Термин
| Определение
| Автор
| Источник
|
Коммуникативная компетентность
| выбор реализации программ речевого поведения в зависимости от способности ориентироваться в той или иной обстановке общения; умения классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации.
| М. Н. Вятютнев
| Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — С. 38–45.
|
управленческая компетентность
| это набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств руководителя, позволяющий ему качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов. Квалифицированное управление осуществляется на основе знаний, полученных при обучении и практического опыта.
| А.Н. Щукин
| Сорочан Т.М. Подготовка руководителей школ к управлінької деятельности: теория и практика. Монография. – Луганск: Знание, 2005. – 384с.
|
Модель управления
| это теоретически и практически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит и как должна функционировать
система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.
| В.Н., Куницына
Н.В Казаринова.
В.М.
Погольша
| Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб., 2001, c 3.
|
менеджмент
| это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной профита компании, создания устойчивой системы управления предприятием.
| Н. И. Гез
| Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 5 –е изд., стереоп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 336 с.
|
Компенсаторная компетенция
| умения выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации
| В.В.
Сафонова
| Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.
|
администрирование
| это процесс управления человеком в качестве единицы персонала предприятия, то есть он не рассматривается как личность. Субъект контролирует объект администрирования на предмет надлежащего исполнения правил, предписанных внутренним распорядком организации.
| Р.П
Мильруд.
| Компетентность учителя иностранного языка /Р.П. Мильруд, А.С. Ка-рамнов // Иностр. языки в школе. - 2012. -№ 1. - С. 11-17.
|
управление
| это воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик.
| Д. А. Иванов
| Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. — М. : АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
|
Целеполагание
| это совершение выбора либо одной, либо нескольких целей с определением параметров позволительных отклонений для контроля над процессом реализации идей. Нередко, разумеется, как практическое осознание своей собственной деятельности индивидом с позиции постановки целей и их осуществления (достижения) более выгодными средствами, как наилучший контроль над временным ресурсом, определенным деятельностью субъектов.
| Дж. Равен
| Равен, Дж. Педагогическое тестирование [Текст] : проблемы, заблуждения, перспективы : пер. с англ. / Джон Равен. — М. : Когито-Центр, 1999. — 144 с.
|
Планирование
| процесс, обеспечивающий сбалансированное взаимодействие отдельных видов ресурсов в рамках выбранного объекта управления, устанавливающий пропорции и темпы роста.
| М. А. Холодная
| Холодная, М. А. Психология интеллекта [Текст] / М. А. Холодная. — Томск-Москва, 1997. — 370 с.
|
Тимбилдинг
| дословно «построение команды» — активный корпоративный отдых, направленный на сплочение коллектива посредством прохождения различных игр и заданий. Тимбилдинг быстро и в разы улучшает взаимопонимание в коллективе и его эффективность. Подробнее: http://umom.biz/idei-timbildinga-na-prirode-i-v-pomeshhenii/#ixzz6YkksWo00
| Е. Е. Вахромов
| Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е. Е. Вахромов. — М., 2001. — 160 с.
|
Способности
| это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.
| Ю. Г. Татур
| Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 21—26.
|
Компетентность
| интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
| Г. К. Селевко
| Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. - С. 138-14
|
Мотивация
| побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
| И. А. Зимняя
| Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия [Электронный ресурс] / И. А. Зимняя. — Режим доступа: http://www.edu.ru 5-6с.
|
Навыки
| способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
|
| Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm 10-11с.
|
моделирование
| исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
| С. И. Ожегов
| Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, 944 с.
|
Системный подход
| направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов
| Э. Ф. Зеер
| Зеер Э. Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста [Текст] : науч.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. — Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1999. — 245 с.
|
Деятельностный подход
| это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
| Г. К. Селевко
| Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. К. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4. - С. 138-144.
|
Компетенция
| осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации
| Е. О. Иванова
| Иванова, Е. О. Компетентностный подход как новый взгляд на качество результата высшего образования / Е. О. Иванова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edit. muh.ru/content/conf/Ivanova.htm (дата обращения: 23.08.2010).
|
Лингвистическая компетенция
| способность опознавать языковые единицы и классифицировать их - и коммуникативную компетенцию - способность понимать высказывание связно, а также логично строить текст.
| И. П.
Цыбулько
В. Н.
Александров,
И. П.
