Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ. ХАРАКТЕРИСТИКИ



ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А)«И пришёл [князь] к Царьграду; греки же… город затворили. И вышел [он] на берег, и приказал воинам вытащить корабли на берег, и разорил окрестности города, и много перебил греков, и множество палат разрушили, и церкви пожгли… и много другого зла причинили русские грекам, как обычно поступают враги. И повелел [князь] своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к [князю]: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь».

 

Б)«И стал [князь] на другой стороне залива, от города на полёт стрелы, но твёрдо защищались горожане… А был в этом городе муж, родом варяг, по имени Жедберн, и однажды выстрелил он стрелою в сторону, где был варяжский полк, и крикнул: "Отнесите стрелу сию князю __________!" На стреле же написано: "Княже __________, друг твой Жедберн верностью присягает тебе и вот что тебе сообщаю: стой ты с войском своим под городом хоть год, или два, или три, не покоришь ты голодом града Корсуня, ибо лодки в город с питьём и едою проходят подземным ручьём, а начало того пути – к востоку от войска твоего". Князь… проведав о том от варяга, велел отыскать этот путь и тотчас перекопать его. И люди в городе изнемогли от жажды и голода и через три месяца сдались…».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В период правления князя, имя которого пропущено в отрывке, в Древнерусском государстве была законодательно запрещена кровная месть.

2) Одним из результатов деятельности князя, имя которого пропущено в отрывке, стало возведение городов-крепостей на юго-восточных рубежах Древнерусского государства.

3) Описываемые события произошли в начале X в.

4) Территория, где был расположен упомянутый в отрывке город, в настоящее время находится в составе Российской Федерации.

5) В походе, описанном в отрывке, русское войско пересекло Каспийское море.

6) Современником описываемых событий был князь Игорь Рюрикович.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       

7.Какие из перечисленных событий относятся к периоду 1921–1928 гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) X съезд РКП(б), переход к новой экономической политике (нэп)

2) II Всероссийский съезд Советов

3) роспуск Учредительного собрания

4) заключение Рапалльского договора между Советской Россией и Германией

5) введение политики «красного террора»

6) выступление «троцкистской оппозиции»

8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) Приказ № 227 («Ни шагу назад!») был издан в _______________ года.

Б) Созданный во время войны Государственный Комитет Обороны СССР возглавлял _______________.

В) Крупное танковое сражение под Прохоровкой произошло во время _______________ битвы.

 

Пропущенные элементы:

1) Сталинградская

2) Курская

3) В.М. Молотов

4) июль 1942

5) И.В. Сталин

6) июль 1943

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В
     

9.Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЕ   УЧАСТНИК
А) народное восстание в период Смутного времени Б) Итальянский и Швейцарский походы русской армии В) подавление Тамбовского восстания Г) разгром печенегов под Киевом   1) И.И. Болотников 2) М.Н. Тухачевский 3) П.И. Багратион 4) В.И. Чапаев 5) Владимир Мономах 6) Ярослав Мудрый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

10.Прочитайте отрывок из сообщения в газете «Правда» и напишите географическое название, дважды пропущенное в тексте.

 

«ТАСС сообщает, что японская военщина 31 июля нарушила советскую границу на высотах, что к западу от озера _________, и японские войска, открыв неожиданный артиллерийский огонь, внезапно атаковали в ночное время войска пограничной охраны СССР, расположенные на границе. Японцы заняли советскую территорию глубиной в четыре километра. На высотах к западу от озера _________ завязался бой, продолжавшийся несколько часов. Японская военщина получает сильный отпор, и японские войска несут большие потери в людях и материальной части. Потери советских войск выясняются».

11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
_________________(А) Невская битва __________________(Б)
__________________(В) Введение правила Юрьева дня Война Алой и Белой розы в Англии
XVII в. _________________(Г) __________________(Д)
XVI в. __________________(Е) Образование Речи Посполитой

 

Пропущенные элементы:

1) поход хана Тохтамыша на Москву

2) XIII в.

3) Жакерия во Франции

4) XIV в.

5) XV в.

6) разгром войск крымского хана при Молодях

7) издание Новоторгового устава

8) казнь английского короля Карла I

9) принятие Великой хартии вольностей в Англии

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

12.Прочтите отрывок из указа российского императора.

«Признавая нужным устроить под начальством генерал-адъютанта _____________ Третье Отделение при собственной моей канцелярии, я повелеваю: Особенную Канцелярию министерства внутренних дел уничтожить, обратя часть чиновников оной в состав сего Отделения.

Предметами занятий сего Третьего Отделения собственной моей канцелярии назначаю:

1. Все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции.

2. Сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов.

3. Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и проч., коих розыскания и дальнейшее производство остаётся в зависимости министерств: финансов и внутренних дел.

4. Сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предмету распоряжения.

5. Высылка и размещение людей подозрительных и вредных.

6. Заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заточения, в кои заключаются государственные преступники.

7. Все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в предел государства прибывающих и из оного выезжающих.

8. Ведомости о всех без исключения происшествиях.

9. Статистические сведения, до полиции относящиеся».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Одной из предпосылок подписания данного указа стали события, которые произошли на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

2) Государственный орган, созданный по данному указу, в разное время возглавляли М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев.

