфликта – то, по поводу чего возникает конфликт (в данном случае это власть) 📗 ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА: • различия в уровне доходов, власти (социальное неравенство) • недоразумения, логические ошибки • разные интересы, ценности и убеждения • недостаток информации • различия в религии • несовершенство человеческой психики 💡 Напишите ниже виды социальных конфликтов - дополните теорию! 13. РАЗБОР ТЕОРИЯ: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ✅ ПОТРЕБНОСТЬ - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что ему необходимо для поддержания его организма и развития личности ⛱ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ: 🔸 биологические (вода, воздух, пища, сон) 🔸 социальные (общение, труд, творчество) 🔸 духовные (познание окружающего мира, достижение истины) 🧩 ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ: 🔹 подлинные (самосовершенствование личности) 🔹 мнимые (деградация личности, вред природе и обществу) 📐 ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А. МАСЛОУ: ▫ физиологические (продолжение рода, вода, пища, воздух) ▫ экзистенциальные (безопасность, комфорт, защита) ▫ социальные (общение, труд, жизненный успех, творчество) ▫ престижные (самоутверждение, уважение, самореализация, признание) ▫ духовные (познание мира, религиозная вера, поиск смысла жизни) 🔅 ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ: 🔸 Не все потребности человека могут быть удовлетворены в нашем мире 🔸 Потребности постоянно растут, а ресурсы ограничены 🔸 Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей ✅ ИНТЕРЕС - это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности, которое зависит от его социального положения и является побудительным стимулом к деятельности ✅ СКЛОННОСТЬ - это направленность индивида на определенную деятельность 🥐 ВИДЫ ИНТЕРЕСОВ: ▫ индивидуальные, групповые, всего общества ▫ экономические, социальные, политические, духовные 14. РАЗБОР ТЕОРИЯ: ГРАЖДАНСТВО РФ 📌 ГРАЖДАНСТВО - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности ❗ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РФ: ▫ единство ▫ равенство ▫ неотъемлемость ▫ открыты и свободный характер ▫ экстерриториальность ▫ защита гражданства РФ ▫ допущение двойного гражданства ▫ сокращение лиц без гражданства 📩 УСЛОВИЯ, необходимые для получения гражданства РФ: • проживание на территории РФ 5 лет • соблюдение Конституции РФ • наличие законного источника средств к существованию • владение русским языком 📥 ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА • по рождению • приём в гражданство • восстановление в гражданстве • иные законные обстоятельства 📍 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА - правовое положение в обществе человека, обнажающего гражданством данного государства 🔖 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА РФ - закреплённые в Конституции РФ определённые вид и мера должного поведения ▫ соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей ▫ уплата законно установленных налогов и сборов ▫ бережное отношение к природе и окружающей среде ▫ защита Отечества ▫ получение основного общего образования 15. РАЗБОР ТЕОРИЯ: НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 🙇♀ 📘 НАУКА – это форма культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. 📍 ФУНКЦИИ НАУКИ: • познавательно-прогностическая • культурно-мировоззренческая • социально-производственная 📝 ВИДЫ НАУК: • гуманитарные • технические • естественные 📈 МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: • эволюционная • революционная 🎓 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. 💥 УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: • эмпирический • теоретический 🔎 МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ: • наблюдение • эксперимент • измерение • описание • систематизация 📖 МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ: • выдвижение гипотез • теоретическое обоснование выводов • формулирование законов 📌 ОСОБЕННОСТИ НАУКИ И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: • объективность • системность • рациональность • проверяемость • специальный язык 16. РАЗБОР ТЕОРИЯ: ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 🤓 🎓 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей человека и общества. ✒ ПРИЗНАКИ: • устойчивые формы организации совместной деятельности • совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности • система социальных норм • наличие учреждений, необходимых