Васильевых
| Цыбулько И. П., Александров В. Н., Васильевых И. П. и др. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2011 г. по русскому языку / Федеральная служба по надзору в сфере образования; Федеральный институт педагогических измерений. М.,
|
Лингвистический компонент
| знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования лексико-грамматическими и фонетическими средствами общения
| Н. И. Гез
| Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 5 –е изд., стереоп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
|
Обращенность
| явление, предполагающее наличие у коммуникантов полной степени владения языком, равно как и сведений, необходимых для понимания определенной информации.
| Г.В.
Колшанский
| Колшанский Г.В. Комуникативная функция и структура языка. М., 1984. с 23-25
|
Прагматический компонент
| знания, навыки и умения, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.
| Н. И. Гез
| Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 5 –е изд., стереоп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
|
Профессиональная компетентность
| это интегративное понятие включающее три слагаемых - мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления
| М.А.
Чошанов
| Чошанов М.А. Гибкая психология проблемномодульного обучения. - М., Народное образование, 1997. - 152
|
Личностный подход
| это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия.
| С.А.
Дружилов
| Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. 2005 (Вып. 8). С.30
|
Рефлексивная субкомпетенция
| умение адекватно оценивать приобретенные знания, умения, способность, корректировать свое коммуникативное поведение с точки зрения приемлемости в данной языковой среде; 2) умение выбирать подходящие методы и способы выполнения профессиональных задач, рефлексировать свой и чужой профессиональный опыт; 3) умение самостоятельно определять задачи для профессионального и личностного развития.
|
| ОК-2, ОК-8
(ОК) согласно ФГОС
|
Рефлексия
| системообразующий фактор творческого мышления, обеспечивающий не только его смысловую организацию и саморегуляцию, но и самореализацию и саморазвитие личности в конкретных условиях микроразвития мышления в процессе разрешения проблемно-конфликтной ситуации поиска ответа на вопрос
| И.Н.
Семенов
| Крылова Н.Б. Новые ценности образования. Принцип дополнительности. М. НПО «Школа самоопределения» выпуск 4(28), 2006
|
Речевая компетенция
| умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи
| М.З.
Биболетова
| Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. – М.: Просвещение,2005
|
Социокультурная компетенция
| владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру.
| В.В.
Сафонова
| Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.
|
Социолингвистический компонент
| знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума.
| Н. И. Гез
| Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — 5 –е изд., стереоп. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
|
Стратегическая
компетенция
| самостоятельное и непрерывное совершенствование языкового мастерства, рефлексия собственной речи
| А. В.
Хуторской
| Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. // Интернет-журнал
|
Стратегический компонент
| способность использовать вербальные и невербальные стратегии для компенсации пробелов в знании.
| В.В.
Жукова
| Жукова В. В. К вопросу об интенсификации процесса обучения взрослых иностранному языку./Функциональные стили и преподавание иностранных языков. / Под ред. М. Я. Цвилинга. -Москва: Наука, 1982. - С. 112-117.
|
Учебно-познавательная компетенция
| общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
| Г.В., Рогова, И.Н.
Верещагина
| Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004. С.98
|
Языковая активность
| использование языковых знаний в конкретных ситуациях общения и деятельности.
| Н. Хомский
| Хомский Н. Язык и мышление. - М., 1972 (англ. 1968). - 196 с.
|
Языковая компетенция
| система интеллектуальных способностей, система знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет виды поведения.
| Н. Хомский
| Язык и мышление / Н.Хомский. – М.: Изд-во Моск., 1972. – 122 с.
|
Педагогические условия
| это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей
| М.З
Биболетова
| Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. – М.: Просвещение,2005.
|
диагностирования обучаемости
| определение восприимчивости обучаемого к обучению и накоплению опыта на основании определенных показателей
| Michael Canale and Merrill Swain
| "Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing" (Applied Linguistics, 1980)
|
лидерство
| это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня.
| Michael Canale and Merrill Swain
| "Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing" (Applied Linguistics, 1980)
|
планирование
| процесс, обеспечивающий сбалансированное взаимодействие отдельных видов ресурсов в рамках выбранного объекта управления, устанавливающий пропорции и темпы роста.
| Michael Canale and Merrill Swain
| "Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing" (Applied Linguistics, 1980)
|
Операционно-технологический компонент
| Данный компонент включает в себя систему приобретенных знаний, необходимых музыканту для творческого решения профессиональных задач при помощи средств информационных технологий.
| Michael Canale and Merrill Swain
| "Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing" (Applied Linguistics, 1980)
|