3) Одной из функций государственного органа, о создании которого идёт речь в указе, был сбор определённых статистических данных.

4) Государственный деятель, фамилия которого пропущена в отрывке, – А.Х. Бенкендорф.

5) Данный указ был подписан императором Александром I.

6) В компетенцию государственного органа, о создании которого идёт речь в указе, не входил сбор информации религиозного характера.

13.Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

 

Рассмотрите схему и выполните задания 13−16.

14.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

 

15.Укажите фамилию предводителя народного восстания второй половины XVIII в., одним из последствий которого было переименование реки, дважды обозначенной на схеме цифрой «5».

 

16.Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в период правления Петра I был взят русскими войсками.

2) На схеме отмечен город, где в период Смуты было сформировано Второе земское ополчение.

3) При подготовке к взятию города, обозначенного на схеме цифрой «4», была построена крепость Свияжск.

4) По реке, трижды обозначенной на схеме цифрой «2», проходила бóльшая часть древнего торгового пути «из варяг в греки».

5) На схеме отмечен и подписан город – столица Сибирского ханства.

6) Все походы, обозначенные на схеме стрелками, были осуществлены в течение одного года.

17.Установите соответствие между произведениями культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКА
А) икона Спас Нерукотворный Б) поэма «Хорошо» В) «Задонщина» Г) опера «Пиковая дама»   1) Данное произведение культуры посвящено Куликовской битве. 2) Автор – Симон Ушаков. 3) Автор был участником Великой Отечественной войны. 4) Автор – В.В. Маяковский. 5) Данное произведение посвящено событиям периода Смуты в России. 6) Автор – П.И. Чайковский.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г
       

18.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Декрет, название которого написано на почтовом блоке, был принят II съездом РСДРП.

2) Здание, изображённое на марке, построено в стиле классицизм.

3) Исторический деятель, изображённый на почтовом блоке, был председателем Временного правительства.

4) Данная марка выпущена в период, когда Генеральным секретарём ЦК КПСС был М.С. Горбачёв.

5) Современником события, юбилею которого посвящён почтовый блок, был П.А. Столыпин.

19.Какие из памятников архитектуры были сооружены в том же веке, когда родился исторический деятель, изображённый на марке? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.

 
 

20.Укажите год, когда состоялся референдум, о котором идёт речь в отрывке. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название высшего органа государственной власти СССР, о котором идёт речь.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из выступления политического деятеля

«Сегодня я хотел обратиться к вам по жизненно важному для всей страны вопросу. Это – предстоящий референдум о будущем нашего Союза. Он проводится в соответствии с решением [высшего органа государственной власти СССР]. …17 марта советские люди должны дать ответ на один вопрос. Вот как он поставлен Верховным Советом: "Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" Ответ должен быть однозначным: да или нет. Каждый из нас в отдельности и все мы вместе должны сделать выбор…

Хотя дискуссии по этому вопросу продолжаются, уже сейчас со всей определённостью можно сказать: советские люди за сохранение Союза как общего достояния всех наших народов, их надёжной опоры.

Столь же решительно они выступают за его обновление, с тем чтобы все живущие в нём народы могли свободно развиваться, чувствовали себя хозяевами собственной судьбы.

Общее представление о том, каким должно быть обновлённое союзное государство, даёт проект нового Союзного договора. Он опубликован в печати. Что главное в концепции обновления Союза? Это прежде всего суверенитет республик – субъектов федерации, обеспечивающий право каждого народа на самоопределение и самоуправление. Это совместное участие республик в реализации союзных полномочий, то есть всего того, что они поручают центральным органам власти и управления. Суверенным республикам нужна жизнеспособная федерация, которая действительно могла бы отстаивать общие интересы…

По своему политическому весу и кредиту доверия Советский Союз выступает сегодня на международной арене как мощное государство, которое не без оснований называют супердержавой. Его политика оказывает влияние на все процессы, происходящие в мире. Огромные усилия понадобились, чтобы приобрести такое влияние. А растранжирить его, пустить по ветру можно очень быстро. Добавлю: за исключением отъявленных реакционеров и милитаристов, никто в мире не хочет ослабления роли Советского Союза в международных делах.

Вот на всех этих доводах, дорогие товарищи, и основано моё твёрдое убеждение в необходимости сохранения Союза и его глубокого обновления».

21.Укажите позицию автора выступления по вопросу сохранения обновлённого Союза. Какие доводы приводит автор выступления в обоснование своей позиции? Укажите любые два довода.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

 

22.Укажите результат референдума, о котором идёт речь. Каков был итог работы над заключением Союзного договора, о проекте которого идёт речь? Укажите причину такого итога.

 

23.В чём заключался порядок назначения на должность в Российском государстве, получивший название местничество? Назовите монарха, в период правления которого произошёл окончательный отказ от местничества. Укажите одну любую причину отказа от местничества.

24.По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения:

 

«Внутренняя политика императрицы Елизаветы Петровны была продолжением политики Петра I».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25.Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Иван Фёдоров; 2) М.Б. Барклай де Толли; 3) Г.В. Плеханов

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

— назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

Внимание !

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной Вами);

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.