для какого-либо вида деятельности 💥 ФУНКЦИИ: • вырабатывают и применяют систему санкций • организуют деятельность людей, устанавливают нормы поведения • упорядочивают действия людей • обеспечивают стандартное поведение людей в типичных социальных ситуациях 🌍 ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ: • Институт семьи и брака – обеспечивает социализацию, воспроизводство рода. • Политические институты - регулируют общественные отношения, используя властные полномочия (главный институт — государство; органы власти, партии, право, армия, суд) • Экономические институты - регулируют производство и распределение товаров и услуг (собственность, рынок, производство) • Институты науки, образования, культуры и религии – регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство 17. РАЗБОР Правонарушения по роману "Преступление и Наказание" ⚠ Правонарушение - это противоправное общественно опасное виновное деяние, влекущее за собой юридическую ответственность 🕸 Признаки правонарушения из самого определение 😀: — Деяние 🐾 Действие либо же бездействие Вспомним, как студент и офицер обсуждали возможность убить старуху Алёну Ивановну и раздать ее богатства бедным, но это не действие или бездействие, а только мысли или предположения человека (их оценивает мораль) Преступление же Раскольника является действием, так как он убил старуху-процентщицу — Противоправность ⛔ Тут ясно, что Раскольников нарушил нормы права: убил человека — Общественная опасность ☠ Кроме Алёны Ивановны Раскольников убил и ее сестру, которая не вовремя зашла в квартиру, на ее месте мог быть другой человек, что и представляет собой опасность обществу — Вина 🍷 Возможно, Раскольников полностью и не признает вину, но она проявляется психологически: он пытается отогнать от себя любые мысли об убийстве — Порождает ответственность 🥊 В итоге Раскольников получил 8 лет каторги ⠀⠀СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ — Cубъект или правонарушитель 🤠 Родион Романович Раскольников — Объект (общественные отношения, которым причинен вред) ❗Право Алёны Ивановны на жизнь — Объективная сторона (внешнее проявление правонарушения, включающее в себя само деяние, его последствия, причинно-следственную связь, а также место, время, способ, обстановку, орудия и средства) В нашем случае, это нанесение ударов топором, смерть старухи, действия Раскольникова и послужили причиной наступления смерти Алёны Ивановны ▪Время, место, обстановка, способ совершения убийства, как правило, не влияют на квалификацию содеянного, за исключением ситуаций, когда они названы законодателем в качестве отягчающих или смягчающих обстоятельств — Субъективная сторона (психическое отношение субъекта к противоправному деянию, включает в себя цель, мотив, вину и эмоциональное состояние) 🔻 Тут цель Раскольникова - доказать свою теорию на практике и проверить на себе, а также его лихорадка 18. РАЗБОР Теория: Направления и формы общественного развития 💡 📕 Прогресс - это развитие общества от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему, от простого к более сложному. 📘 Регресс - это развитие общество от более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему, от сложного к простому. 🚨 Прогресс и регресс всегда относительны — никакое социальное изменение не может быть прогрессивным или регрессивным само по себе. 📶 КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА • прогресс науки и техники • увеличение производственных показателей • мера свободы,которую общество может обеспечить личности для развития ее творческих способностей • среднее состояние жизни и состояние медицины • правовое государство, соблюдение прав и свобод человека • развитость системы социальной защиты 🔝 ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ⚫ Эволюция (предполагает постепенные изменения отдельных элементов общественной жизни,в том числе в результате реформ) • Реформа - целенаправленное преобразование каких-либо сторон общественной жизни,не уничтожающее основы существующей социальной структуры. 🔴 Революция (предполагает резкие качественные комплексные изменения,скачок в развитии общества, полностью изменяющий общественную жизнь). • Например, социальные революции, связанные со сменой политической и экономической систем общества. 🕑 Важно: • совершенствование в одних областях не исключает деградацию в других • общественный прогресс оказывает как позитивное,так и негативное влияние на отдельные общественные явления, процессы
|
|||||||
|