Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольная работа. Содержание



 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Курганский государственный университет»

(КГУ)

Институт педагогики, психологии и физической культуры

Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам

Форма обучения: заочная

Контрольная работа

по дисциплине «Педагогика и методика социально – культурной деятельности»

на тему: «. Народное творчество, фольклор и их духовно-нравственный образовательный потенциал»

Выполнил:

студент группы ПФЗ - 20219                                                           Е.В. Бурова

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент                                                                Е. А. Казанцева

 

Курган, 2021

Содержание

Введение                                                                                           3

1. Народное творчество                                                                    4-7

1.1. Духовно-нравственный образовательный потенциал народного творчества                                                                                               8-11

2. Фольклор                                                                                       12

2.1. Духовно-нравственный образовательный потенциал фольклора 13-14

Заключение                                                                                    15-16

Список используемой литературы                                               17


 

Введение

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.  

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего дошкольного возраста.    

Перед семьёй, детей дошкольного возраста стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности дошкольника.


 

1. Народное творчество

Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художеств, творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе обществ, трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художеств, освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.

Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств, сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отд. мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.

Коллективность народного творчество, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов народное творчество, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно - обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение.

Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа. С социальным развитием человечества, формированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода народное творчество повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Ограниченная связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художеств, уровень народного искусства. К тому же народное творчество выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем народное творчество веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия народное творчество на всё мировое искусство, о чём свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф. Гойи, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. Народное творчество сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его борьбы за своё счастье.

В условиях капитализма, попав в сферу буржуазных общественно-экономических отношений, народное творчество развивается крайне неравномерно. Многие его ветви деградируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения; другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь к требованиям рынка. В 19 в. рост национального самосознания, демократического и национального - освободительного, движения, развитие романтизма пробуждают интерес к народному творчеству. В конце 19—20 вв. усиливается влияние фольклора на мировую культуру, восстанавливаются некоторые утраченные отрасли народного творчества, организуются музеи и общества его охраны. Вместе с тем государство и частное меценатство зачастую подчиняет Народное творчество коммерческим целям, интересам «индустрии туризма», для чего культивирует в нём наиболее архаичные черты и религиозно-патриархальные пережитки.

В социалистическом обществе созданы условия для сохранения и развития народного творчества; наследуя и утверждая национальные народные традиции, оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой, преображённой действительности; народное творчество пользуется стоматической поддержкой государства и обществ, организации, его мастерам присуждаются премии и почётные звания. Создана сеть народного искусства учреждений - институтов и музеев, изучающих опыт народное творчество и способствующих его развитию. Многие традиционные жанры народного творчества отмирают, но другие находят новое место в жизни. Рождаются и новые формы художеств, культуры народных масс. Интенсивно развивается художественная самодеятельность(хоры, хореографические коллективы, народные театры и т. д.), имеющая другую природу, чем народное творчество, но отчасти использующая его наследие. Созданные за мн. века высокие образцы народного творчества сохраняют значение вечно живого культурного наследия, сокровищницы художеств, опыта народных масс.


 

1.1. Духовно-нравственный образовательный потенциал народного творчества

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является устное народное творчество. Поэтому работу по реализации программы по духовно – нравственному развитию необходимо начинать именно с возрождения интереса у детей к устному народному творчеству. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам.

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.

Цель духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять в душах наших детей семена любви к своей семье, к культуре и богатству своего народа. Необходимо с раннего детства развивать у детей понимание культурного наследия, воспитывать бережное отношение к нему.
Что может заинтересовать ребенка? Наша многовековая история и культура, в основе которой всегда было терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности. Работу лучше начинать со знакомства детей с произведениями устного народного творчества. Именно знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) играет важную роль в формировании нравственных представлений. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщали их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного.
Огромной любовью пользуются у детей сказки. Слушая их, дети начинают испытывать те или иные переживания. Сказки пропитаны оптимизмом, имеют счастливые концовки, выражают мечты о будущем. В образах главных героев ярко выражены: доброта, честность, человеколюбие. Они становятся нравственным эталоном для поступков детей. Сказка, ее композиция, яркое противостояние добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку особенно интересной для детей. Она является незаменимой в формировании нравственного поведения ребенка.
Значительный нравственный, этический потенциал заложен и в русских народных пословицах и поговорках. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, на природу, общественное устройство, а главное отношение народа к окружающей действительности и представлении о своем месте на земле. Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на формирование любви к родному краю, бережное отношение к тому, что окружает человека.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. При разучивании и исполнении фольклорных произведений, вникая в смысл действия, мы подводили детей к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Здесь мы использовали различные методы и приемы: знакомили с различными малыми фольклорными жанрами, заинтересовывали инсценировкой песен, сказок, художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, детских рисунков, слушанием музыки.
Важным приёмом является одобрение положительных примеров поведения и неодобрения отрицательных. Большую роль можно отвести к  музыкальным театрам. Театр берёт на себя роль упражнений, наглядного показа образцов поведения в различных ситуациях. Это один из многих видов деятельности, которым увлечены все дети.

Знакомя детей с устным народным творчеством, мы ставили перед собой следующие задачи:

- сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;
- воспитывать у детей чувства милосердия, доброты, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;
- развивать любовь к истокам русской народной культуры, интереса к устному народному творчеству.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. Дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку "путеводную нить".

2. Фольклор

    Фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность традиционного фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней открытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец, занятия фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни.

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.         

Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности,

насколько это возможно.
2.1. Духовно-нравственный образовательный потенциал фольклора

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача психолога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.     

Знакомя детей с произведениями устного народного творчества необходимо выполнить следующие задачи: -средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе; -воспитание чувств доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости; -формирование любви к истокам культуры, интереса к устному народному творчеству.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое».

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т.д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Оно концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все " формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.

 


 

Заключение

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

 

 

                                 


 

Список используемой литературы

1. Акинин В.П., К мудрости ступенька: о русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М.: Просвещение, 2008.

2. Бойчук, И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа / И.А. Бойчук. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 416 c.

3. Волшебный мир народного творчества. В 2 частях. Часть 1 / Т.Я. Шпикалова и др. - М.: Просвещение, 2015. - 134 c.

4. Елеонский, С. Ф. Литература и народное творчество. Учебное пособие / С.Ф. Елеонский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 2016. - 240 c.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 304 c.

6. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПБ.: Детство-Пресс, 2004. - 244с.

7.  Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. ФГОС / Л.С. Куприна. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 175 c.

8. Никулина Л. А. Роль фольклора в нравственном и эстетическом воспитании личности/ Л. А. Никулина, Т. А. Мирошникова // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1051-1052

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии. — М. : Фаир-Пресс, 2004. — 574с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.